Вентильный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к элект- .ромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсным двигателям (турбодвигателям). Целью изобретения является повьшение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя. Демпферные гребенки демпферной обмотки 5, размещенные в больших пазах 9, располагают на радиусе, большем радиуса размещения демпферных гребенок 6 пазов обмотки возбуждения 10 вентильного электродвигателя.1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК, Я0„„1453542
54 Н 02 К 29/06, 3/16
Ю ОВЗИ3
ГАТЕМТ 13
Е.:ЬЛ !О I Е;-..4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕ1
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4097359/24-07 (22) 20.05.86 (46) 23.01.89. Бюл. У 3 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) В.М.Лупкин (53) 621.313.323(088.8) (56) Колоколкин А.М., Лебедев Н.И., Лупкин В.М. и др. Применение серийных турбодвигателей в регулируемом электроприводе. — Электротехника, 1985, У 4, с. 6-18.
Лебедев Н.И. Электрические и конструктивные схемы мощных вентильных двигателей. — В кн.: Вентильные электродвигатели. — Л.: ВНИИэлектромаш, 1981, с. 95-106. (54) ВЕНТИЛЬНЫИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсныч двигателям (турбодвигателям).
Целью изобретения является повьппение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя. Демпферные гребенки демпферной обмотки 5, размещенные в больших пазах 9, располагают на радиусе, большем радиуса размещения демпферных гребенок 6 пазов обмотки возбуждения 10 вентильного электродвигателя.1 э.п. ф-лы, 3 ил.
1453542
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсным двигателям (турбодвигателям), работающим от тиристорного преобразователя частот (ТПЧ) в режиме вентильного электродвигателя (ВД), ротор которых выполнен из сплошной ферромагнитной поковки по типу турборотора.
Цель изобретения — повышение удельной мощности и увеличение надежности электродвигателя.
На фиг. 1 представлен ротор двигателя, поперечный разрез; на фиг. 2 и 3 — демпферные гребенки малых пазов.
Ротор 1 двигателя содержит клин
2 малого паза 3 в большом зубе 4 °
Демпферная обмотка 5 выполнена из двух частей в виде сегментов демпферной гребенки 6, малого паза 3 с лобовой частью 7 и сегмента демпферной гребенки 8 большого паза 9 обмотки возбуждения 10 с лобовой частью 11. 25
Демпферные гребенки 6 и 8 размещены концентрично и соединены между собой электрически и механически в зоне лобовых частей 7 и 11. В большом пазу 9 установлен клин 12. Между сегмптами демпферных гребенок 6 и 8 Мо жет быть расположено кольцо 13 из электропроводящего материала, к которому прилегают лобовые части 7 и
11.
Электродвигатель работает следующим образом.
При включении обмотки статора к тиристорному преобразователю, а обмотки возбуждения 10 — к источнику постоянного тока вследствие взаимодействия полей ротора 1 и статора возникает момент, приводящий его во вращение. Демпферная обмотка обеспечивает как разгон двигателя, так и демпфирование полей высших гармонических полей в пазах большого зуба.
В большом зубе 4 ротора 1 высота пазов 3 делается из учета только высоты размещенной демпферной гребенки
6 и высоты клина (фиг. 1) . Поскольку клин 2 в пазах 3 большого зуба 4 удерживает только демпферную гребенку 6, высота его будет в несколько раз меньше высоты клина 12, закрепляющего большой паз 9, в котором расположены обмотка 10 возбуждения и демпферная гребенка 8.
Особо следует отметить, что суммарный объем меди демпферной обмотки известного электродвигателя и предлагаемого один и тот же, т.е. высота в пазах обмотки возбуждения и пазах большого sv6a одна и та же.
Таким образом, демпферная гребенка 6 существенно приближается к поверхности ротора 1, поверхностный слой которого оказывается сильно экранированным ею и в нее почти полностью проникает поле высших временных гармоник, токи которых замыкаются по этой демпферной гребенке 6 с малым активным сопротивлением. В случае, -когда радиус размещения демпферной гребенки 6 пазов 3 большого зуба 4 существенно больше радиуса размещения демпферной гребенки 8 больших пазов 9, между этими частями демпферной обмотки 5 в зоне лобовых частей 7 и 11 размещается кольцо 13 из хорошо проводящего материала для создания контакта между обеими демпферными гребенками и эффективной работы всей демпферной обмотки 5 в целом.
Предлагаемый двигатель имеет повышенную удельную мощность по сравнению с известным, поскольку при размещении демпферной обмотки ближе к поверхности ротора удается лучше демпфировать поля высших гармоник и тем самым уменьшить потери мощности в роторе °
Формула изобретения
1 ° Вентильный электродвигатель, содержащий статор с m-фазной обмоткой, подключенной к преобразователю частоты, неявнополюсный массивный ротор с обмоткой возбуждения, размещенной в пазах, демпферн ю обмотку на роторе, выполненную в виде гребенчатых сегментов, гребни которых размещены в пазах ротора над обмоткой возбуждения под клином и в пазах, выполненных на большом зубе, о т л и ч а ю шийся тем, что, с ,целью повышения удельной мощности и увеличения надежности электродвигателя, демпферная обмотка выполнена из двух частей, одна из которых размещена в пазах обмотки возбуждения, а другая — в пазах большого зуба концентрично по отношению к первой части демпферной обмотки и над н1й, Составитель В.Трегубов
Техред M,Ходанич Корректор Н.Король
Редактор Н.Лазаренко
Заказ 7298/53 Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 г з 1453542
4 обе части деипферной обмотки соеди- между сегментами разных частей демп-, нены между собой электрически и ме- ферной обмотки расположено кольцо ханически в зоне лобовых частей. из электропроводящего материала, к
2. Электродвигатель по п. 1, которому прилегают лобовые части
5 о тли чающий с я тем, что сегментов.