Привод рабочих органов машин для внесения органических удобрений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к оборудованию машин для внесения органических удобрений. Цель изобретения - повьппение зксплуатационной надежности ну тем предохранения привода рабочих органов от перегрузок. Привод рабочих органов содержит коническо-цилиндрический редук тор, составной промежуточный вал которого состоит из двух частей, соединенных между собой при помощи плавающей муфты 10. Часть вала 9. кинематически связанная с разбрасывающим органом, установлена консольно. Другая часть вала 11, связанная с цепочно-планчатым транспортером, расноложена внутри полого консольно установленного вала-щестерни 12, на конце которого установле.ча предохранительная муфта 13, снабженная усгройством блокировки в виде опорного кольца в разомкнуто.м состоянии . 1ри возрастании момента сопротивления на цепочно-планчатом транспортере величины настройки предохранительной муфты 13 происходит ее размыкание. После устранения причин перегрузки привода вал 1 1 проворачивают с опорным кольцом в противоположную сторону, что приводит к замыканию муфты 13 и возобновлению работы привода. 1 з. п. ф-лы, 5 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1449047 А 1 (5)) 4 А 01 С 3/О
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4031979/30-15 (22) 05.03.86 (46) 07.01.89. Бюл. Ле 1 (7l ) Белорусский политехнический институт (72) А. Т, Скойбеда, А. И. Бобровник, Н. А. Бендик (8(.) ), Беззази Б. А. (Г) 7), А. A. Сабада<п и Н. М. Жук < ) (53) 631.333(088.8) (56) Машина для внесения органических удобрений ПРТ-10. Техническое описание и инструкция по аксп.<уатации. Минск. Цолычя
1980.
Авторское свидетельство СССР ,)л< 1176867, кл. А 01 С 15/09, 1984. (54) IIPHBO3, РАБОЧИХ ОРГАНОВ МАШИН ДЛЯ BI IF(.FHÈË ОРГАНИЧЕСКИХ
УДОБРЕНИЙ (57) Изобретение относится к сельскохозяи< TB<. иному машиностроению, в частности к оборудованик) машин для внесения органических удобрений. 1!ель изобретения — floвып<ение эксплуатационной надежности пу теч предохранения привода рабочих органов от перегрузок. Привод рабочих органов
< одержит коническо-цилиндрический редук тор, составной промежуточный вал которого состоит из двух частей, соединенных чеж.<у собой при помощи плавающей муфгы 10. Часть вала 9. кинематически связанная с разбрасывающим органом, установлена консольно. Другая часть вала 11, связанная с цепочно-планчатым транспортером, расположена внутри полого консольно установленного вала-шестерни 12, на конце которого установлена предохранительная муфга 13, снабженная усгройством блокировки в ниде опорного ко.lbllà в разомкнутом состоянии. Iри возрастании момента сопротивления на цепочно-планчатом транспортере бо.! bп<е величины нас ройки предохранительной чуфты 13 происходит ее азмыкание.
ГIосле устранения причин перегрузки привода вал 1! проворачивают с опорным кольцом и противоположную сгорону, что приводит к замыканию муфты 13 и возобновлению работы привода. 1 з. и. ф-лы, 5 ил.
1449047
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроени о, в частности к оборудованию машин для внесения органических удобрений.
Цель изобретения — повышение надежности работы привода рабочих органов и улучшение эксплуатационных качеств машин для внесения органических удобрений путем обеспечения надежного предохранения привода рабочи органов машины от перегрузок.
