Устройство для включения трехфазного асинхронного электродвигателя с защитой от исчезновения напряжения в одной из фаз сети питания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и предназначено для испольэования в автоматизированном электроприводе сельскохозяйственного произ (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
515 А1 (19) (Н) ш 4 Н 02 Н 7 09
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4204094/24-07 (22) 03,03 ° 87 (46) 23 ° 01.89 ° Бюл. N 3 (71) Вологодский политехнический институт (72) А.И.Игнайкин и В.А.Москалев (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 734844, кл. Н 02 Н 7/09, 1980.
Серых H ° H., Борисов Ю.С., Левашов В.Г., Стецюк О.Г. Эксплуатационная надежность электродвигателей се« рии 4А и пути ее повышения. — В сб. научных трудов ВНИИЭСХ: Автоматизированный электропривод в сельскохо» зяйственном производстве, М., 1985, с. 103-111.
Мартыненко И.И., Лавриненко Ю. Н.
Исследование режимов токовой сушки обмоток электродвигателей. - Механизация и электрификация сельского хозяйства. Киев, 1984, вып.54, с.28-31, Авторское. свидетельство СССР
В 851611, кл. Н 02 Н 7/09, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ЗАЩИТОЙ От ИСЧЕЗНОВЕНИЯ НА РЯЖЕНИЯ В ОДНОЙ ИЗ ФАЗ СЕТИ ПИТАНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в автоматизированном электро- а приводе сельскохозяйственного проиэе
1453515 водства. Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей путем обеспечения автоматического прогрева и токовой сушки обмоток электродвигателя перед каждым включением рабочего режима. При подаче питания от сети в устройство 1 пуск двигателя
2 осуществляется коммутационным аппаратом 3, который замыкает контакты
4-6 и размыкает контакты 26-30. По обмоткам токовых реле 7-9 протекают рабочие токи электродвигателя 2, реле находятся во включенном состоянии и
:их контакты 10-15 замкнуты. Конденса, торы 16-18 включены по схеме треугольника и работают как компенсаторы реактивной мощности двигателя. При исчезновении напряжения одной из фаэ сети питания электродвигатель переИзобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в автоматизированном электро приводе сельскохозяйственного производства.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения автоматического прогрева и токовой сушки обмоток электродвигателя перед каждым включением рабочего режима.
На чертеже представлена схема устройства.
Устройство 1 для включения трехфазного асинхронного электродвигателя 2 с защитой от исчезновения напряжения в одной из фаз сети питания содержит коммутационный аппарат 3 с тремя замыкающими силовыми контакта» ми 4-6, три токовых реле 7-9 каждое с двумя замыкающими контактами 10-15 соответственно, три конденсатора 1618, три входных вывода 19-21 для подключения к фазам питающей сети, вывод 22 для подключения к нулевому токопроводу сети и три выходных вывода 23-25 для подключения к выводам фазных обмоток электродвигателя 2.
Первые выводы первого 4, второго 5, третьего 6 силовых контактов соединены соответственно с первыми выво10
30 водится в конденсаторный режим. При отключении двигателя от питающей сети обесточивается аппарат 3 который размыкает контакты 4-6 и замыкает контакты 26-30, подключая цепочку последовательно соединенных конденсаторов 16-18 между выводами 19, 23, а вывод 25 подключается к выводу 22, соединенному.с нулевым токопроводом сети. В результате на фазное напряжение подключаются последовательно соединенные две обмотки двигателя 2 и цепочка конденсаторов 16-18. По обмоткам двигателя протекает ограниченный емкостный ток.. Двигатель прогревается этим током, в результате предотвращается увлажнение изоляции в нерабочую паузу и повьппается срок службы двигателя. 1 ил. дами обмоток первого 7, второго 8 ° третьего 9 токовых реле.Коммутационный аппарат 3 дополнительно снабжен пятью размыкающими контактами 26-30.
Первый вывод первого конденсатора 16 через первый замыкающий контакт 12 второго токового реле 8 соединен с вторым выводом обмотки первого токового реле 7, а через первый размыкакиций контакт 26 — с вторым выводом первого силового контакта 4. Второй вывод первого конденсатора 16 через первый замыкающий контакт 14 третьего токового реле 9 соединен с вторым выводом обмотки второго токового реле 8, а через второй размыкающий контакт 27 — с первым выводом второго конденсатора 17, через первый замыкающий контакт 10 первого токового реле 7 соединенным с вторым вь водом обмотки второго токового реле
8. Второй вывод второго конденсатора
17 через второй замыкающий контакт
15 третьего токового реле 9 соединен с вторым выводом обмотки третьего токового реле 9, а через третий размыкающий контакт 28 — с первым выводом третьего конденсатора 18, через второй замыкающий контакт 13 второго токового реле 8 соединенным с. вторым выводом обмотки третьего токового ре3 145 ле 9. Второй вывод третьего конденсатора 18 через параллельно включенные второй замыкающий контакт 11 первого токового реле 7 и четвертый раз мыкающий контакт 29 соединен с вторым выводом обмотки первого токового реле 7. Вторые выводы первого 4, I второго 5, третьего 6 силовых контактов соединены с выводами 19-21 для подключения к первой, второй, третьей фазам питающей сети, вторые выводы обмоток токовых реле 7-9 соединены с выходными выводами 23-25 для подключения к выводам фазных обмоток электродвигателя, пятый размыкающий контакт 30 включен между вторым выводом обмотки третьего токового реле
9 и выводом 22 для подключения к нулевому токопроводу сети.
