Земляное сооружение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному строительству. Цель - снижение интенсивности деформаций насыпи на участках залегания слабых протаивающих многолетнемерзлых грунтов за счет регулирования теплового режима сооружения. На откосах насыпи земляного сооружения расположены блоки Z-образной формы в сечении. Под блоками сохраняется воздушный зазор треугольной формы в сечении. Максимальная величина воздушного зазора составляет 1/6-1/9 длины блока. Над блоками расположена теплоизоляция, ..которая при наличии воздушного зазора способствует глубокому сезонному промерзанию в зимнее время и уменьшению протаивания грунтов прибровочной зоны земляного сооружения в летнее время, Это приводит к тому, что нагрузки от подвижного состава не выходят за пределы вогнутых зон поверхностей протаивания. 1 ил. СЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1452885

А1 ц11 4 Е 02 0 17/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4168087/22-03 (22) 26.12.86 (46) 23.01.89. Бюл. 9 3 (71) Хабаровский институт инженеров железнодорожного .транспорта (72) П.Г.Ташпыков (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1189942, кл. E 02 D 17/20, 1984 °

Авторское свидетельство СССР

Р 648681, кл. Е 02 D 17/20, 1977. (54) ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к транспортному строительству. Цель — снижение интенсивности деформаций насыпи на участках залегания слабых протаиваюших многолетнемерзлых грунтов за счет регулирования теплового режима сооружения. На откосах насыпи земляного сооружения расположены блоки

Z-образной формы в сечении. Под блоками сохраняется воздушный зазор треугольной формы в сечении. Максимальная величина воздушного зазора составляет 1/6-1/9 длины блока. Над блоками расположена теплоизоляция, . которая при наличии воздушного зазора способствует глубокому сезонному ггромерзанию в зимнее время и уменьшению протаивания грунтов прибровочной зоны земляного сооружения в летнее время.

Это приводит к тому, что нагрузки от подвижного состава не выходят за преИ делы вогнутых зон поверхностей протаивания. 1 ил.

1452885

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляных ,сооружении железных дорог в районах вечной. мерзлоты на участках, где в основании насыпей залегают слабые протаивающие многолетнемерзлые грунты.

Целью изобретения является сниже-, ние интенсивности деформаций насыпи 10 на участках залегания слабых протаивающих многолетнемерзлых грунтов за счет регулирования теплового режима сооружения.

На чертеже .представлена схема зем-15 ляного сооружения.

Земляное сооружение содержит насыпь 1 из мелкодисперсного несвязного грунта с откосами. В верх:. ей части откосов насыпи 1 расположены жесткие 20 железрбетонные блоки 2, выполненные

Z-образной формы в сечении. Под блоками 2 сохраняется воздушный зазор„3 треугольной формы в сечении, максимальная величина которого равна 1/6- 25

1/9 длины блока 2. На поверхности блоков 2 .размещена теплоизоляция 4.

Нагрузки от подвижного состава в на( сыпи 1 распределяются по направляющим 5. 3Î

В сооружении Z-образная форма блоков позволяет образовать в верхней части откосов насыпи воздушный зазор .и разместить теплоизоляцию над блоками, что существенно изменяет температурный режим грунтов верхней части этого земляного сооружения, позволяет уменьшить темп сезонного .протаи1 вания грунтов его прибровочных .зон и практически полностью исключить се-4р зонные расстройства пути.

Наличие воздушного зазора у бровок размерами 1/6-1/9 от длины блока и.теплоизоляции над блоками обеспе- чивает глубокое сезонное промерзание 45 грунтов под блоками и их незначительное протаивание в летний период времени. Вследствие этого к поздней осени в теле земляного полотна сохраняется перелеток из прочного мерзлого 50 грунта, который воспринимает временную нагрузку от подвижного состава и равномерно распределяет ее на нижележащие талые грунты.

Массив мерзлого грунта гасит мик55 росдвижки в непосредственной близос- ти от основной площадки земляного полотна, а также исключает передачу потоков тепла в подстилающие талые грунты тела насыпи.

