Выхлопная часть турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение м.б. использовано в паровых и газовых турбинах. Изобретение позволяет повысить экономичность турбомашины. Выхлопной патрубок 6 расположен за турбинной ступенью 1, и его внутренний и наружный обводы 7 и 8 образуют диффузор (Д) 9. Обводы 7 и 8 выполнены исходя из отношения площади на выходе к площади на входе Д 9, зависящего от , относительного радиального зазора
СОЮ: СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 ии 4 F 01 D 25/30
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4248042/24-06 (22) 25.05.87 (46) 30.01.89, Нюл. Р 4 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) Ю.Ф.Косяк, A.Â.Ãàðêóøà, В.Е.Добрынин, A.Ä.Кантемир, А.В.Лапузин и Ю,А,Юдин (53) 621. 165 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1281683, кл. F 01 9 5/14, 1985.
Авторское свидетельство СССР
У 688658, кл. F 01 D 25/30, 1976, (54) ВЫХЛОПНАЯ ЧАСТЬ ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение м. б. использовано в паровых и газовых турбинах. Изобретение позволяет повысить экономичность турбомашины. Выхлопной патрубок 6 расположен за турбинной ступенью 1, и его внутренний и наружный обводы 7 и 8 образуют диффузор (Д)
9. Обводы 7 и 8 выполнены исходя из отношения площади на выходе к площади на входе Д 9, зависящего от, относительного радиального зазора
1454991
ih(x
Рвх
+ (123 рабочего колеса 3, площади на выхо« де Д 9 и геометрических характеристик ступени 1. Рабочее тело из рабочего колеса 3 и радиального зазора
4 .поступает в Д 9, в котором. происходит преобразование кинетической энерИзобретение относится к турбино" строению и может быть использовано в паровых и газовых турбинах.
Целью изобретения является повышение экономичности турбомашины путем увеличения эффективности выхлопного патрубка sa счет оптимизации его диффузора совместно с последующей ступенью..
На фиг, 1 показана выхлопная часть турбомашины, продольное сечение; на фиг. 2 — то же, I, II u III варианты выполнения наружного обвода диффузора; на фиг. 3 — зависимость коэффициента ((„ ) полных потерь выхлопного патрубка от степени расширения диффузора (n ); на фиг. 4 — линии тока по варйанту I диффузора; на фиг. 5 - линии тока по варианту II диффуэора на статическом стенде; на фиг. 6 — то же, на модельной турбине; на фиг. 7 — зависимость КПД () отсека ступеньпатрубок от режимных параметров (u/ñ ); на фиг. 8 значения относительной скорости (с " с/с, ) на периферии входного сечения диффузора о высоте (1).
Выхлопная часть турбомашины со" держит турбинную ступень 1, образованную н.аправляющим аппаратом 2 и рабочим колесом 3, которое установлено с радиальным зазором 8 4 35 относительно статора 5. 3а турбинной ступенью 1 расположен выхлопной патрубок 6 с внутренним 7 и наружным 8 обводами, образующими диффузор 9. Наружный и (или) внут- 40 ренний обводы 7, 8 выполнены исходя из отношения площади Гв,х на выходе к площади F „ на входе диффузора
i9 определяемого выражением гии рабочего тела в потенциальную, зависящее от отношения укаэанных площадей Д 9. Оптимальная степень расширения Д 9 и безотрывность течения на его периферии повышают
КПД турбомашины. 8 ил. выл (О, 95... 1, 05) —,— — 1 вх
45 tdP<„ 1 P 1и . и <™ и
)8 где F =0 /Р„- относительный радии альный зазор между рабочим колесом 3 и статором 5 (D„ - периферийный диаметр входного сечения диффузора 9); е 1и, Pù †. углы выхода иэ лопаток 10 направляющего аппарата 2 и входа в лопатки 11 рабочет
ro колеса 3 на периферии турбинной ступени 1;
F — площадь на выхо вых„ диффузора 9 при
О.
Отношение Гв ц, к F „ является
ыиб ступенью (n ) расширения диффузора
9 при F = О, Направляющий аппарат
2 и рабочее колесо 3. содержат лопатки 10 и 11. Кривые 12 и 13 (фиг.3) характеризуют зависимости от
1 И п, полученные на статическом стенде и на турбине. Кривые 14, 15 и 16 (фиг.7) характеризуют зависимости от u/ñ соответственно для . I, II H III вариантов.диффузора.
Кривые 17, 18 и 19 (фиг ° 8) характеризуют изменения значений с по 1. за натурной ступенью, sa модельной ступенью и на статическом стенде соответственно., Выхлопная часть.турбомашины работает следующим образом.
Рабочее тело из рабочего колеса
3 турбинной ступени 1 и из радиального зазора 4 попадает в диффузор 9
3 145499 в котором происходит преобразование кинетической энерг .;и рабочего тела
I в потенциальную. Степень этого преобразования зависит от степени расширения диффузора 9, т.е. отношения
5 ь,„ /Р ь„диффузора 9. В случае выполнения степени расширения диффузора 9 выхлопного патрубка 6 без учета величины радиального зазора
4 сопротивление такого выхлопного патрубка 6 относительно выше из-за заниженного значения n .. Учет и периферийной степени реактивности и относительной величины радиального зазора 4 в совокупности определяют положительное влияния высокоскоростной протечки через радиальный зазор 4. Действие указанной протечки аналогично эффекту вдува в пограничный слой вдоль наружного обвода 8 диффузора 9. Увеличение степени расширения диффузора 9 за счет наружного 8 и (или) внутреннего 7 обводов позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление выхлопного патрубка 6, так как в диффуэоре 9 благодаря закрученной высокоскоростной струе через радиальный зазор 4 реализуется безотрывное течение, что позволяет максимально испольэовать его восстановительную способность.
Оптимальность определения отношения Р /F „подтверждается данными 35 вых экспериментальных исследований: оп:тимальная и = 2,08 (фиг.3> кривая
13), безотрывность течения на периферии диффузора 9 (фиг. 6), повыill // /
4 шение КПД (фиг.7) и распределение относительной скорости (фиг.8). формула и э о б р е т е н и я
Выхлопная часть турбомашины, содержащая турбинную ступень, образованную направляющим аппаратом и ра1 бочим колесом, последнее установлено с радиальным -зазором (8 ) отноР сительно статора, и расположенный за турбинной ступенью выхлопной пат рубок с внутренним и наружным обводами, образующими диффузор, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьйьения экономичности, отношение площади F íà выходе из диффузора к площади Рь„на его входе определяют исходя иэ выражения вых вых.о — — — = (O, 95... 1,05} — — — — 1+ ЬХ ЬХ
45 tdPщ
+ (123- — — — — — - ) 8
td В,„-tdet,„ где о = 8 /9 — относительный радир альный зазор между рабочим колесом и статором;
D - периферийный див аметр входного сече ния диффузора, 0(Р углы выхода иэ лопаток направляющего аппарата и входа в лопатки рабочего келеса на периферии турбинной ступени;
Fв х площадь на выходе
Ьв| хо диффузора зафи g =О.
i 454991
0,8
0,76
074
0,7
Фиа 7
1454991 дц 00
О/Ср
1454991
f,0
У б=с сср
2,$
a,s
Фиг. 8
Составитель В.Гуторов
Техред Л .Олийнык Корректор В,Гирняк
Редактор Л.Веселовская
Заказ 7424/37 Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4