Многоходовой радиально-поршневой гидромотор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить объемный КПД гидромотора. В полости корпуса 1 со сцентрированными крышками 2, 3 установлен на опорах качения блок цилиндров (БЦ) 6. БЦ 6 имеет два ряда радиальных расположенных с равномерным угловым шагом расточек 7. В расточке 7 раз;мещен цапфенный распределитель, установленный на коллекторе 17, сопряженном с крь)шкой 2. Опоры качения установлены по торцам БЦ 6 и выполнены в виде подшипников 4, 5, включающих наружные и внутренние кольца. Наружные кольца установлены в крышках 2, 3, внутренние - на БЦ 6. Упорные подшипники 24, 25 с промежуточными кольцами 26, 27 и средствами их поджима в осевом направлении в виде гаек 28, 29 установлены по торцам БЦ 6. Цодшипники 24, 25 установлены с возможностью из взаимодействия с наружными кольцами опор БЦ 6 для выборки радиального зазора между кольцами подшипников 4, 5 и их телами качения . Коллектор 17 з становлен на крышке 2 с гарантированным натягом. Устранение зазоров по сопрягаемым поверхностям элементов и выборка радиального зазора позволяют получить равномерный концентричный зазор 36 по узлу распределения. При этом утечки и перетечки рабочей жидкости минимальны. 1 ил. S (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (504 FОЗС 1 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 .А@4 б 7 8 1711m Ó 1 7 8 55
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4221221/25-29 (22:) 06.04.87 (46) 15.01.89. Бюл. № 2 (72) В. А. Гурский, В. С. Шевченко и B. Д. Бондарев (53:) 621.658 (088.8) (56) Пономаренко Ю. Ф. Высокомоментные радиально-поршневые гидромоторы горных машин. -М.; Недра, 1972, с. 37, рис. 16. (54) МНОГОХОДОВОЙ РАДИАЛЪНОПОРШНЕВОЙ ГИДРОМОТОР (57) Изобретение позволяет повысить объемный КПД гидромотора. В полости корпуса 1 со сцентрированными крышками 2, 3 установлен на опорах качения блок цилиндров (БЦ) 6. БЦ 6 имеет два ряда радиальных расположенных с равномерным угловым шагом расточек 7. В расточке 7 размещен цапфенный распределитель, установленный на коллекторе 17, сопряженном с крь1шкой 2. Опоры качения установлены по
„„SU„„1451327 А 1 торцам БЦ 6 и выполнены в виде подшипников 4, 5, включающих наружные и внутренние кольца. Наружные кольца установлены в крышках 2, 3, внутренние на 5U, 6. Упорные подшипники 24, 25 с промежуточными кольцами 26, 27 и средствами их поджима в осевом направлении в виде гаек 28, 29 установлены по торцамм Б Ц 6. П одшип ники 24, 25 установлены с возможностью из взаимодействия с наружными кольцами опор БЦ 6 для выборки радиального зазора между кольцами подшипников 4, 5 и их телами качения. Коллектор 17 установлен на крышке 2 с гарантированным натягом. Устранение зазоров по сопрягаемым поверхностям элементов и выборка радиального зазора позволяют получить равномерный концентричный зазор 36 по узлу распределения.
При этом утечки и перетечки рабочей жидкости минимальны. 1 ил.
1451327
10
Формула изобретения
Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к многоходовым радиально-поршневым гидромоторам с цапфенным распределением.
Целью изобретения является повышение объемного КПД путем создания концентричного зазора в паре распределитель блок цилиндров.
На чертеже изображен многоходовой радиально-поршневой гидромотор, продольный разрез.
Многоходовой радиально-поршневой гидромотор, содержащий корпус 1 со сцентрированными в нем крышками 2 и 3, установленный в полости корпуса 1 на опорах качения в виде подшипников 4 и 5, включающих наружное и внутреннее кольца с размещенными между ними телами качения, блок 6 цилиндров, причем наружные кольца подшипников 4 и 5 установлены в крышках 2 и 3 соответственно, а внутренние — на опорных шейках блока 6 цилиндров.
Блок 6 цилиндров имеет два ряда радиальных расположенных с равномерным угловым шагом расточек 7 для установки поршневых групп, включающих пару поршней 8, соединенных траверсой 9, на которой с возможностью взаимодействия с профилированной направляющей 10 корпуса 1 установлены опорные катки 1!.
