Способ изготовления деталей с антифрикционным покрытием и состав антифрикционного покрытия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления деталей с антифрикционным покрьп-ием. Целью изобретения является повьш1ение износои задиростойкости пары трения. Стержень , спрессованный и спеченньй из порошков меди (остальное), свинца 7-11 мас.%, политетрафторэтилена 6-10.мае.% и хлорида аммония 2-3 мас.%, прижимают при давлении 30-50 МПа, продольной подаче стержня 50-80 мкм/об и скорости скольжения стержня 0,06- 0,09 м/с к поверхности детали, на которую предварительно наносят технологический состав из смеси глицерина и 1-3 мас.% хлорида меди. После нанесения покрытия осуществляют его пассиватдаю 0,3-0,5%-ным раствором каустической соды при 25-30 С в течение 30-50 с, что повьш1ает коррозионную стойкость покрытия и соответственно увеличивает его износостойкость После пассивации на рабочую поверхность детали трения наносят пластичную смазку на основе мыла. Износостойкость увеличивается в 4-6 раз, а задиростойкость - в 3,5 раза 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 2 табл. ( сл ел О5 1C сх 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ур 4 В 22 F 7/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4118795/23-02 (22) 26.05.86 (46) 07. 02.89. Бюл. Р 5 (72) N.Н. Бакластов, В.М. Кремьппный, M.Â. Меркулова, С.П. Андронов, А.В. Тепляшин и А.Г. Черноусов (53) 621. 77.3(088 .8) (56) Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. Под ред. Д.Н. Гаркунова. M. Машиностроение, 1977, с. 144-157.
Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. В сб. под ред. Д.Н. Гаркунова. M. Машиностроение, 1982, с. 22.
Ярошевич В.К., Белоцерковский М.А.
Антифрикционные покрытия из металлических порошков. Минск: Наука и техника, 1981, с. 138. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С
АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ И СОСТАВ
АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ (57) Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам изготовления деталей с анти1
Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к способам получения деталей с антифрикционным покрытием.
Целью изобретения является повышение износо- и задиростойкости пары трения.
Сущность способа заключается в том, что из смеси порошков меди, политетрафторэтилена, хлорида аммония
„.SU„„3456283 А1 фрикционным покрытием. Целью изобретения является повьппение износои задиростойкости пары трения ° Стержень, спрессованный и спеченный из порошков меди (остальное), свинца
7-11 мас.Х, политетрафторэтилена
6-10.мас.Х и хлорида аммония 2-3 мас.7 прижимают при давлении 30-50 MIla, продольной подаче стержня 50-80 мкм/об и скорости скольжения стержня 0,060,09 м/с к поверхности детали, на которую предварительно наносят технологический состав из смеси глицерина и 1-3 мас.7 хлорида меди. После нанесения покрытия осуществляют его пассивацию 0,3-0,5/-ным раствором каустической соды при 25-30 С в течение 30-50 с, что повьппает коррозионную стойкость покрытия и соответственно увеличивает его износостойкость. После пассивации на рабочую поверхность детали трения наносят пластичную смазку на основе мыла.
Износостойкость увеличивается в
4-6 раз, а задиростойкость — в 3,5 раза. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 2 табл. и свинца предварительно изготавливают стержень, для чего смесь прессуют при давлении 8-150 MIIa и спекают при теьатературе 375-380 С в течение 2,02,5 ч в защитной среде.
Затем на поверхность детали наносят технологический состав из смеси глицерина с добавкой 1-3 мас.Е хлорной меди, прижимают к поверхности стержень с усилием 30-50 МПа и при з 14 продольной подаче стержня 50-80 мкм/об и скорости скольжения 0,06-0,09 м/с, осуществляют натирание антифрикционного покрытия. При указанных режимах фрикционной обработки состав антифрикционного покрытия, образующегося на поверхности детали, полностью отвечает составу стержня. ",ведение в состав стержня на основе меди дополнительно хлорида аммония и свинца позволяет оптимизировать условия переноса компонентов при формировании антифрикционного покрытия натиранием и сформировать наиболее благоприятную структуру покрытия, обеспечивающую ему высокую износостойкость °
Присутствие в технологическом составе на основе глицерина небольших добавок хлорной меди интенсифицирует процесс формирования покрытия и повышает его противозадирные свойства.
При пассивании нанесенного покрытия 0,3-0,5Х-ным раствором каустической соды происходит удаление легко окисляющихся соединений меди, вследствие чего при последующей экстедатации детали с покрытием его износостойкость повышается.
Перед эксплуатацией и во время технического обслуживания на рабочую поверхность детали трения дополнительно наносят пластичную смазку на основе мыпа, содержащую мас.Х: порошок меди 13; порошок свинца 3 и порошок ПТФЭ (политетрафторэтилена) 4, основа — мыльная пластичная смазка
ЦИАТИМ-201.
Совместное применение антифрикционного покрытия и пластичной смазки с добавками металлических порошков обеспечивает сверхсуммарное повышение износостойкости пары трения, т.е. возникает синергетический эффект: износостойкость увеличивается в °
4-6 раз, а задиростойкость — в 3,5 раза.
Пример. Смесь порошков меди (85Х), свинца (7Х), ПТФЭ (6Х), хпорида аммония (2Х) прессуют при давлении 150 МПа и спекают при
380 С в течение 2,5 ч в защитной среде. Приготавливают технологический состав для чего ЗХ хлорной меУ о ди растворяют в подогретом до,60 С глицерине.
