Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение м. б. использовано в двигателях (Д) со средствами для предпускового подогрева и поддержания в прогретом состоянии. Цель изобретения - повышение эффективности и обеспечение автоматизации работы системы. Система содержит соединенные между собой при помощи магистралей 1 и 2 перепуска два контура 3 и 4 циркуляции охлаждающей жидкости , подогреватель (П) 5 охлаждающей жидкости и вспомогательный иасос (Н) 6. Горячий контур 3 выполнен в виде последовательно установленных полостей охлаждения Д 9, радиатора 10, распределителя 11 и Н 12, а холодный контур 4 - охладителя 15 наддувочного воздуха, радиатора 16, охладителя 17 масла, запорного органа 18, выполненного в виде обратного клапана, и Н 19. При работе в летнее время контуры разъединены и функционируют независимо друг от друга. При переходе на зимнюю эксплуатацию распределитель 11 устанавливают в положение, при котором вся жидкость из горячего контура 3 поступает в холодный контур 4, подогревая масло и наддувочный воздух. При неработающем Д 9 вспомогательный Н 6 прокачивает жидкость через включенный П 5 и далее по обоим контурам, обеспечивая поддержание и/или подогрев Д 9. Система позволяет осуществлять одновременную работу П 5 и Д 9 без включения вспомогательного Н 6. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. C
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4256589/25-06 (22) 04.06.87 (46) 23.01.89. Бюл. № 3 (71) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт и Людиновский тепловозостронтельный завод (72) Е. С. Богомольный, Е. Б. Черток, Е. А. Ситников, Ю. М. Козлов и В. И. Горячкин (53) 621.431.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 850876, кл. F 01 Р 5/00, 1979. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение м. б. использовано в двигателях (Д) со средствами для предпускового подогрева и поддержания в прогретом состоянии. Цель изобретения — повышение эффективности и обеспечение автоматизации работы системы. Система содержит соединенные между собой при помощи магистралей 1 и 2 перепуска два контура 3 и 4 циркуляции охлаждающей жид„„SU„„1453069 А1 (Sg 4 F 01 P 3/20 F 02 N 17/04 кости, подогреватель (П) 5 охлаждающей жидкости и вспомогательный насос (Н) 6.
Горячий контур 3 выполнен в виде последовательно установленных полостей охлаждения Д 9, радиатора 10, распределителя
11 и Н 2, а холодный контур 4 — охладителя 15 наддувочного воздуха, радиатора 16, охладителя 1? масла, запорного органа 18, выполненного в виде обратного клапана, и Н 19. При работе в летнее время контуры разъединены и функционируют независимо друг от друга. При переходе на зимнюю эксплуатацию распределитель 11 устанавливают в положение, при котором вся жидкость из горячего контура 3 поступает в холодный контур 4, подогревая масло и наддувочный воздух. При неработающем Д 9 вспомогательный Н 6 прокачивает жидкость через включенный П 5 и далее по обоим контурам, обеспечивая поддержание и/или подогрев Д 9. Система позволяет осуществлять одновременную работу П 5 и Д 9 без включения вспомогательного Н 6. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1453069
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания со средствами для предпускового подогрева и поддержания двигателя в прогретом состоянии после его остановки.
Цель изобретения — повышение эффективности и обеспечение автоматизации работы системы охлаждения.
На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — схема соединения каналов распределителя при работе двигателя при нормальных и повышенных температурах атмосферного воздуха.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит соединенные между собой при помощи первой и второй магистралей 1 и 2 перепуска жидкости два контура 3 и 4 циркуляции охлаждающей жидкости: горячий и холодный, подогреватель 5 охлаждающей жидкости и вспомогательный насос 6, снабженный всасывающей и напорной полостями 7 и 8, Горячий контур 3 циркуляции охлаждающей жидкости выполнен в виде последовательно соединенных между собой полостей охлаждения двигателя 9, радиатора 10, распределителя 11, выполненного в виде трехходового крана, и насоса 12, всасывающий патрубок 13 которого подсоединен к распределителю 11, а напорный патрубок 14 к полостям охлаждения двигателя 9. Холодный контур 4 циркуляции охлаждающей жидкости выполнен в виде последовательно установленных охладителя 15 наддувочного воздуха, второго радиатора 16, охладителя
17 масла, запорного органа 18, выполненного в виде обратного клапана, и насоса 19, нагнетательный патрубок 20 которого подключен к охладителю 15 наддувочного воздуха, а всасывающий патрубок
21 — к запорному органу 18. Всасывающий патрубок 21 насоса 19 холодного контура 4 дополнительно подсоединен к распределителю 11 при помощи первой магистрали 1 перепуска жидкости, а всасывающий патрубок 13 насоса 12 горячего контура 3 дополнительно соединен с всасывающим патрубком 21 насоса 19 холодного контура 4 циркуляции охлаждающей жидкости при помощи второй магистоали 2 перепуска охлаждающей жидкости, в которой установлены последовательно между всасывающим патрубком 13 насоса 12 горячего контура и всасывающим патрубком 21 насоса 19 холодного контура подогреватель 5 охлаждающей жидкости н запорный орган
22, выполненный в виде обратного клапана. Всасывающая полость 7 вспомогательного насоса 6 подсоединена к холодному контуру 4 циркуляции охлаждающей жидкости между охладителем 17 масла и запорным органом 18, а напорная полость 8 вспомогательного насоса 6 подсоединена к второй магистрали 2 перепуска охлаждающей жидкости между подогревателем 5 ох-. лаждающей жидкости и запс рным органом 22.