На фиг. 1 показана кинематическая схема привода рабочих органов машин для внесения органических удобрений; на фиг. 2 кинематическая схема коническо-цилиндрического редуктора; на фиг. 3 продольный разрез кулачковой предохранительной муфты; на фиг. 4 и 5 -- вид А на фиг. 3 (фазы работы муфты).
llривод рабочих органов машин дпя внесения органических удобрений (фиг. 1) содержит карданный вал 1 телескопического типа. передний 2 и задний 3 валы, соединенные цепной муфтой 4, коническо-цилиндрический редуктор 5 (фиг. 2) содержит ведущий вал 6, выполненный за одно целое или жестко связанный с шестерней 7, которая входит в зацепление с коническим колеc0vI 8, закрепленным на консольно установленном в подшипниковых опорах вала 9, кинематически связанном с разбрасывающим органом. Вал 9 через плавающую муфту 10 связан с валом 11, проходящим внутри полого, консольно установленного в подшипниковых опорах вала-шестерни 12, На концах валов 11 и 12 смонтирована кулачковая ripe roKð3)IHTåëüHBH муфта 13. Вал-шестерня 12 находится в зацеплении с зубчатым колесом 14, закрепленным на выходном валу 15 редуктора, кинематически связанном с цепочно-планчатым транспортером.
Полумуфты с пазами плавающей муфты 10 могут быть выполнены непосредственно на валах 9 и 11 или жестко закреплены на них. Между полумуфтами расположен промежуточный диск 16 с кулачками, выполненными на противоположных торцах крестообразно и входящими в соответствующие пазы на полумуфтах. На конце полого вала-шестерни 12 жестко закреплена ведомая полумуфта 17 кулачковой предохранительной муфты 13 (фиг. 3), на торце одного из кулачков которой закреплен штифт 18, входящий в прорезь опорного кольца 19 с торцовыми выступами, имеющими окружной шаг; равный шагу кулачков Опорное кольцо 19 расположено внутри ведущей полумуфты 20, установленной с возможностью осевого перемещ.ния по шлицам на конце вала 11 и подпружиненной к ведомой полумуфте )i набором тарельчатых пружин 21, расположенных внутри стакана 22, закрепленного на ведущей полумуфте 20. Сила сжатия полумуфт 17 и 20, 3 следовательно, и величина передаваемого муфтой крутящего мо5
55 менты, регулируется при помощи шайбы 23, набора колец 24, фиксируемых на валу 11 стопорным кольцом 25.
Вал 11 центрируется внутри полого валашестерни 12 с помощью подшипников 26 скольжения и может быть выполнен в виде торсиона.
Привод рабочих органов машин для внесения органических удобр(ний работает следующим образом.
Предварительно ocугцеcTBJIHEOT настройку кулачковой предохранит«льной муфты 13
Hd величину допускаемо) 0 ., утящего момента, действующего !I3 цепочно-планчатый транспортер, с учетом передаточного отноIlleния кинематической цепи, связывающей вал-шестерню 12 с веду<ними валами ветвей
Тр3 H(Ii0pTepd. НlicTpOHK3 ocъ ill(ств.)летс я пхтем изменения количеств; ) ;олен в наборе 24.
Крутящий моме)IT 01 карданного вала 1 телескопического типа )ерсз валы 2 и 3, цеп
Hl K) мх фтх 4, E3(l.п E> H к< ничс(KQ Kl III! CT(pHIo 7 пер(дается HEI коническое колесо 8., 1алее крутящий момент разделяется на два потока. один из них с консольно установленного вала 9 через кинематическую цепь передается на разбрасываю>цее устройство, а другой с вала 11 через кулачковую предохраительную муфту 13,;п>лый в(iil-и естерню 12, цилиндричесhO(кол(co 1-1 )<еред()ется на выходной в;).I 15 кони цско-ци.)индрического редх ктор;I, )..(3ëee крутя)ций мом(ч(т, Г)вздел и вп(и(ь (. (це раз на два lioTohd, передается ч(рез < 00гветствуK)IILHC ки(ц маТИЧ(. СКИС IIOII H >I 3 В(Дl lliH(Вd. I Ы В(I Bt. И II(IIO×—
Но-планч )того транснорпера.
1lpH возрастании мом Hò3 cOllpoTHBления на ц(.Иочно-планч атом трансll<)pT(. ре BOBpdс. тает момент, передаваемый кулачковой предохранительной муфтой 13. Г!ри достижении моментов сопротивления величины, на передачу которой настроена предохранительная муфта 13, произойдет ее размыкание.