Таким образом, возникает возможность в несколько раэ уменьшить интенсивность деформаций (осадок) насы" пи из-за протаивания вечномерзлых грунтов ее основания и практически устранить сезонные расстройства пути из-за формирования.и развития микроподвижек грунтов вдоль образующих откосов, Земляное сооружение работает следующим образом.

С наступлением отрицательных температур воздуха грунты насыпи i промерзают под Z-образными блоками 2.

Тепловая изоляция 4 при наличии воздушного зазора. 3 уменьшает влияние снежного покрова на процесс промерзания .грунтов откосов верхней части земляного сооружения. При этом максимальная величина воздушного зазора 3, равная 1/6-1/9 длины блока 2, обеспечивает в зимний период времени глубокое сезонное промерзание грунтов прибровочной зоны земляного сооружения, а также его расчистку и сохранение в период интенсивных снегопа" дов и метелей за счет незначительного возвышения блоков над бровками земляного сооружения.

В теплый период времени указанная величина зазора 3 приводит к прогреванию лучами солнца поверхности откосов (в направлении, нормальном чертежу) на протяжении до 1-1,2 м. Ширина 3,0 м блоков 2 оказьгвает заметное влияние на интенсивность и глубину протаивания грунтов насыпи под ними.

Большая величина зазора 3 приводит к существенному прогреванию верхней части откосов (с торцов блоков) на их протяжении в 1,2-1,5 м, что значительно снижает эффективность их тепловой защиты теплоизоляцией 4. Кроме того, такая величина зазора 3 приводит к возвышению верхних торцов блоков 2 над постельнг шпал, что заметно затрудняет смену элементов верхнего строения пути.

При меньшей величине зазора 3 затрудняется циркуляция холодного воздуха зимой, а в теплый период времени не исключается возможность заполнения зазора балластом при выполнении. работ по выправке, подъемочному, среднему или капитальному ремонтах пути.

885 погрузка, выгрузка, доставка) по укладке блоков 2 зазор не должен пре вышать 3,0 м, а расстояние между смежными торцами блоков 2 не должно превышать 0 5 м.

Снижение интенсивности осадок протаивающих оснований на участках их активного развития может способствовать устранению длительных ограничений скорости движения поездов, что повышает эксплуатационную надежность насыпей земляного полотна конкретного участка железнодорожной линии.

14,52

Основным показателем, характеризующим влияние величины зазора 3 на регулирование процессов промерзанияпротаивания верхней части откосов на5 сыпи, приняты разности между глубинами промерэания и протаивания в их прибровочных зонах под Z-образными блоками, определенные на основе теплотехнических расчетов. Тепловая изо- 1О ляция 4 на 2-образных блоках существенно уменьшает интенсивность летнего протаивания грунтов прибровочных эон насыпей.

Протаивание грунтов этих зон насы- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Составитель M.Ãðàäóñoâ

Редактор И.Шулла Техред А.Кравчук Корректор С.Шекмар

Заказ 7139/20 Тираж 588 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пи 1 происходит с малой интенсивностью, меньшей, чем по ее оси. Это приводит к тому, что нагрузки от подвижного состава, распределяющиеся по 20 направляющим 5, не выходят за пределы вогнутых эон поверхностей протаивания 6. Иикросдвижки грунтов не выходят за пределы зон их наибольшей плотности, а тепловые потоки из верх- 25 ней части насыпи к ее основанию после формирования перелетка из мерзлого грунта резко уменьшаются, что в несколько раэ снижает интенсивность осадок протаивающего основания на .- 30 сыпи.

Для обеспечения технологичности . производства работ (изготовление, Земляное сооружение, содержащее насыпь с откосами, расположенные на откосах насыпи блоки и теплоизоляцию, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения интенсивности деформаций насыпи на участках залегания слабых протаивающих многолетнемерзлых грунтов за счет регулирования теплового режима сооружения, блоки выполнены Z-образной формы в сечении с образованием в верхней части откоса воздушного зазора треугольной формы в сечении, при этом максимальная величина воздушного зазора составляет

1/6-1/9 длины блока, а теплоизоляция расположена над блоками.