Распределитель 11 жидкости может быть снабжен термочувствительным приводом (не показан).
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
10 При переходе двигателя 9 на зимнюю эксплуатацию распределитель 11 устанавливается в положение, изображенное на фиг. 1.
При этом вся жидкость из горячего контура 3 направляется по первой магистрали 1 перепуска на вход насоса 19 холодного контура 4, через охладители 15 и 17 наддувочного воздуха и масла, второй радиатор 16 и запорные органы 18 и 22 — в подогреватель 5 охлаждающей жидкости, из которого по второй ма20 гистрали 2 перепуска возвращается в горячий контур 3, Таким образом, при работе двигателя горячий и холодный контуры 3 и 4 соединены последовательно и все тепло горячего контура используется для подогрева масла и наддувочного воздуха.
Разница расходов по контурам вызвана их различным гидравлическим сопротивлением, величиной и направлением перепада давления жидкости перед насосами 12 и 19.
При неработающем двигателе 9 включенный вспомогательный насос 6 забирает жидкость после охладителя 17 масла и направляет ее через включенный подогреватель 5 жидкости по второй магистрали 2 перепуска и далее через насос 12, двигатель 9, радиатор 10 горячего контура 3 и распределитель 11 по первой магистрали 1 перепуска в холодный контур 4 на вход насоса 19. Для исключения при этом циркуляции жидкости мимо холодного контура
4 и подогревателя 5 служат ззпорные органы 18 и 22. Таким образсм, при не40 работающем двигателе вспомогательный насос 6 прокачивает одноконтурную систему из двух последовательно соединенных распределителем 11 контуров 3 и 4 циркуляции, направляя всю горячую воду прежде
45 всего через двигатель 9, а затем через радиаторы и охладители.
Одновременная работа двигателя 9 с подогревателем 5 жидкости для ускорения прогрева двигателя 9 выполняется без включения вспомогательного насоса 6 и не требует подготовки, обеспечивая автоматическую работу системы с обогревом как с работающим, так и с неработающим двигателем.
При летней эксплуатации двигателя 9 распределитель 11 устанавливается в по55 ложение, соответствующее фиг. 2, размыкая первую магистраль 1 перепуска жидкости и направляя при работе двигателя 9 всю жидкость горячего контура 3 на вход на14530б9
Формула изобретения
7 11
Составитель Л. Черный
Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор М. Самборская
Заказ 7!52 29 Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! l33035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 соса 12. При этом жидкость по обоим контурам циркулирует практически независимо.
1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая горячий контур циркуляции охлаждающей жидкости, выполненный в виде последовательно соединенных полостей охлаждения двигателя, радиатора, распределителя и насоса, всасывающий патрубок которого подключен к распределителю, а напорный — к полостям охлаждения двигателя, холодный контур цир-15 куляции охлаждающей жидкости, снабженный охладителем наддувочного воздуха, вторым радиатором, охладителем масла, запорным органом и насосом с всасывающим и нагнетательным патрубками, подогреватель охлаждающей жидкости и вспомогательный насос с входной и выходной полостями, причем всасывающий патрубок насоса холодного контура подсоединен к распределителю горячего контура при помощи первой магистрали перепуска охлаждающей жидкости, всасывающий патрубок насоса горячего контура дополнительно соединен с всасывающим патрубком насоса холодного контура при помощи второй магистрали перепуска охлаждающей жидкости, снабженной органом перекрытия, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и обеспечения автоматизации ее работы, распределитель выполнен в виде трехходового крана, подогреватель охлаждающей жидкости установлен во второй магистрали перепуска жидкости между органом перекрытия и местом ее подключения к всасывающему патрубку насоса горячего контура, запорный орган холодного контура установлен перед насосом по направлению движения охлаждающей жидкости, а вспомогательный насос подсоединен входной полостью к холодному контуру перед его запорным органом и выходной — к второй магистрали перепуска жидкости между подогревателем жидкости и органом перекрытия.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что распределитель снабжен термочувствнтельным приводом.
3. Система по пп. 1 н 2, отличающаяся тем, что орган перекрытия второй магистрали перепуска жидкости и запорный орган холодного контура циркуляции охлаждающей жидкости выполнены в виде обратных клапанов.