Устройство работает следующим образом, В полнофазном режиме сети пуск двигателя 2 осуществляется коммутационным аппаратом 3, который замыкает ,свои контакты 4-6 и размыкает контакты 26-30. По обмоткам токовых реле
7-9 протекают рабочие токи электродвигателя 2, реле находятся во включенном состоянии и их контакты 10-15 замкнуты. Конденсаторы 16-18 включены по схеме треугольника и работают как компенсаторы реактивной мощности двигателя 2, повышая коэффициент мощности.
При исчезновении напряжения в одной из фаз сети питания, например подключенной к выводу 19, реле 7 отключается и размыкает свои контакты
10 и 11, отключая конденсаторы 17 и
18, а конденсатор 16 остается подключенным к выводам 23 и 24. С конденсатора 16 сдвинутое по фазе напряжение подается на вывод 23. Таким образом электродвигатель 2, продолжая работу, переводится в режим конденсаторного двигателя.
При появлении напряжения на выводе 19 реле 7 тока замыкает свои контакты 10 и 11, при этом двигатель снова без перебоя переводится в трехфазный режим, а конденсаторы 16-18 повышают его коэффициент мощности.
При отключении двигателя 2 от.питающей сети обесточивается аппарат 3, который размыкает свои контакты 4-6 и замыкает контакты 26-30, подключая цепочку последовательно соединенных конденсаторов 16-18 между выводами
5
19 и 23, а вывод 25 подключается к выводу 22. В результате на фазное напряжение подключаются последовательно соединенные обе обмотки двигателя 2 и цепочка конденсаторов 1618. Эквивалентное сопротивление этой цепи имеет емкостной характер и значительно по величине, что позволяет ограничить ток, протекающий по обмоткам двигателя до требуемой величины. Двигатель прогревается этим током, и тем самым предотвращается увлажнение изоляции двигателя в не-, рабочую паузу, что в конечном счете повышает срок службы двигателя.
Таким образом, описываемое устройство обеспечивает бесперебойную работу электродвигателя при исчезновении напряжения в одной из фаз сети питания, компенсацию реактивной мощности двигателя в рабочих режимах и предотвращает увлажнение изоляции двигателя в отключенном состоянии, т.е. обладает расширенными функциональными возможностями.
Известно, что по причине увлажнения изоляции обмоток в сельскохозяйственном производстве выходит из строя
12,3Х от общего числа вышедших двигателей.
Наряду с этим, срок службы элек« тродвигателей в сельском хозяйстве значительно ниже нормативного. Ежегодно выход из строя составляет ЗОХ и более от общего парка электродвигателей. Предотвращение увлажнения изоляции двигателя в отключенном сос" тоянии с помощью предлагаемого устройства позволяет полностью устранить преждевременную поломку двигателей по этой причине и тем самым существенно повысить срок их службы и эксплуатационную надежность.
Формула изобретения
Устройство для включения трехфазного асинхронного электродвигателя с защитой от исчезновения напряжения в одной из фаз сети питания, содержащее коммутационный аппарат с тремя замыкающими силовыми контактами, три токовых реле, каждое с двумя замыкающими контактами, три конденсатора, три входных вывода для подключения к фазам питающей сети, вывод для подключения к нулевому токопроводу сети и три выходных вывода для
Сос тав ит ель О. Орлов
Техред М.Дидык Корректор В.Гирняк
Редактор Н.11азаренко
Заказ 7294/51 Тираж 605 Подписное
ВНИИПИ o< ударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Пр -.нзводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 14535 подключения к выводам фазных обмоток электродвигателя,причем первые выводы первого, второго, третьего силовых контактов соединены соответственно
5 с первыми выводами обмоток первого„ второго, третьего токовых реле, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью .расширения функциональных возможнос,òåé путем обеспечения автоматического 10 прогрева и тс ковой сушки обмоток электродвигателя перед каждым включением рабочего режима, коммутационный аппарат дополнительно снабжен пятью размыкающими контактами, первый вывод первого конденсатора через первый замыкающий контакт второго токового реле соединен с вторым выводом об". отки первого токового реле, а через ервый размыкающий KOHTBê à с BTopblM выводом первого силового контакта, второй вывод первого конденсатора через первый замыкающий контакт третьего токового реле соединен с вторым выводом обмотки второго токового реле,рб а через второй размыканзций контакт— с первым выводом второго конденсатора, ! через первый замыкакщий контакт пер вого токового реле соединенным с вто15 6 рым выводом обмотки второго токового реле, второй вывод второго конденсатора через второй замыкающий контакт третьего токового реле соединен с вторым выводом обмотки третьего токового реле, а через третий размыкающий контакт - с первым выводом третьего конденсатора, через второй замыканзций контакт второго токового реле соединенным с вторым выводом обмотки третьего токового реле, второй вывод третьего конденсатора через параллельно включенные второй замыкакщий контакт первого токового реле и четвертый размыкакиций контакт соединен с вторым выводом обмотки первого токового реле, вторые выводы первого, второго, третьего силовых. контактов соединены с выводами для подключения к первой, второй, третьей фазам питающей сети, вторые выводы обмоток токовых реле соединены с выходными выводами для подключения к выводам фазных обмоток электродвигателя, а пятый размыкающий контакт включен между вторым выводом обмотки третьего токового реле и выводом для подключе ния к нулевому токопроводу сети.