Импульсный автоматический компенсатор фазы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 2)c, 32 № 145281 ссср

ОПИСАНИК ИЗОБРКТЯНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа Л6 9J

Б. Я. Лихтциндер

ИМПУЛЬСНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМПЕНСАТОР ФАЗЫ

Заявлено 26 июня 1961 г. за М r35980/24 в Комитет по делам изобретени" и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Кв 5 за 1962 г.

Известны устройства для измерения и регулирования угла сдвига по фазе между двумя переменными напряжениями, подаваемыми на два усилителя-ограничителя, один из которых снабжен дифференцирующим контуром и схемой совпадения, на которую подаются срав1:èâàåMûå преобразованные напряжения.

Новым в предложенном устройстве является применение включенного на выходе схемы совпадения кипп-реле, управляющее электромагнитным реле, контакты которого служат для переключения обмоток возбуждения реверсивного двигателя одновременно с шунтированием конденсатора, введенного в цепь фазорегулятора и создающего дополнительный сдвиг по фазе опорного напряжения в требуемом направлении.

В предлагаемом автоматическом компенсаторе фазы фазочувствительная схема, основанная на селекции импульсов по совпадению, позволяет определить не только момент совпадения фаз, но и знак рассогласования между ф.зой опорного и измеряемого напряжений (см. чертеж).

Напряжение после фазорегулятора, являющееся опорным, и измеряемое напряжение подаются на два одинаковых канала усиления и ограничения, где из указанных напряжений формируются прямоугольные импульсы, ширина которых равна полупериоду измеряемого и опорного напряжений. При этом дифференцированию подлежит лишь сигнал от измеряемого напряжения; широкие прямоугольные импульсы от опорного напряжения попадают в схему совпадения непосредственно и играют в ней роль селекторных импульсов.

Схема совпадения выполнена на пентодной части машины 6Ф1П, причем на экранную сетку приходят селекторные импульсы, а на управляющую сетку попадают импульсы от измеряемого напряжения после дифференцирования. № 145281

В обычном состоянии пентод заперт как по экранной, так и по управляющей сетке, поэтому отрицательные импульсы через схему совпадения не проходят, а положительные проходят лишь в том случае, если селекторный импульс также положителен (т. е. на экранной сетке «плюс»), что соответствует сдвигу фаз между измеряемым и опорным напряжениями,в пределе от нуля до 1800, В случае большого фазового сдвига импульсы от измеряемого напряжения через схему совпадения не проходят. Таким образом, наличие или отсутствие выходного импульса в схеме совпадения определяет полуплоскость, в которой находится измеряемый вектор по отношению к опорному.

В случае появления импульса после схемы совпадения, срабатывает кипп-реле, служащее здесь в качестве запоминающего устройства. Время выдержки кипп-реле должно быть несколько больше периода измеряемого напряжения с тем, чтобы оно не отпускало в промежутках между импульсами. На выходе кипп-реле стоит реле Pi которое своими контактами включает реверсивный двигатель, а последний через редуктор вращает фазорегулятор в сторону совпадения фаз опорного и измеряемого напряжения. Вращение двигателя будет происходкть до тех пор, пока вектор опорного напряжения переместится во вторую полуплоскость (в этот момент разность фаз равна нулю) .

Для улучшения работы фазокомпенсатора предлагается ввести дискретную обратную связь. В момент срабатывания реле Р, его вторые контакты шунтируют конденсатор во вспомогательном фазосдвигающем устройстве, в результате чего происходит дискретный доворот фазы опорного напряжения в ту же сторону, в которую вращается фазорегулятор. В результате этого фазовая компенсация, а следовательно, и отпускание реле Pi, наступят несколько раньше, чем фазорегулятор повернется на соответствующий угол. Реле включит двигатель в обратную сторону, но в результате инерционных сил он некоторое время будет сохранять прежнее направление вращения.

При соответствующем выборе инерции двигателя и величины дискретной обратной связи можно добиться, чтобы реле Р> перешло в вибрационный режим с периодом, равным времени выдержки киппреле (так как в результате введения обратной связи импульс на выходе будет периодически появляться в пропадать). Двигатель при этом будет стоять на месте, т. е. введение дополнительной дискретной обратной связи помимо основной исключает цепочку: двигатель †редуктор †фазорегулят из контура автоколебаний. Это особенно важно, если указанную схему использовать в качестве дискретной реверсивной силовой следящей системы, где двигатель может обладать весьма большими мощностями. В этом случае будет срабатывать лишь промежуточные реле, в то время как основные контакторы, управляющие силовыми цепями двигателя, срабатывать не будут.

Предмет изобретения

Импульсный автоматический компенсатор фазы к полярно-координатному компенсатору переменного тока, содержащий: два усилителяограничителя переменного тока, на один из которых подается измеряемое, а на другой — опорное сравниваемые напряжения: фазорегулятор, изменяющий фазу опорного напряжения, реверсивный электрический двигатель, управляющий фазорегулятором, и схему совпадения, к которой подключены выходы усилителей-ограничителей, о т л и ч а ющий с я тем, что, с целью повышения точности фиксации равенства фаз сравниваемых напряжений, примерно включенное на выходе схемы совпадения кипп-реле, управляющее электромагнитным реле, кон¹ 145281

2 о 7

Cvem vugg

Редактор M И. Бородина 1 скреп A. А. Кудрявицкая Корректор С. Ю. Цверина

Лодп. к печ. 3.111-62 r

Лак. 2035

Формат бум. 70X108 /!6

Тираж 1050

ЦБТИ п и и р Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Объем 0,26 изд. л.

11ена 4 кон.

Типография л ЬТИ < ь

Ко|итета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка, 14. такты которого служат для изменения направления вращения реверсивного двигателя, одновременно с шунтированием конденсатора, введенного в цепь фазорегулятора, для создания дополнительного сдвига по фазе опорного напряжения в требуемом направлении.