Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение м. б. использовано при проектировании узлов разгрузки роторов центробежных насосов от действия осевых сил. Цель изобретения - упрощение конструкции насоса. Насос содержит корпус 1 с зоной нагнетания, ротор 2 с рабочими колесами 3, гидропяту и подшипник. Гидропята включает разгрузочный диск 4, образующий с корпусом 1 цилиндрическую и торцовую дросселирующие щели 5 и 6. Подшипник включает втулку 7, размещенную с зазором 8 относительно ротора 2. Подшипник установлен между гидропятой и колесом 3 последней ступени, образующим с корпусом 1 заднюю пазуху 9. Между ротором 2 и корпусом 1 образована кольцевая полость 10, сообщенная с зазором 8 подшипника и щелью 5 гидропяты . Кольцевая полость 10 сообщена с зоной нагнетания, а зазор 8 подшипника -- с центральной частью задней пазухи 9. Зазор щели 5 гидропяты превышает зазор 8 подшипника. Такая конструкция насоса исключает автономный источник высокого давления, эрозионный износ подшипника за счет снижения перепада давления на нем, повышая надежность. 1 ил. S (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО1.1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5И 4 F 04 D 29 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4131538/25-29 (22) 08.10.87 (46) 30.12.88. Бюл. № 48 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного и энергетического насосостроения (72) И. С, Скуба, К. В. Лисицын и Н. Н. Боярко (53) 621.671 (088.8) (56) Патент СССР № 291483, кл. F 04 D 29/22, 1967.

Авторское свидетельство СССР № 1195064. кл. F 04 D 29/04, 1984. (54) ЦЕ НТРО Б ЕЖН Ы Й НАСОС (57) Изобретение м. б. использовано при проектировании узлов разгрузки роторов центробежных насосов от действия осевых сил. Цель изобретения — упрощение конструкции насоса. Насос содержит корпус 1 с зоной нагнетания, ротор 2 с рабочими ко„„SU„. 1448112 А1 лесами 3, гидропяту и подшипник. Гидропята включает разгрузочный диск 4, образующий с корпусом 1 цилиндрическую и торцовую дросселирующие щели 5 и 6. Подшипник включает втулку 7, размещенную с зазором 8 относительно ротора 2. Подшипник установлен между гидропятой и колесом 3 последней ступени, образующим с корпусом 1 заднюю пазуху 9. Между ротором 2 и корпусом 1 образована кольцевая полость 10, сообщенная с зазором 8 подшипника и щелью 5 гидропяты. Кольцевая полость 10 сообщена с зоной нагнетания, а зазор 8 подшипника -— с центральной частью задней пазухи 9. 3азор щели 5 гидропяты превышает зазор 8 подшипника. Такая конструкция насоса исключает автономный источник высокого давления, эрозионный износ подшипника за счет снижения перепада давления на нем, повышая надежность. 1 ил.

Формула изобретения

1

Изобретение относится к насосостроеник. и может быть использовано при проектировании узлов разгрузки роторов центробежных насосов от действия осевых сил.

Цель изобретения — упрощение конструкции путем исключения автономного источника высокого давления и повышение надежности путем исключения эрозионного износа подшипника за счет снижения перепада давления на нем.

11а чертеже показан описываемый насос.

Центробежный насос содержит корпус 1 с зоной нагнетания, ротор 2 с рабочими колесами 3, гидропяту, включающую разгрузочный диск 4, образующий с корпусом 1 цилиндрическую и торцовую дросселирующие щели 5, 6, и подшипник, включающий втулку 7, размещенную с зазором 8 относительно ротора 2, и установленный между гидропятой и рабочим колесом 3 последней ступени, образующим с корпусом 1 заднюю пазуху 9. Между ротором 2 и корпусом 1 образована кольцевая полость 10, сообщенная с зазором 8 подшипника и цилиндрической щелью 5 гидропяты. Кольцевая полость

10 сообщена с зоной нагнетания, а зазор 8 подшипника — с центральной частью задней пазухи 9, при этом зазор цилиндрической щели 5 гидропяты превышает зазор 8 под1ципника.

Ротор 2 включает в себя актификационную втулку 11, которая и образует с втулкой 7 подшипника зазор 8. Кольцевая полость 10 сообщена с зоной нагнетания посредством канала 12. Канал 12 может быть подключен как к полости нагнетательного патрубка 13, так и к периферии задней пазухи 9.

Насос работает следующим образом.

При вращении ротора 2 жидкость подается от рабочего колеса 3 в зону нагнетания корпуса 1 через нагнетательный патрубок 13 в линию нагнетания. Часть жидкости по каналу 12 из зоны нагнетания поступает в кольцевую полость и разделяется на два потока: основной поток через дросселирующую щель 5 направляется к гидропяте, а обратный поток — через зазор 8 подшипника в заднюю пазуху 9. Вследствие значительной разницы в величине зазоров и перепадов давлений протечка через гидропяту во много раз превышает протечку через подшипник, охлаждающую рабочие поверхности трения втулок 7 и 11. Гидравлическая осевая сила воспринимается гидропятой, перепад давления на которой срабатывается в цилиндрической и торцовой щелях 5, 6.

При изменении подачи насоса происходит перераспределение давлений на щелях гидропяты и осуществляется автоматическая разгрузка осевых сил. Вследствие того, что подшипник и гидропята работают параллельно, отпадает необходимость в согласованности их работы при изменении подачи, что повышает надежность и работоспособность узла, а также упрощает конструкцию.

Подшипник, выполняя функции только опоры скольжения, поставлен под незначительный перепад давления, обусловленный только разностью давлений в центральной части задней пазухи 9 и местом подключения канала 12 к зоне нагнетания: нагнетательному патрубку 13 или периферийной части задней пазухи 9. При подключении канала 12 к периферии задней пазухи 9 перепад на подшипнике можно свести к минимуму, обусловленному только величиной динамического напора в пазухе 9. В результате уменьшается скорость потока жидкости, проходящего через зазор 8 подшипника, а следовательно, и эрозионный износ втулок 7, 11, как элементов, образующих подшипник.

Центробежный насос, содержащий корпус с зоной нагнетания, ротор с рабочими колесами, гидропяту, включающую разгрузочный диск, образующий с корпусом цилиндрическую и торцовую дросселирующие щели, и подшипник, включающий втулку, размещенную с зазором относительно ротора, и установленный между гидропятой и рабочим колесом последней ступени, образующим с корпусом заднюю пазуху, при этом между ротором и корпусом образована кольцевая полость, сообщенная с зазором подшипника и цилиндрической щелью гидропяты, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции путем исключения автономного источника давления и повышения надежности путем исключения эрозионного износа подшипника за счет снижения перепада давления на нем, кольцевая полость сообщена с зоной нагнетания, а зазор подшипника — с центральной частью задней пазухи, при этом зазор цилиндрической щели гидропяты превышает зазор подшипника.

Составитель Л. Анисимова

Редактор М. Бандура Текред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 6828 41 Тираж 574 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4