Способ определения наработки двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить точность измерения наработки двигателя . При работе двигателя.контролируют углы поворота вала турбокомпрессора, а наработку определяют по отношению суммарного угла поворота турбокомпрессора к углам его поворота за 1 ч работы двигателя с полной мощностью. Способ позволяет оценить наработку двигателя не только в зависимости от времени, но и с учетом нагрузки на двигатель. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
- СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (р 4 С О1 М 15/00
ГОсудАРственный кОмитет
IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM . ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4240044/25-06 (22) 16.03.87 (46) 15.01.89. Бюл, 1Ф 2 (71) Сибирское отделение по автоматизации машинно-тракторных агрегатов
Научно-производственного объединения
"НАТИ" и Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (72) В.М. Лившиц, А. P. Голштейн, И.П. Добролюбов и С.А. Сорокин (53) 621 . 436. 001 . 5 (088. 8) (56) Кашуба Б.П., Коваль И.А. Трактор Т-150K, M. Колос, 1976, с. 236.
„„SU„„14515S4 A 1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРАБОТКИ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБО НАДДУВОМ (57) Изобретение позволяет повысить точность измерения наработки двигателя. При работе двигателя. контролируют углы поворота вала турбокомпрессора, а наработку определяют по отношению суммарного угла поворота турбокомпрессора к углам его поворота за 1 ч работы двигателя с полной мощностью.
Способ позволяет оценить наработку двигателя не только в зависимости от времени, но и с учетом нагрузки на двигатель. 2 ил.
1451 584 (3) (1)
Работа двигателя, МДЖ
1,1375 1,365
О, 2275 0,455 0,6825 О, 91
Угол поворота нала турбокомпрессора, рад
Чт к
3350 6770 9980 !3300 !6920 20200
Изобретение отностися к измерительной технике и может быть исполь" зо в а но для в с тро е нных с ис тем ко н тро ля наработки двигателей внутреннего сго5 ранил с турбонаддувом.
Целью изобретения является повышение точности измерения наработки.
На фиг. показана зависимость, полученная в результате проведенных исследований, на которой показано изменение угла поворота вала турбокомпрессора с „, в зависимости от работы А, проделанной двигателем; на фиг. 2 — схема устройства для опреде- 15 ления наработки.
На фиг. приняты следующие обозначения: линия 1 — зависимость угла поворота вала турбокомпрессора в зависимости от работы, проделанной двигателем при крутящем моменте двигателя, равном половине номинального момента, линия 2 — зависимость угла поворота вала турбокомпрессора от работы двигателя при номинальном кру25 тящем моменте.
Наработка двигателя может быть !. определена по соотношению Т=
Ап где Т вЂ” наработка двигателя, ч;
А — суммарная рабо та, проделанная двигателем, Дж;
Видно, что чем большую работу выполнил двигатель за то же время работы, тем на больший угол повернулся вал турбокомпрессора. Иначе, больший моторесурс истрачен длвигателем при работе с большей нагрузкой.
Приведенные результаты испытаний позволяют считать возможным оценку наработки двигателя по углу поворота вала турбокомпрессора. В качестве примера ниже приведены конкретные значения угла поворота вала турбоком55 прессора за I ч работы двигателя марки СИД-62 с полной мощностью,ф тк.э равный 13:56-10 рад.
А „— проделанная работа эа 1 ч работы двигателя с полной загрузкой, Дж.
Проведенные исследования показали, что суммарное значение угла поворота вала турбокомпрессора является линейной функцией проделанной двигателем работы, поэтому величины А и
А„ можно определить следующим образом:
А=Е(Ч тк (2)
А К AK) где К вЂ” коэффициент пропорциональности.
Подставляя соотношение (2) в соотношение (1), наработку двигателя определим как:
Чтк
Т=
Чткз где Т вЂ” наработка двигателя, ч; ф „- суммарный угол поворота вала ь турбокомпрессора, рад.;
Угол < к может быть определен заранее для данного типа двигателя и использоваться затем в расчете.
В таблице в качестве примера реа-. лизации способа показаны результаты испытаний двигателя СМД-62.
Тогда, например, при угле поворота вала турбокомпрессора q „=6,78"
4 к10. рад наработка двигателя марки
СМД-62 составит
Т 6 78 10
13,56 ° 10
Устройство для определения наработки двигателя внутреннего сгорания с турбонадцувом (фиг. 2) содержит последовательно соединенные измеритель 3 угла поворота вала турбокомпрессора, масштабирующий усилитель
1/g „4 и индикатор 5.
Устройство работает следующим образом. з 145
При работе двигателя измерителем
3 производится непрерывное измерение суммарного угла поворота вала турбокомпрессора с начала эксплуатации двигателя, В масштабирующем усилителе 4 производится вычисление наработки двигателя в соответствии с соотношением (3). Оператор информируется о наработке с помощью индикатора 5.
Использование предлагаемого способа позволяет эа счет измерения угла поворота вала турбокомпрессора повысить точность определения наработки двигателя, что приводит к снижению непроизводительных затрат при его техническом обслуживании и ремонте.
Способ определения наработки дви-. гателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, заключающийся в измерении углов поворота одного из валов двигателя и вычислении по ним наработки, о тличающийся тем, что, с целью повышения точности, в качестве измеряемых углов принимают углы р поворота вала турбокомпрессора, а вычисление наработки проводят как отношение суммарного угла поворота вала турбокомпрессора к углам его поворота ,за 1 ч работы двигателя с полной мощ30
Существенное отличие предлагаемого способа от известных заключается в измерении угла поворота вала турбокомпрессора, по которому впервые предлагается оценивать наработку ЦВС.
Между коленчатым валом ДВС и валом турбокомпрессора нет жесткой кинематической связи. Частота вращения турбокомпрессора, а, следовательно, и углы поворота (суммарный угол поворота) вала турбокомпрессора зависит не только от времени работы двигате1 584 4 ля, но и от нагрузки на двигатель.
Следовательно, при работе двигателя на частичных режимах, когда износ двигателя является пониженным, а, следовательно, моторесурс расходуется в меньшей степени, полученная предлагаемым способом наработка будет меньше, чем при определении ее изве 0 стными способами по суммарному углу поворота коленчатого вала, что и является уточнением измеряемого показателя.
1ВФо рмула изобретения