Шпиндельный узел расточно-отделочного станка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области ма 11иностроения, в частности к металлорежутцим станкам для обработки, доводки и упрочнения внутренних цилиндрических поверхностей высокоскоростным размерным резцовым растачиванием, раскатыванием и вьглаживанием. Целью изобретения является повышение качества обработки деталей и производительности благодаря уменьшению изгибно-упругих колебаний инструмента и повышению равномерности углового

СОЮЗ -СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

В 23 Я 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3773597/25-08 (22) 25.05.84 (46) 07.02.89. Нюл, - 5 (7i) Тольяттинский политехнический институт (72) И.А. Чернов, 3.T. Плицин и О.К. Алексеев (53) 621-952-229.2(088..8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 288495,,кл. В 23 В 19 /02, 1969.

Демпферы и динамические гасители колебаний металлорежущих станков.

Под ред. Е.H., Рывина. M.: НИИМА111, 1968, с. 32-33. (54) IHHHÄÅËÜHI IÉ УЗЕЛ РАСТОЧНО-ОТДЕЛОЧНОГО СТАНКА (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к металлореж ч им станкам для обработки, доводки и упрочнения внутренних цилиндрических поверхностей высокоскоростным размерным резцовым растачиванием, раскатыванием и выглаживанием, Нелью изобретения является повышение ка.чества обработки деталей и производительности благодаря уменьшению изгибно-упругих колебаний инструмента и повышению равномерности углового

145628 движения шпинделя при обработке. Жидкость или воздух заполняют межреберные продольные полости 26 и кольцевую канавку 25 динамической опоры 6.

Из канавки 25 жидкость или воздух подаются на опору 30 борштанги 29 и заполняют межреберные продольные полости 42 и кольцевую канавку 41 опоры 30. По отдельному каналу жидкость или воздух нагнетают во внутреннюю полость технологической оснастки для управления радиальной подачей резцовых механизмов. Втулка динамической опоры 6 установлена на шпинделе 3 с большим натягом в межI опорном участке подшипников качения, что способствует снижению изгибноупругих колебаний борштанг 29 и препятствует возрастанию угловых колебаний шпинделя 3, т.к, при этом образуется биметаллическое сопряжение, внутренняя часть которого состоит иэ цилиндрической части шпинделя 3, а наружная часть является вышеуказанной втулкой опоры 6. Размещение pR диально-упорных шариковых подшипников 4 и 5 в расточках опорных крышек

9 и 10 позволяет выставить опору 6 в отверстие 2 корпуса 1. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к металлорежущим станкам для обработки, доводки и упрочнения внутренних цилиндрических поверхностей высокоско5 ростным размерным резцовым растачиванием, гьщро(пневмо)динамическим раскатыванием и выглаживанием.

Целью изобретения является повышение качества обработки деталей и 10 производительности путем уменьшения изгибно-упругих колебаний инструмента и повышения равномерности углового движения шпинделя при обработке.

На фиг. 1 изображен шпиндельный 15 узел расточно — отделочного станка в разрезе; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — монтаж шпиндельного узла расточно-отделочного стан- 20 ка для обработки блоков двигателей внутреннего сгорания.

Ипиндельный узел расточно-отделоч25 ного станка содержит цилиндрический фланцевый корпус 1 с внутренним отверстием 2, в котором установлен шпиндель 3 на радиально-упорных шариковых подшипниках 4 и 5 и радиаль30 ной гидро(пневмо)динамической опоре б. Подшипники 4 и 5 установлены в, расточках 7 и 8 опорных крышек 9 и 10, жестко сопряженных с корпусом 1 торцевыми плоскостями 11 и 12 с помощью винтов 13 и 14.