При этом ведугцая полумуфта 20 вместе с установленным с возможностьк> вращения на нс и опорным кольцом 19 )3 сч(I H 1 отталкивания, возникак>щих на раб()чих поверхностях кулачков, сжимая пружины 21, выйдет из зацепления с B(rîìoé полумуфтой
l7, кулачки которой обопрутся на выспуны опорного кольца 19. При дальней)пем iроте ведущей позумуфты 20 E)ìecT(с BEIлом 11 опорное кольцо 19 будст удерживат)— ся от проворота штифтом 18, закрепленным на торце одного и:(кулачков ведомой полумуфты 17, и препятствовать замыканию мхфты. Кр>< TH I(EH)I 510%1(HT ив lit. IIO (Ho т б(з нагрузки, в холос(ук).
Для замыкания муфты после устранения причин перегрузки IlpHBO!)3 пепочно-планчатого транспортера достаточно вал 11 вместе с ведущей полумуфтой 20 и опорным
1449047 кольцом 19 провернуть в противоположную сторону. При этом кулачки ведомой полумуфты 17 сойдут с выступов опорного кольца 19, а пружины 21, перемешивая ведущую полумуфту 20 вместе с опорным кольцом 19 по шлицам вала 11, замкнут муфту 13.
Установка в приводе рабочих органов кулачковой предохранительной муфты с устройством блокировки ведущей полумуфты в разомкнутом положении обеспечивает надежное предохранение элементов привода и рабочих органов от перегрузки, что приводит к повышению надежности привода рабочих органов машин для внесения органических удобрений и к улучшению эксплуатационных качеств машин.
Выполнение части промежуточного вала кон ическо- цилиндрического редуктора, кинематически связанной с транспортером в виде торсиона приводит к снижению динамических нагрузок в приводе.
Формула изобретения
1. Привод рабочих органов машин для внесения органических удобрений, содержащий карданный вал, передний и задний валы, соединенные посредством ценных муфт, предохранительную муфту и коническо-цилиндрический редуктор, промежуто:— ный вал которого кинематически связан с цепочно-планчатым транспортером и с разбрасывающим органом, от,шчающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем предохранения привода рабочих органов машин от перегрузок, промежуточный вал выполнен из соединенных плавающей муфтой частей, а вал-шес1ерня — полым, установлен консольно и на его конце закреплена ведомая полумуфта с кулачками на ее торцовой поверхности, при этом часть промежуточного вала, конец которой кинематически связан с разбрасывающим органом, установлена консольно, а часть вала, конец которой кинематически связан с цепочно-планчатым транспортером, 15 расположена в полости вала-шестерни и на ее конце установлена с возможностью осевого перемещения подпружиненная ведущая полумуфта со смонтированным на ней с возможностью вращения устройством ее блокировки в разомкнутом положении в виде опорного кольца с выступами и прорезью, в которой расположен штифт, закрепленный на торце однгго из кулачков ведомой полумуфты.
2. Привод по и. 1, отличающийся тем, что, 25 с целью снижения динамических нагрузок в приводе, часть промежуточного вала, кинематически связанная с цепочно-планчатым транспортером, выполнена в виде торсиона.! 449047 ди14 подвернута
Щ(/2 4
13
cput.5 !.((! сии ((.ii, 1> I>! t>H(>ti ! ела л > )I (. 11;I TÐ (((с в;> 1с>;>(11 1!>;(с I((>i>l oë((>;: .Ì >1;(> o»x(>tttt>(t(> и
>ила, >,,iрк>t I 3 ира >л ((I 1(.(иi i >«>i
1!11!1111111 осударствеино> о ло»» . ета (.<.С!> ио исаа>и изобр(теиий и отлр>,(тий
113035, М скво. Ж !5. Ра1(иола>(иаб, а, 4 5>
11рои иодствеHHo-поли> оа(1>ич(и ("р л. (; иятие. I >игори,;. (.l Пр>н л l>((я, 4