Способ определения ползучести строительных материалов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения деформации ползучести строительных материалов. Целью изобретения является сокращение времени испытаний. Образец нагружают постоянно возрастающим усилием с заданной скоростью G . Измеряют его деформации и их изменения во времени t. После разрушения образца испытывают следующий образец со скоростью нагружения меньшей чем первый, Фиксируют изменение его деформации во времени. Такие операции повторяют на следующих образцах , пока соотношение между скоростью нагружения и деформацией не станет величиной постоянной. Определяют для последнего образца функцию E(t), а на основе ее n(t)--- j- , и рассчитывают деформацию ползучести по формуле (t) (()ri + jn(t-r)dc, оS где О|э - постоянное напряжение; Е - модуль упругости материала. 1 табл. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 С 01 N 3/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4120845/25-28 (22) 17.09.86 (46) 07.01.89. Бюл. У 1 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им.В.В.Куйбышева (72) Л.С.Губач (53) 620.172.24(088.8) (56) ГОСТ 24452-80. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛЗУЧЕСТИ
СТРОИТЕЛЬНЪ|Х МАТЕРИАЛОВ (57) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения деформации ползучести строительных материалов. Целью изобретения является сокращение времени испытаний. Образец нагружают постоян-. но возрастающим усилием с заданной
„„SU„„1449865 д1 скоростью (з . Измеряют его деформации и их изменения во времени t. После разрушения образца испытывают следующий образец со скоростью нагружения меньшей чем первый, Фиксируют изменение его деформации во времени. Такие операции повторяют на следующих образцах, пока соотношение между скоростью нагружения и деформацией не станет величиной постоянной. Определяют для последнего образца функцию
«Е» «й»
C(t), а на основе ее 11(t)= — - — -1/t, о .и рассчитываютдеформацию ползучести
t ло формуле E(t)=(G:Е)(1+ j tt(t -c)di), 0 Ю где 5 — постоянное напряжение; Е— модуль упругости материала. 1 табл.
1449865
Изобретение относится к испытатель«jo«I технике, " именно к способам определения деформаций ползучести стро". нтельных материалов.
Целью изобретения является сокращение времени испытания .
Способ осуществляют следующим обр1азом.
На стандартном прессе устанавли- 10 ают образец и производят его нагруение с постоянной скоростью нагружеия, фиксируя с помощью мессуры и се- . ундомера изменение деформации образа во времени. Испытание продолжают о момента разрушения, после чего ксперимент повторяют с другими значе".«"- с= ::1"...-..тей /.> Нагружения образ|ов (P итоге скоростей до>юкио быть ..О. ее трех), до тех пор, пока со- 20 . «тпошени между скоростями нагружеEня и деформаций не станет величиной
Остоянной. ПО полученным данным опеделяют зависимость деформации E от ремени при различных значениях .. 25 скоростей нагружения и в области ли-
«1ейнсй вязкоупругости аппроксимируют е подходящей функцией Я (, :), на ос« oBe чегО Определяют функцию II(t)y располагая этой функцией, опреде- 3п яют значения деформации ползучести
«1ри пс стоянном напряжении (> по фор« уле
F(;)=G /Б (l« ) tI(t-с) и tj, 35
Е d( де П{ } = = — — — — 1/t (>о
dF скорость дефо1>мации;
Š— модуль упругости матери- . 4O
a$I3 о ! Пример. При испытании наибо> ее целесообразно начать со стандартI oé скорости нагружения, которая для
«каждо ro материала нормируется ГОСТами. 45
Например для бетон îíà составляет
1 О, 6+О, 2) 1Па/с. Каждая последующая скорость должна быть меньше предыдущей. На сколько (Bo сколько) мень— ше — это несущественно. Существенно 50 лишь то, что по мере уменьшения скорости мы дОлжны попасть в лине "i«IE/Io
Область. Например, >3 качестве первой
1,начальной) скорости принимают (1„6 ЫПа/с, при этом деформация ñîñтавляет 36 ед. Вторую скорость принимают вдвое меньше, т.е. О,З-МПа c, а деформация уменьшается в четыре раза и составляет 9 ед.Пока находятся в нелинейной области, продолжают эксперимент. Следующую скорость уменьшают еще вдвое, т.е. 0,15 MIIa/ñ, а деформация уменьшается втрое и составляет 3 ед. Нелинейность сохраняется. хотя степень нелинейности уменьшается. Следующую скорость принимают опять вдвое меньше, т.е.
0,075 МПа/с, при этом деформация составляет 1,2 ед., что меньше предыдущей в 2,5 раза. Находятся почти на границе линейность — нелинейность.
Следующая скорость снова вдвое меньше, т.е. 0,0375 MIa/с, а деформация—
0,6 ед., т.е. тоже оказывается" вдвое меньше предыдущей. Значит, достигают линейной области и поэтому эксперимент прекращают.
I3 пределах линейной вязкоупругости зависимость f(t) хорошо аппрок(,з симируется уравнением E (t)=2,5 t дифференцируя которое получают
d f(t ) /dt=3, 25 t ц . Подставляя по следнее выражение в функцию П(), получают П()=1,75 10 t - 1/t. С использованием этого выражения по формуле рассчитывают деформации ползучести, значения которых представлены в таблице. Там же представлены данные полученные по известным способам определения ползучести.
Таким образом, за счет одновременного испытания нескольких образцов с различными скоростями нагружения сокращается время определения параметров ползучести.
Формула изобретения
Способ определения ползучести строительных материалов, по которому нагружают образцы и измеряют изменение их деформации во времени, по которому судят о ползучести, î T л ич а ю шийся тем, что, с целью сокращения времени определения, образцы нагружают при разных скоростях
G нагружения и изменяют скорости нагружения до тех пор, пока соотношение между скоростью нагружения и деформацией не станет постоянным, а деформацию Я(t) ползучести определяют из соотношения з 14498б5 где E - -модуль упругости материала; (— постоянное напряжение;
П(С) - df/dt ° E/G t - 1/t; время действия нагрузки, — текущее время.
Значение, мм, при времени, мин
l,0 1,5 2,0 2,5
Способ
0,5 3,0 3,5 4,0
Предлагаемый 0,19 0,47 0,57 0,72 0,78 0,84 0,91 0,95
Известный 0 21 0,48 0 55 0,70 0 75 0,83 0,90 0,94
Составитель Г.Ротницкий
Редактор А.Шандор Техред А.Кравчук Корректор В.Романенко
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 6959/42 Тираж 847 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035» Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5