Устройство для проворачивания ротора турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устрвам для технологического обслуживания турбомашин и позволяет повысить плавность поворота ротора турбомашины. Механизм поворота, размещенный в корпусе 1 и взаимодействующий с ротором 2, выполнен в виде эластичной торообразной камеры 3, состоящей из неравновеликих секций 4 и 5, роликов 6, кареток 8, 9 и связывающих каретки силовых элементов 10. Камера размещена в корпусе и охватывает ротор. Ролики контактируют с секциями, а их оси расположены в каретках . Секции разделены перегородками 12, 13 на форкамеры 14, 15 и основные камеры 16, 17. Форкамеры 14, 15 сообщены через электропневмоклапаны 18, 19, подключенные к двухпозиционным концевым выключателям 20, 21, с соответствующими камерами 16, 17 и с пневморегулятором 25. Бегущая волна от пневморегулятора оказывает давление на ролики, которые, обкатывая секции 4 и 5, наезжают Hia выключатели ,- прекращая или обеспечивая доступ воздуха в форкамеру 14 или 15. 2 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 01 D 25/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4212792/24-06 (22) 20.03.87 . (46) 07.01.89. Бюл. У 1 (72) О.И.Михайлов (53) 621.135.621.756.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР, У 309140, кл. F 01 0 25/34, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВОРАЧИВАНИЯ
РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к устрвам для технологического обслуживания .турбомашин и позволяет повысить плавность поворота ротора тур- бомашины. Механизм поворота, размещенный в корпусе 1 и взаимодействующий с ротором 2, выполнен в виде эластичной торообразной камеры 3, состоящей из неравновеликих секций 4
„.SUÄÄ 1449672 А1 и 5, роликов 6, кареток 8, 9 и связывающих каретки силовых элементов 10.
Камера размещена в корпусе и охватывает ротор. Ролики контактируют с секциями, а их оси расположены в каретках. Секции разделены перегородками 12, 13 на форкамеры 14, 15 и основные камеры 16, 17. Форкамеры 14, 15 сообщены через электропневмоклапаны 18, 19, подключенные к двухпозиционным концевым выключателям 20, 21, с соответствующими камерами 16, 17 и с пневморегулятором 25. Бегущая волна от пневморегулятора оказывает давление на ролики, которые, обкатывая секции 4 и 5, наезжают на выключатели, прекращая или обеспечивая доступ воздуха в форкамеру 14 или 15. 2 ил, 1449672 паны (ЭПК) 18 и 19, подключенные к двухпозиционным концевым выключателям 20 и 21, расположенным в зоне 22
35 разъединения секций 4 и 5. Форкамеры (входы форкамер) 14 и 15 через другие ЭПК 23 и 24 соединены с пневморегулятором 25, который подключен к источнику (не показан) сжатого газа (компрессор, ресивер). ЭПК 18 и 19 сообщены с ЭПК 23 и 24, а по". следние электрически связаны с концевыми выключателями 20 и 21. Форкамеры 14 и 15 (ЭПК 18 и 19) и основные камеры 16 и 17 имеют выхлопные патрубки 26 — 29, сообщенные с атмосферой. Корпус 1 состоит из верхней
30 и нижней 31 частей, а последняя узлами 32 крепления установлена на станине 33.
В процессе балансировки, осмотра, ремонта и дефектоскопии требуется производить неоднократный поворот ротора 2 турбомашины плавно и с мини- 55 мально возможной скоростью. Для этого на роторе 2 турбомашины с помощью кольца 10 монтируются ролики 6„ Далее
Изобретение относится к устройствам для технологического обслуживания турбомашин и может быть использовано во всех областях народного хо5 зяйства, связанных с машиностроением.
Цель изобретения — повышение плавности поворота ротора турбомашины.
На фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
Устройство для проворачивания ротора турбомашины содержит размещенный в разъемном корпусе 1 механизм поворота, выполненный в виде размещенной в корпусе 1 и охватывающей ротор 2 эластичной торообразной камеры 3 °
Последняя состоит из неравновеликих секций 4 и 5 (длина секции 4 составляет 1/3 длины секции 5), контакти" 20 рующих с роликами б, оси 7 которых размещены в каретках 8 и 9, связанных силовым элементом (кольцом) 10.
Камера 3 прижимается к внутренней поверхности 11 корпуса 1 роликами 6» 25
Секции 4 и 5 разделены эластичными перегородками 12 и 13 на фориамеры
14 и 15 и основные камеры 16 и 17.
Длина форкамер 14 и 15 составляет не менее 1,0-1,5 диаметра роликов 6. 30
Форкамеры 14 и 15 сообщены с ос-. новными камерами 16 и 17 соответственно через одни электропневмоклак станине 33 посредством узлов 32 крепления жестко закрепляется нижняя часть 31 корпуса 1 вместе с соответствующими секциями 4 и 5 камеры 3.
Устанавливается верхняя часть 30 корпуса 1 с секциями 4 и 5 кам"ры 3 и производится стыковка корпуса 1.
Для проворота ротора 2 сжатый воздух от источника сжатого газа через пневморегулятор 25 подается в форкамеры 14 и 15, основные камеры
16 и 17, секции 4 и 5 камеры 3 через
ЭПК 18,19,23 и 24 одновременно. Бегущая воздушная волна, образующаяся в камере 3, оказывает давление на ролики 6, которые обкатывают секции 4 и 5 камеры 3. При этом вращающий момент, образуемый симметрично расположенными роликами 6, передается посредством фрикционного зацепления к ротору 2, который поворачивается в подшипниках (не показаны) турбомашины. При наезде одного из роликов 6 на концевой выключатель 20 прекращается доступ сжатого воздуха от ЭПК 23 в форкамеру 14, которая в этот момент через ЭПК 18 (выхлопной патру6oI(26) соединяется с атмосферой.
Давление в форкамере 14 падает и воздух стравливается через ЭПК 18 в атмосферу.
Под давлением от ЭПК 22 в основной камере 17 секции 5 симметричный ему ролик 6 из-за неравновеликости секций 4 и 5 камеры 3 продолжает. двигаться, что приводит к перекатыванию одного из роликов 6 на форкамеру 15, минуя зону (место) 22 разъединения секций 4 и 5. При этом указанный ролик 6 нажимает на концевой выключатель 21 (вторая позиция), который включает через ЭПК 22 наддув воздухом форкамеры 15 и перекрывает сообщение ЭПК 18 с атмосферой. В этом случае достигается плавность проворота ротора 2. Пневморегулятор 25 обеспечивает минимально возможную (по коэффициенту трения) угловую скорость вращения ротора 2.
Имея набор роликов 6 различного диаметра, можно в широких пределах использовать предлагаемое устройство для проворачивания роторов 2 различного диаметра с плавным изменением скорости поворота.
Формула изобретения
Устройство для проворачивания ротора турбомашины, содержащее разСоставитель В.Гуторов
Техред М.яндык Корректор 3.Лончакова
Редактор M.Íëàíàð
Заказ 6943/33 Тираж 492 Подписное г
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 14496 мещенный в корпусе механизм поворота, взаимодействующий с ротором, и пневморегулятор, о т л и ч а ю щ е е с я тем что с целью повышения плавносю э
5 ти поворота ротора, устройство снабжено электропневмоклапанами и двухпозиционными концевыми выключателями, а механизм поворота выполнен в виде размещенной в корпусе и охватывающей ротор эластичной торообразной камеры, состоящей из неравновеликих
72
4 секций, контактирующих с последними роликов и кареток, в которых размещены оси роликов и связывающие каретки силовых элементов, при этом каждая секция разделена перегородкой на форкамеру и основную камеру, а форкамеры каждой секции сообщены через электропневмоклапаны, подклю ченные к концевым выключателям, с соответствующими основными камерами и с пневморегулятором.