Землеройная машина
Реферат
Изобретение относится к строительно-дорожным машинам и возволяет повысить производительность и эргономические качества машины. Для этого самоходное шасси машины выполнено в виде шарнирно сочлененных рам (Р) 1 и 2. На передней Р 1 шарнирно установлены отвал 3 и балка 6. На свободном конце балки 6 установлена поворотная колонка 7 с опорным колесом 8. Балка 6 и колонка 7 имеют направляющие 15 и 16 с шарнирно связанными между собой ползунами 17 и 18. Гидропривод управления снабжен гидроцилиндром (ГЦ) слежения 21, шарнирно закрепленным на Р 1 и 2. Поршневая и штоковая полости ГЦ 21 соединены с одноименными полостями ГЦ 19 поворота колонки 7 и с гидрораспределителем 22 настройки. Гидрораспределитель 22 соединен с напорной и сливной магистралями. При движении машины по криволинейным участкам трассы меняется взаимное расположение Р 1 и 2 за счет работы ГЦ 23. Изменение положения Р 1 и 2 одна относительно другой при воздействии на них ГЦ 23 воспринимает ГЦ 21. В результате этого жидкость из одной полости ГЦ 21 вытесняется и нагнетается в соответствующую полость ГЦ 19. При этом шток ГЦ 19 перемещает ползуны 17 и 18 в направляющих 15 и 16. Это приводит к повороту колонки 7 с опорным колесом 8 и исключает его скольжение. 4 ил.
Изобретение относится к строительно-дорожным машинам, в частности к землеройным машинам типа автогрейдеров. Целью изобретения является повышение производительности и эргономических качеств машины. На фиг. 1 изображена землеройная машина с жесткой балкой; на фиг. 2 то же, с шарнирно сочлененной балкой; на фиг. 3 то же, схематично в плане без отвала; на фиг. 4 то же, при вынесенной вбок балке. Машина (фиг. 1) включает самоходное шасси, состоящее из шарнирно сочлененных рам 1 и 2. На передней раме 1 шарнирно закреплен отвал 3. Водило 4 установлено на этой же раме с возможностью поворота в горизонтальной плоскости посредством одного или нескольких гидроцилиндров 5, и на нем с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно смонтирована балка 6, на свободном конце которой установлена поворотная колонка 7 с опорным колесом 8, причем балка 6 соединена с рамой 9 отвала 3 гидроцилиндрами 10. Отвал 3 закреплен на раме 1 шасси через раму 9 отвала посредством шарнира 11. Между отвалом 3 и его рамой 9 установлены гидроцилиндры 12-14. Балка 6 и поворотная колонка 7 имеют направляющие 15 и 16 с установленными в них ползунами 17 и 18 шарнирно связанными между собой. Ползун 18 при этом шарнирно связан еще и с гидроцилиндром поворота колонки 19, полости которого трубопроводами 20 связаны с одноименными полостями гидроцилиндра слежения 21 и с гидрораспределителем настройки 22, который в свою очередь соединен с напорной и сливной магистралями. Гидроцилиндр слежения 21 своими взаимоподвижными частями шарнирно закреплен на рамах 1 и 2 и воспринимает изменения положения рам 1 и 2 одна относительно другой при воздействии на них гидроцилиндра поворота рам 23, взаимоподвижные части которого также закреплены на рамах 1 и 2. Балка 6 может быть выполнена из шарнирно сочлененных базовой 24 и вспомогательной 25 частей (фиг. 2), при этом базовая часть 24 шарнирно закреплена на водиле 4 с возможностью поворота в вертикальной плоскости и имеет кронштейн 26, взаимодействующий с опорой 27, закрепленной на раме 1. Вспомогательная часть 25 имеет привод поворота ее относительно части 24 балки, выполненный в виде гидроцилиндров 28 и 29, шарнирно закрепленных взаимоподвижными частями на базовой 24 и вспомогательной 25 частях балки. Землеройная машина работает следующим образом. При работе на прямых участках трассы балка 6 с опорным колесом 8 расположена на общей продольной оси шарнирно сочлененных рам 1 и 2 (фиг. 3). При въезде на криволинейный участок трассы и при движении по нему взаимное расположение рам 1 и 2 меняется за счет работы гидроцилиндра 23, что ведет к перемещению взаимоподвижных частей гидроцилиндра 21. В результате этого гидрожидкость при положении гидрораспределителя 22 "Заперто" вытесняется из одной полости гидроцилиндра 21 и нагнетается в соответствующую полость гидроцилиндра 19, что ведет к перемещению штока этого гидроцилиндра, который в свою очередь воздействует на ползуны 17 и 18, перемещая последние в направляющих 15 и 16 и поворачивая тем самым колонку 7 с опорным колесом 8. При последующих проходах машины выгоднее размещать опорное колесо на спланированную при первом проходе полосу трассы. Для этого перед проходом неспланированного участка трассы балка 6 посредством гидроцилиндра 5, воздействующего на водило 4, выносится вправо или влево от продольной оси машины на необходимый угол и опорное колесо располагается на ровной поверхности. При этом положение опорного колеса 8 должно быть скорректировано на тот же угол для того, чтобы оно располагалось параллельно продольной оси передней шарнирно сочлененной рамы машины. Это достигается включением гидрораспределителя 22, гидрожидкость через который нагнетается в одноименные полости гидроцилиндров 19 и 21, но так как у гидроцилиндра 21 внешнее сопротивление со стороны базового шасси и гидроцилиндра 23 значительно больше, чем у гидроцилиндра 19, нагруженного только частью массы балки 6, то гидроцилиндр 19 поворачивает колонку 7 с опорным колесом 8 до положения, при котором оно устанавливается параллельно продольной оси передней рамы базового шасси. После этого гидрораспределитель 22 вновь переключают в положение "Заперто". При прохождении криволинейных участков трассы, при вынесенной в сторону балке 6 управление опорным колесом 7 происходит аналогично описанному. Условием нормальной работы машины является качение опорного колеса 8 без скольжения в период движения машины на кривых участках трассы при различных положениях балки 6 относительно продольной оси передней полурамы базового шасси. В данном решении это условие обеспечивается наличием гидравлической связи между гидроцилиндрами 19, 21 и гидрораспределителем 23, а также кинематической связи гидроцилиндра 19 с поворотной колонкой 7 посредством шарнирно связанных ползунов 17 и 18, установленных в направляющих 15 и 16.
Формула изобретения
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА, включающая самоходное шасси с шарнирно соединенными с ним отвалом и поворотной в горизонтальной и вертикальной плоскостях балкой, несущей поворотную колонку с опорным колесом, и гидропривод управления с гидроцилиндром поворота колонки, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и эргономических качеств машины, шасси выполнено в виде шарнирно сочлененных рам, на одной из которых установлены отвал и балка, при этом балка и поворотная колонка имеют направляющие с помещенными в них шарнирно связанными между собой ползунами, а гидропривод снабжен установленным между шарнирно сочлененными рамами гидроцилиндром слежения, поршневая и штоковая полости которого соединены с одноименными полостями гидроцилиндра поворота колонки, и гидрораспределителем настройки, через который напорная и сливная магистрали гидропривода сообщены с гидролиниями соединения полостей гидроцилиндров, а шток гидроцилиндра поворота колонки соединен с ползуном на балке.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4