Способ ультразвукового контроля плотности посадочного соединения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам контроля плотности кольцевых соединений двух деталей цилиндрической формы, преимущественно внутренних колец подшипников с осью колесной пары железнодорожного подвшского состава, и может .быть использовано для контроля качества сборки трубных изделий с натягом. Целью изобретения является ускорение процесса контроля и повышение его достоверности . Сущность изобретения состоит в том, что на изделие однократно устанавливают раздельно-совмещеиньш преобразователь, производят с его помощью одновременное прозвучивание изделия продольными и поперечными волнами, а о плотности по-, садочного соединения судят по соотношению амплитуд продольных и поперечных волн. 4 ило сг $ W с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (д) 4 С 01 М 29/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHAM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4181642/25-28 (22) 13. 01. 87 (46) 07.01.89. Бюл. У 1 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транс-, порта (72) Ю.Н.Штремер и Л.М.Панюшкина (53) 620. 179,.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 711462, кл. С 01 N 29/00, 1978.
Авторское свидетельство СССР и 905778, кл, G 01 N 23/04 1980. (54) СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ
ПЛОТНОСТИ ПОСАДОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ (57) Изобретение относится к способам контроля плотности кольцевых соединений двух деталей цилиндри„„ЯО„„1449892 А1 ческой формы, преимущественно внутренних колец подшипников с осью колесной пары железнодорожного подвиж- ного состава, и может быть использо вано для контроля качества сборки трубных изделий с натягом. Целью изобретения является ускорение процесса контроля и повышение его достоверности. Сущность изобретения состоит в том, что на изделие однократно устанавливают раздельно-совмещенный преобразователь, производят с его помощью одновременное про звучивание изделия продольными и поперечными волнами, а о плотности по-, садочного соединения судят по соотношению амплитуд продольных и поперечных волк. 4 ил.
1449892
Изобретение относится к способам контроля плотности кольцевых соеди нений двух деталей цилиндрической
; формы, преимущественно внутренних колец подшипников с осью колесной пары железнодорожного подвижного соатава и может быть использовано также для контроля качества сборки труб- ных изделий с натягом. 10
Цель изобретения — ускорение про цесса контроля и повышение его достоверности.
На фиг.1 показан раздельно-совмещенный преобразователь; на фиг.2 — 15 осцилограммы поперечных Т. и продольных L воля хорошо посаженного кольца; на фиг.3 — осцилограммы свободного кольца; на фиг.4 - осцилограммы кольца с некачественной посадкой. 20
Преобразователь 1 состоит из передающего 5 и приемного К пьезоэлементов и установлен на кольце 2, по- саженном на ось 3.
) \ 25
Сущность изобретения состоит в том, что на изделие однократно ус, танавливают раздельно-совмещенный преобразователь, производят с его помощью одновременное лрозвучива- 30 ние изделия продольными и поперечны,ми волнами. Преобразователь рассчитан на одновременное излучение про, дольных L и поперечных Т волн, рас пространяющихся по объему кольца
0 зигзагообразно под углами 5+3 и
35 + 15 . Эти углы некритичны, но
О обеспечивают в изделии два типа волн при угле призмы 30
Способ осуществляется следующим образом.
Производят озвучивание посаженного кольца с помощью типового ультразвукового дефектоскопа, снабженного раздельно-совмещенным преобразова45 телем. Дефектоскоп должен находиться в раздельном режиме работы. Наблюдение сигналов поперечных и продольных волн производят при наиболее медленной длительности развертки - до 5 м по стали, что обеспечивает четкое разделение типов колебаний.
В случае весьма плотной посадки наблюдают серию сигналов поперечных волн, многократно огибающих кольцо.
Сигналы поперечных волн разделены между собой равными интервалами времени, зависящими от размеров кольца и угла ввода колебаний (фиг.2, сигналы Т).
По мере понижения натяга, например при нагреве кольца, уровень продольных волн и длительность их реверберации растут, достигая максимума при полном нарушении связи между деталями, т.е. на свободном кольце (фиг.3, сигналы 1.), В случае слабой посадки амплитуды продольных колебаний в зоне первых трех отражений поперечных волн достигают их середины (фиг.3), Таким образом, качество посадки .характеризу» ется отношением амплитуд поперечных колебаний к амплитудам продольных колебаний.
Формула из обре те ния
Способ ультразвукового контроля плотности посадочного соединения двух соосных цилиндрических тел типа кольца с осью, заключающийся в тоМ, что изделие прозвучивают ультразвуковыми волнами, измеряют амплитуды
Ф принятых ультразвуковых волн, по которым судят о плотности посадочного соединения, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью ускорения процесса контроля и повышения его достоверности, на кольцо однократно устанавливают раздельно-совмещенный преобразователь возбуждают с
его помощью в кольце продольные и . поперечные волны, принимают сигналы поперечных и продольных волн, многократно огибающих кольцо, а о плотности посадочного соединения судят по соотношению амплитуд принятых сигналов поперечных и продольных волн, многократно огибающих кольцо.
I 4498<)2
Рд г мамук
Ф b д 10
Al8. 2
1449892
Составитель В.10ровский
Редактор А.Козориз
Заказ 6961/44 Тираж 847 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Р,д у
Я7
4р ук
К Й7 Фиг+
Тираж M.Õoäàíè÷ Корректор В.Гирняк