Цапфа 15 гидро(пневмо)динамической опоры 6 выполнена в виде втулки, жестко связанной со шпинделем 3 и установленной в отверстии 2 корпуса 1 между подшипниками 4 и 5. Рабочая поверхность динамической опоры 6 образована посадочными поверхностями

16 продольных ребер 17, выполненных на втулке шириной b 0,2-20 мм, которые имеют заходные углы, равные

5-45

В поперечном сечении (фиг. ?.) заходные углы 1(образованы линиями 18 скоса продольных ребер 17 к касательным 19, проведенным к окружности посадочного диаметра 20 втулки в точках 21 пересечения ее с линиями 18 скоса продольных ребер 17. На втулке с каждой ее стороны выполнено по бурту 22 и 23 и кольцевой канавке

24 и ?5, причем канавки 24 и 25 обьединяют межреберные полости 26 опоры 6 и образуют гидравлическую или пневматическую полость, ограниченную буртами ?2 и 23. К опорной крышке 10 торцевой плоскостью 27 закреплена цилиндрическая направляющая гильза 28, которая сопряжена с борштангой 29 шпинделя 3 дополнительными гидро(пневмо)динамической опорой 30 и роликовым игольчатым подшипником 31.

56? 84 з

14

Роликовый игольчатый подшипник 31 установлен на упорном кольце 32, ко торое сопряжено с борштангой 29 циI линдрической посадкой с натягом и закреплено винтами 33. В боковой части направляющей гильзы 28 и в упорном кольце 32 имеются совмещенные отверстия 34 и 35 дпя стопорного фиксирования шпинделя 3 при установке и смене технологической оснастки.

Цапфа 36 гидро(пневмо)динамической опоры 30 имеет продольные ребра

37 с посадочными поверхностями 38 и заходными углами (фиг. 3) для динамического эффекта при вращении шпинделя 3. Межреберные продольные полости 39 сообщены с кольцевыми канавками 40 и 41 и образуют полость

42, ограниченную буртами 43 и 44.

В торцевой части борштанги 29 имеются посадочный конус 45 и крепежная резьба 46 для установки резцоводоводочной оснастки 47 (фиг. 4). Полость посадочного конуса 45 соединена со штуцерными отверстиями в корпусе 1 шпинделя 3 центральным каналом 48, радиальным отверстием 49 в шпинделе 3 и кольцевой полостью 50, образованной буртом 51. Жидкость или воздух, подаваемые под давлением в полость 50 и далее на инструменты технологической оснастки-, просачиваются через зазор между буртом 51 и поверхностью отверстия 2 и далее удаляются по каналу 52, а герметизация приводной части шпинделя 3 осуществляется сальником 53, установленным в крышке 9.

Фиксирование шпинделя 3 в осевом направлении осуществляется размерным звеном поднипниковой расточки 8 в крышке 10 и плоским стопорным кольцом 54.Подача жидкости или воздуха на гидро(пневмо)динамические опоры 6 и

30 шпинделя 3 производится через штуцерное отверстие 55, а терморегулирование осуществляется дросселем 56, установленным в сливном трубопроводе 57 от штуцерного отверстия 58 (фиг. 4).

Ипиндельный узел в станке устанков" лен в отверстие 59 базовой плиты 60 и жестко сопряжен с ней фланцевой плоскостью 61 с помощью винтов 62, проходящих через отверстия 63 и стягивающих его с плоскостью 64 опорной втулки б5. В опорной втулке 65 выполнены радиальные окна 66, через которые к корпусу 1 шпинделя 3 подведены трубопроводы (не показаны) .

Вращение шпинделя 3 осуществляется от фланцевого электродвигателя

67, закрепленного к плокости 68 опор. ной втулки 65, через жесткую цилиндрическую муфту 69.

При использовании шпиндельного узла B станках для финишной обработки цилиндров с высоким классом точности по геометрии цилиндрическая направляющая гильза 28 борштанги 29 шпинделя 3 позволяет осуществлять сопряжение по плотно скользящей посадке с кондукторной втулкой 70, которая установлена в уплотнительной муфте 71 зажимной балки 72 (фиг. 4).

2р Ипиндельный узел работает следующим образом.

От гидростанции или источника сжатого воздуха с помощью гидроили пневмоэлектроклапана (не показан)

25 по каналу в полость 26 опоры 6 подается жидкость или воздух с распылением маслом под давлением.