С поверхности обрабатываемой детали путем IlvIHAQBKH удаляют окисные пленки (шероховатость после обработки R = 0,08-1,25 мкм), наносят на
56283
25 нее технологический состав и путем прижима к поверхности стержня, закрепленного н приспособлении для креп.
5 ления резцедержателя токарного станка, осуществляют натирание антифрикционного покрытия е
При давлении на стержень 50 МПа, скорости скольжения 0,09 м/с и про1р дольной подаче стержня 80 мкм/об за 8 проходов наносят покрытие необходимой толщины.
После нанесения покрытия деталь о пассивируют в подогретом до 25-30 С
15 0,3-0,5Х-ном растворе каустической соды в течение 30-50 с. Перед эксплуатацией и во время периодического технического обслуживания в процессе эксплуатации на рабочую поверхность
2р детапей узла трения наносят состав, содержащий, мас.Х:
Порошок меди 10-1 7
Порошок свинца 2-4
Порошок политетрафторэтилена 2-5
Мыльная пластичная смазка ЦИАТИМ-201 Остальное
Трибологические испытания антифрикционного покрытия проводили по
Зр схеме вал-втулка при удельном давлении в зоне трения 90, 180 и 270 MIIa.
Вал совершал возвратно-вращательное движение с частотой 2 Гц и амплитудой 15 мм. Пластичную смазку подава3r ли в зону трения через каждые 50 м пути трения. Величину износа определяли после приработки 100 м, 1000 м и после 2000 м. 3а действительную величину износа принимали среднее
4р между значениями износа после 1000 и 2000 м. Результаты испытаний приведены в табл. 1.
Для подтверждения наличия сверхсуммарного эффекта при использовании
4Б антифрикционного покрытия в сочетании с пластичной смазкой на основе мыла проведены испытания деталей без покрытия со смазкой ЦИАТИМ-201 (пример 1, табл. ?), деталей без покрыбр тия со смазкой на основе ЦИАТИМ-201, содержащей 13Х порошка меди, ЗХ порошка свинца и 4Х порошка ПТФЭ (пример 2, табл. 2), деталей с покрытием, нанесенным по предложенному способу, но со стандартной смазкой
ЦИАТИМ-201 (пример 3, табл ° 2) и деталей с антифрикционным покрытием и пластичной смазкой указанного состава (пример 4, табл. 2).
) 456283
7-11
6-10
2-3
Остальное
Таблица 1
При-
1 мер
Интенсивность изнашивания авление адира, МПа
Медь Свинец ПТФЭ Хлорид аммония
Массовая, Линейная мг/км мкм/км
Известный
65,0
30,9
25,2
Предложенный
66,0
25,2
16,9
4,0
1,0
2 900 50
3 85,0 7,0
4 76,0 11,0
5 71,0 13,0
240,0
230,0
11,7
7,3
2,0
6,0
13,8
7,1
3,0
10,0
83,0
29,6
20,4
4,0
12,0
Как видно из приведенных в табл.2 данных, интенсивность изнашивания покрытия, полученного в результате обработки деталей трения предложенным способом, уменьшается почти в
20 раз, а его задиростойкость увеличивается в 3-4 раза.
Применение предложенного способа обработки деталей трения для их использования в качестве подшипников скольжения изделий авиационной техники позволит получить значительный экономический эффект и существенно повысить долговечность и надежность тяжело нагруженных узлов трения.
Формула изобретения
1; Способ изготовления деталей с антифрикционным покрытием, включающий нанесение покрытия на поверхность детали приведением во фрикционный контакт стержня из материала на основе меди с поверхностью детали при давлении на стержень не более
50 МПа и продольной его подаче в присутствии технологического глицеринсодержащего состава, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения износостойкостп пары трения, фрикционный контакт стержня с поверхностью детали осуществляют при давлении на стержень не менее 30 МПа, скорости скольжения стержня 0,06Состав покрытия, мас.Ж
1 85,0 8 (олово) 7, 0
0,09 м/с, продольной подаче 5080 мкм/об с числом проходов, равным
4-6, при этом в качестве технологи5 ческого состава используют смесь глицерина с хлорной медью, взятых в соотношении 97:3-99: 1, а после нанесения покрытия поверхность детали пассивируют в 0,3-0,57-ном растворе каус.
10 тической соды при 25-30 С в течение
30-50 с.
2. Способ по п. 1, о ò ë è ÷ аю шийся тем, что после пассивации на рабочую поверхность детали
15 дополнительно наносят смазку на основе мыла следующего состава, мас.Ж:
Порошок меди 10-15
Порошок свинца 2-4
Порошок политетрафторэтипена 2-5
Мыльная пластичная масса Остальное
3. Состав антифрикцнонного покрытия, содержащий медь и политетрафторэтилен, отличающийся тем, что, с целью повьппения износа и задиростойкости, он дополнительно содержит свинец и хлорид аммония при следующем соотношении компонентов, 30 мас ° 7.:
Свинец
Политетрафторэтилен
Хлорид аммония
Медь
1456283
Таблица 2
Интенсивность изнашивания
122,0
174,0
13,3
7,7
142,0
118,0
5,3
270
8,0
Составитель Т. Лобова
Редактор Л. Гратилло Техред А.Кравчук
Корректор M. Самборская
Заказ 7512/13 Тираж 710 Подписное ..ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Пример
Массовая, мг/км
Линейная, мкмlкм
Давление заедания, MIIa