Фрикционная муфта свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машпкостроения и. может быть использованр для передачи крутящего момента между сооснымй валами. Оель изобретения - позьшение надежности муфты . Муфта содержит концентрично установленные полумуфты (П) 1 и 3, пакет / . 13 фрикционных дисков 5, опорный диск и механизм обгона. Последний включает установленное в II 3 кольцо 9 с лунками переменной глубины, в которых установлены ролики 12. Кольцо 9 посредством опорного кольца и шариков подпружинено в направлении П 1. В П 3 размещен подпружиненный палец 15, контактирующий с кольцом 9. II 3 подпружинена к П 1. При обгоне или реверсе ролики 12 выкатываются в неглу бокую часть лунок и сдвигают П 3, размыкая фрикционные диски. Палец 15 притормаживает кольцо 9, что необходимо для выкатывания роликов 12 по наклонной поверхности лунок. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. 3 /5 k. S ел с: 10 9 12 Фи,г.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (191 (11) g y I" I 6 D 4 7 / О 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1ф. Ц 10 912
Фиг. f
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
re ИЗОБ ЕТЕНИЯМ И ОТН1 ТИММ
ПРИ ГННТ СССР.(21) 4278418/25-27 (22) 15.06.87 (46) 07.01.89. Бюл. Н 1 (75) В.А.Симаков (53) 621.825 5(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 211240, кл., F 16 D 47/04, 1968. (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТ СВОБОДНОГО
ХОДА (57) Изобретение относится к области. машпностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента- между соосными валами. Пель изобретения — повышение надежности муфты. Муфта содержит концентрично установленные полумуфты (П) 1 и 3, пакет ! фрикционных дисков 5, опорный диск и механизм обгона. Последний включает установленное в П 3 кольцо 9 с лунками переменной глубины, в которых установлены ролики 12. Кольцо 9 посредством опорного кольца и шариков подпружинено в направлении П 1. В
П 3 размещен подпружиненный палец 15, контактирующий с кольцом 9. П 3 нодпружинена к II 1. При обгоне илн реверсе ролики 12 выкатываются в неглу" бокую часть лунок и сдвигают П 3, размыкая фрикционные диски. Палец
15 притормаживает кольцо 9, что необходимо для выкатывания роликов l2 Ilo наклонной поверхности лунок. 3 з.п. ф-лы, 2 ил
l4497 !
Изобретение относится к машинос роению и может быть использовано я передачи крутящего момента в одном направлении.
Цель изобретения — повышение над9жности за счет уменьшения износа элементов муфты.
На фиг.l изображена фрикцианная муфта свободного хсда, разрез; на фиг.2 — сечение A-А на фиг.l
Фрикционная муфта свободного хода с держит полумуфту с опорным дис-.. к м, установленную на валу 2, полуфту 3, установленную на валу 4, и и кет фрикционных дисков 5. Полумуф" т 3 пОджимается пружинами б упираю.ися в нажимной диск 7. Усилие сжа. т я пружин регулируется гайкой 8.
Механизм свободного хода, разведи-2 ующий поверхности трения при останов. к ведомой Ьолумуфты и изменении на- > п авления вращения ведущей полумуфты,, сфстоит иэ кольца 9, находящегося в канавке, выполненной на торце полу- 25 м)эфты 3. Кольца 9 вместе с опорным к льцом 10 и шариками представляет собой угарный подшипник и имеет лунки 11 переменной глубины, внутри кот рых - становлены ролики 12, Для с:::ы."о.3п в го заьыкания роликов между поверхн стью лунки и торцам Ведущей пайумуф« т@ упорный подшипник поджимается к кольцу пружинами 13, усилие прижатия р@гулируется винтами 14. В полумуфте
3 выполнено радиальное отверстие, в котором установлен палец 15, контактирующии с кольцом 9. Палец 15 поджат пружиной 16, усилие поджатия р=.:" гулируется винтом i7. Притормажива- „О ние кольца 9 пальцем 15 необходимо
p,пя Остановки кОльца 9 в мОмент ьыкатывания роликов по наклонной площадке лунок 11.
Муфта работает следующим образом.
При движении полумуфты 1 относит,больно полумуфты 3 па стрелке В роли=
12 находятся B глубОкОй части лункм кольца 9, поверхности трения дисков сжаты пружинами б и передают вра«59 щающий момент на вал 4. При измене ии направления движения полумуфты 1 (no
clpeIIKe В) poJIHEH 12, IIocToHHH поджимаемые кольцом 9 через упорный подпнпник пружиной 13 к торцу, подумуфты 1, выкатываются по наклонной площадке лунок 11 в -положение, ука- эанное на фиг.2,штриховыми пиниями, 44 и, преодолевая усилие пружин 6, размыкают поверхности трения муфты (эра щающий момент на вал 4 не передается).1
Выкатившись нэ глубокой части лунки, ролики 12 упираются в ее торец и вращаются вместе с кольцом 9, опирающимся на упорный подшипник. Палец 15 притормаживает кольцо 9 во время выкатызания роликов IIo наклонной плоскости лунок. При смещении осей валов на величину, ограниченную зазором с, между дисками и полумуфтами, механизм выключения муфты остается работоспособным. Отсутствие проскальзывания роликов при обгоне, а также большая поверхность контакта роликов уменьшают износ контактирующих по- верхностей, что увеличивает длитель" ность работы при заданных параметрах, т.е. надежность муфты. Муфта может работать и как предохранительная.
Формула и э о б р е т е н и я
1.Фрккционная муфта свободного хода, содержащая концентрично установленные полумуфты, расположенные между ними пакет фрикционных дисков и опсрный диск, ь.ехы::нзм обгона, выполненный в виде установленного в наружной полумуфте кольца с лунками переменной глубин на его торце и тел качения, размещенных в лунках кольца и
Iv: нтактир-.лощих с торцом "íóòðåííåé нолумуфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, кольцо механизма обгона подпружинена к внутренней полумуфте и фрикцианно связано с наружной полумуфтой, а. поспедняя подпружинена в направлении опорного диска.
2.Муфта по п.1, с т л и ч а ю— щ а я с я тем, что тела качения выполнены в виде роликов.
З.Муфта по п.l о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что средство обеспечения фрикционной связи кольца механизма обгона выполнено в виде установленного в наружной полумуфте подпружиненного пальца„ контактирующего с. указанным кольцом, 1
4.Муфта по п.l, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что кольна механизма обгона подпружинено через промежуточную связь, выполненную в виде установленных в наружной палумуфте опорного кольца и расположенных между укаэанными кольцами шариков.
1449744
А-Д
A Б
Составитель И. Камкин
ТехредЛ.Сердюкова
Корректор .Лончакова
Редактор Н.Гунько
Тираж 784
Заказ 6945/36
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5