Поршневые группы установлены в блоке
6 цилиндров с образованием рабочих камер 12, которые попарно сообгцены между собой каналами 13 в блоке 6 цилиндров, и продольными пазами 14 и 15, выполненными в закрепленной по посадке с натягом в блоке 6 цилиндров втулке 16.
Гидромотор имеет коллектор 17 с установленной на нем распределительной втулкой 18 с распределительными окнами 19 и 20, угловое расположение которых согласовано с профилем направляющей 10 корпуса 1. В коллекторе 17 выполнены каналы 21 подвода и 22 отвода, которые сообщены соответственно с распределительными окнами 19 и 20, а сам коллектор
17 сопряжен с крышкой 2 при помощи посадки 23 с гарантированным натягом.
Втулка 6 блока 6 цилиндров в совокупности с расределительной втулкой 18 коллектора 17 образуют при относительном вращении цапфенный распределитель рабочей жидкости, при этом продольные пазы
15 втулки 16 являются рабочими окнами распределителя и при относительном вращении элементов распределителя попеременно сообщаются с распределительными окнами !
9 и 20 распределительной втулки 18.
Гидромотор снабжен упорными подшипниками 24 и 25 с промежуточными кольцами 26 и 27 и средствами их поджи15
50 ма в осевом направлении в виде гаек
28 и 29, установленными по торцам блока 6 цилиндров на его опорных шейках с возможностью взаимодействия с наружными кольцами подшипников 4 и 5 опор блока 6 цилиндров для выборки радиального зазора между кольцами подшипников 4 и 5 „ их телами качения.
При сборке гайки 28 и 29 затягиваются тарированным моментом, после чего они контрятся путем вдавливания шеек 30 и 31 соответствующей гайки 28 и 29 в пазы 32 и 33 на опорных шейках блока цилиндров 6.
Крышки 2 и 3 установлены в корпусе 1 по посадке с гарантированным натягом. Кольца подшипников 4 и 5 сопряжены с соответствующими деталями по посадкам с натягом, причем величина натяга по поверхностям 34 и 35 сопряжения между наружными кольцами подшипников 4 и 5 и крышками 2 и 3 выбирается наименьшей и достаточной для относительного осевого смещения сопрягаемых деталей, возникающего при тепловом расширении блока 6 цилиндров.
Устранение зазоров по сопрягаемым поверхностям элементов гидромотора и выборка радиального зазора между кольцами и телами качения подшипников 4 и 5 позволяют получить равномерный концентричный зазор 36 no узлу распределения,. т. е. в зоне сопряжения втулки 16 блока 6 цилиндров и распределительной втулки 18.
Гидромотор работает следующим образом.
При подключении напорной и сливной гидролиний гидросистемы к каналам 21 подвода и 22 отвода коллектора 17 распределительное устройство гидромотора обеспечивает попеременное подключение рабочих камер 12 блока 6 цилиндров к источнику давления и слива, что при взаимодействии катков 11 поршневых групп с профилированной направляющей 10 корпуса 1 приводит к формированию крутящего момента на выходном звене гидромотора блоке 6 цилиндров при неподвижном корпусе 1 или на корпусе 1 при неподвижном блоке 6 цилиндров. Поскольку гидромотор имеет равномерный концентричный зазор 36 по узлу распределения утечки и перетечки рабочей жидкости по узлу распределения минимальны и пропорциональны кубу зазора, что позволяет повысить объемный КПД гидромотора.
Многоходовой радиально-поршневой гидромотор, содержащий корпус со сцентрированными в нем крышками, установлен1451327
Составитель В. Чашкин
Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор М. Васильева
Заказ 7051/29 Тираж 413 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ный в полости корпуса на опорах качения блок цилиндров, имеющий осевую расточку, размещенный в этой расточке цапфенный распределитель, установленный на коллекторе, сопряженном с одной из крышек корпуса, причем опоры качения установлены 11о торцам блока цилиндров и выполнены в виде подшипников, включающих наружные и внутренние кольца с размЕщенными между ними телами качения, при этом наружны кольца установлены в крышках, а внутренние — на блоке цилиндров, отличающийся тем, что, с целью повышения объемного КПД путем обеспечения концентричного зазора в паре распределитель — блок цилиндров, гидромотор снабжен упорными подшипниками по числу опор качения с промежуточными кольцами и средствами их поджима в осевом направлении, установленными по торцам блока цилиндров с возможностью .взаимодействия с наружными кольцами опор блока цилиндров для выборки радиального зазора между кольцами подшипников и их телами качения, а коллектор установлен на крышке с гарантированным натягом.