Устройство для перемещения инструмента в системе полярных координат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в приводах перемещения инструмента. Целью изобретения является упрощение 7« конструкции устройства с одновременным повышением точности перемещения. Устройство содержит корпус 1, в котором установлена инструментальная плита 13, связанная с механизмом перемещения, выполненным в виде приводного вала 2, связанного с приводным двигателем 7. Внутри приводного вала 2 установлен валик 3 с цапфой 4, сочлененной с инструментальной плитой 13. Валик 3 посредством соединительной планки 2, штифта 11 и зубчатых Колес 8, 9 связан с вспомогательным двигателем 10. Инструментальная плита 13 получает результирующее движение от приводного двигателя 7 и вспомогательного двигателя 10 одновременно, обеспечивая точное перемещение инструментальной плиты 13 в полярных координатах. 3 ил. fff СО
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОЭ Ol) Ш48 24В4700
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
3МЫБИИ,V).)l!1!3- тай:;%3И11
Q iIБД)4),17i=);A вфла (2l) 3897800/25-08 (22) 24.05.85 (31) P-248!09 (32) 08.06.84 (33) PL (46) 15.01.89. Бил. В 2 (71) Политехника Варшавска (РТ,) (72) Ян Ожзховски, Богдан Станцлик и Ежи Льасоцки (Р1.) (53) 621.9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11) 299337, кл. В 24 В 29/00, 1968, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИНСТРУМЕНТА В СИСТЕМЕ ЯОЛЯРНИХ КООРДИНАТ (57) Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в приводах перемещения инструмента.
Белью изобретения является упрощение конструкции устройства с одновременным повышением точности перемещения.
Устройство содержит корпус i в котором установлена инструментальная плита 13, связанная с механизмом перемещения, выполненным в виде приводного вала 2, связанного с приводным двигателем 7 . Внутри приводного вала 2 установлен валик 3 с цапфой
4, сочлененной с инструментальной плитой 13. Валик 3 посредством соединительной планки 12, штифта 11 и зубчатых колес 8, 9 связан с вспомо-. гательным двигателем 10 ° Инструментальная плита 13 получает результирующее движение от приводного двигателя 7 и вспомогательного двигателя
l0 одновременно, обеспечивая точное перемещение инструментальной плиты
13 в полярных координатах ° 3 ил. г
145?467
Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано в приводах перемещения инструмента.
Целью изобретения является упрощение конструкции устройства с одновременным повышением точности за счет применения крестового стола, вспомогательного двигателя, зубчатой 10 передачи и соединительной планки,, взаимосвязанных с помощью эксцентрич ных элементов.
На фиг. 1 представлена конструкция устройства; на фиг. 2 " схема движения основных элементов; на фиг. 3 одна из возможных траекторий пере: мещения инструмента.
В корпусе 1 устройства в подшип: никах установлен приводной вал 2 с
: эксцентричным отверстием, в котором, на подшипниках с возможностью ново-
; рота установлен валик 3, заканчиваю .щийся цапфой 4. Ось цапфы 4 смещена относительно оси валика 3 на ту же 25 (I величину эксцентриситета е, на которую смещена ось отверстия относительно оси приводного вала 2. Приводной. вал снабжен зубчатым колесом 5, находящимся в,зацеплении с ведущим эубча- >О тым колесом 6, закрепленным на валу приводного двигателя 7. На приводном валу 2 соосно с зубчатым колесом 5 установлено с возможностью вращения в подшипниках ведомое зубчатое колесо 8, находящееся в зацеплении с ве35 дущим зубчатым колесом 9, закрепленным на приводном валу вспомогательного двигателя 10, Ведомое зубчатое колесо 8 снабжено штифтом 11,,подвиж" „ но установленным в соединительной планке 12, закрепленной на цапфе 4.
Одновременно цапфа 4 соединена посредством подшипника с инструменталь- ной плитой 13 крестового стола 14. 4
В положении, показанном на фиг.2, цапфа 4 и штифт 11 в соединительной планке 12 занимают начальное (нулевое) положение относительно зубчатого колеса. 5. В этом положении ось цапфы 4 совпадает с осью приводного вала 2 и результирующий эксцентриси.тет системы является нулевым. Синхронный пуск приводного 7 и вспомогательного 10 двигателей в случае, когда скорость вращения у, ведущего зубчатого колеса 9 равна скорости вращения у ведущего зубчатого коле L са 6 и угол поворота (3, ведущего зубчатого колеса 9 равен углу поворота Р ведущего зубчатого колеса 6, ведет к тому, что цапфа 4 вращается вокруг оси вращения приводного вала
2, не вызывая какого-либо движения крестового стола 14, Перемена взаимного углового положения зубчатого колеса 5 и ведомого зубчатого колеса
8 вследствие временного введения некоторой разности между скоростями M и у влечет за собой изменение положения соединительной планки 12 на угол оС.
В результате ocb цапфы 4 движется по окружности а, максимальный радиус которой равен удвоенному значению о эксцентриситета, при < =180 . Если о угол оС заключен между 0 и !80, равные скорости у,=И вызывают движение оси цапфы 4 по окружности Ь с радиусом r более нуля, но меньшим или равным удвоенному значению эксцентриситета е. Центр этой окружности совпадает с осью вращения приводного вала 2. Значение радиуса r отражается на перемещение крестового. стола
14. При этом осуществляется также поступательное движение инструментальной плиты 13 крестового стола
14 в направлении Ср. Это движение, являющееся следствием сложения элементарных движений крестового стола
14 во взаимно перпендикулярных направлениях, вынуждается поступательным движением цапфы 4. Цапфа 4 выполняет поступательное движение в случае, когда при заданном угле ср ведущие зубчатые колеса 6 и 9 вращаются в противоположных направлениях.
Рассмотренные движения передаются инструменту, который может быть закреплен на инструментальной плите 13 крестового стола 14.
Формула изобретения
Устройство для перемещения инструмента в системе полярных координат, содержащее инструментальную плиту, приводной двигатель, приводной вал, установленный в подшипниках в корпусе, и зубчатую передачу между при-. водным двигателем и приводным валом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции с одновременным повышением точности, устройство снабжено установленным на корпусе крестовым столом, вспомога3 14 тельным двигателем, связанным системой синхронизации с приводным двигателем, второй зубчатой передачей и соединительной планкой с радиально направленным пазом, причем приводной вал выполнен с эксцентричным отверстием, в котором на подшипниках установлен введенный в устройство валик с эксцентричной цапфой, эксцентриситет которой равен эксцентриситету отверстия приводного вала и на которой неразъемно закреплена соединительная планка, а инструментальная
52467
4 плита выполнена с отверстием, в котором установлен подшипник, вторая зубчатая передача - в виде соединен. ного со вспомогательным двигателем
5 ведущего зубчатого колеса и установленного на приводном валу с возможностью вращения ведомого зубчатого колеса со штифтом, размещенным в пазу соединительной планки цапфы валика, при этом цапфа валика устыовлена в подшипнике инструментальной плиты, расположенной на крестовом столе.
1452467
Н!!!!!
„Н!, Н!!!!! 1! 1
Il !! !
«««, Ills
М
Н
Г н " """
Г
Н "1 НН, ° н
illIII1sI1s1sIss1s I 1 г
НН1
«
1 !
«
Н!Н«1Я«1НН
«уН! ,!
sI
° IIII б tsillа, ° Р ill
I, Ъ, !
«« «Н,Н! «.
Редактор И. Рыбченко
Заказ 7093/57 Тираж ббЗ Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Will I1S S S llItSIl !!!!!1!!11t !!!1
1 !!Н!! 1!
1 Ч, 1 « °
I и«
1. !
litt«
1Iltii1 1 11 !
1 1! !11,Н Н1 Н"
1 НН1!Н НН!НН! !!Н,,!1 111,11 11 Н1«Н««Г 1Л! 1
1 1« I!1 1
Н!Н1ННННН„
I !! i«! !1 1I IlliI I
Нll 1
1 !1 ° 1344 ls «II! 1
I «
Н«1„
IIttIsIlltl ttIltI«1ч 1 11 IIII! 11 1 1 «1««,! НВ!!!Н I 1
Н 1«ю НН!Н
Н1
1!
1 ""-,!
l Н
III sll IS
1!,(1 ,Н 11, 1
II !!
1 / !!
«Н111
IsS
Составитель А. Козлова
Техред М.Дидык Корректор N. Самборская