Жидкость или воздух через кольцевую канавку 24 заполняют межреберные

3р продольные полости 26 и кольцевую канавку 25. Из полости кольцевой канавки 25, через зазор между буртом

23 и внутренней поверхностью отверстия 2, жидкость или воздух подаются на опору 30 борштанги 29 и заполняют кольцевую канавку 40, межреберные продольные полости 42 и кольцевую канавку 41. Для более быстрого заполнения полости 42 опоры 30 зазоры

4Q между буртами 23 и 24 и отверстием гильзы 28 имеют увеличенное значение.

По каналу 48 в корпусе 1 от гидростанции или источника сжатого воздуха с помощью автоматически управляемых гидравлических электроклапа5 нов подается технологическая смазочно — охлаждающая жидкость или воздух с распыленным маслом под давлением.

Жидкость или воздух по кольцевой полости 50, радиальному .отверстию 49 и по централ ьному каналу 48 наг н етаются во внутреннюю полость технологической оснастки 47 для управления радиальной подачей резцовых механизмов 73, при размерном растачивании и для создания деформ«рующего усилия раскатывающих инструментов 74 (фиг,4) или выглаживающпх инструментов (не показано), при доводке и упрочнении

1456284

20

55 обрабатываемых поверхностей. При включении привода вращения цапфы 15 и 36 вращаются вместе со шпинделем

3 и приводят во вращательное движение по окружности жидкость или воздух с распыленным маслом, заключенные в межреберных продольных полостях 26 и 39.

Установка втулки динамической опоры 6 на шпинделе 3 с большим натягом в межопорном участке подшипников качения способствует снижению изгибно-упругих колебаний борштанги

29, так как при этом образуется биметаллическое сопряжение. Внутренняя часть биметаллического сопряжения состоит из цилиндрической части шпинделя 3, который изготавливается из легированной стали, имеет высокую твердость и обладает упругими свойствами. Наружная часть биметаллического сопряжения является втулкой динамической опоры 6, которая изготавливается из высококачественной бронзы, обладающей большой вязкостью и антифрикционными свойствами. Такое сопряжение практически исключает изгибноупругие колебания оси шпинделя 3 в межопорном участке подшипников качения и уменьшает тем самым амплитуду колебаний борштанги 29 с инструментом.

Размещение радиально-упорных шариковых подшипников 4 и 5 шпинделя 3 в расточках опорных крышек 9 и 10, которые закрепляются к.корпусу 1 торцевыми плоскостями 11 и 12, позволяет выставить гидро(пневмо)динамическую опору 6 в отверстии 2.

Центрирование необходимо для предотвращения сверхсуммарного эффекта трех опор. Это достигается тем, что опорные крышки 9 и 10 сопрягаются с корпусом 1 не цилиндрическими поверхностями, а торцевыми плоскостями, при этом создается. условие плавания их вместе со шпинделем 3 и шариковыми подшипниками 4 и 5 в пределах зазора между отверстием 2 корпуса и цапфой 15 гидро(пневмо)динамической опоры 6, когда закрепляющие винты 13 и 14 отпущены. Радиальноупорные шариковые подшипники 4 и 5, которые установлены в гнезда крышек корпуса с натягом по наружным кольцам и с натягом на шпинделе 3 по внутренним кольцам, обеспечивают большую радиальную жесткость шпинделя 3 и постоянное значение зазора между отверстием 2 в корпусе 1 и цапфой 15 гидродинамической опоры 6.

Значение натяга внутреннего кольца радиально-упорного шарикового подшипника 4 составляет 9-11 мкм и позволяет компенсировать тепловое расширение шпинделя 3 в осевом направлении.

Сочетание жесткостного межопорного сопряжения шпинделя 3, большая радиальная жесткость шпинделя в подшипниках качения и постоянное значение величины рабочего зазора динамической опоры 6 способствуют снижению изгибно-упругих колебаний борштанги 29 и уменьшению износа рабочих посадочных поверхностей 16 (фиг.2), что увеличивает ресурс работы гидро(пневмо)динамических: опор 6 и 30 шпиндельного узла.

Кроме изгибно-упругих колебаний борштанги 29 при обработке цилиндров резцовым растачиванием возникают угловые микроколебания, т.е. неравномерность углового движения шпинделя

3 с инструментом. В результате угловых и изгибно-упругих микроколебаний режущих кромок инструмента образуются пилообразные и волнообразные профили обрабатываемых цилиндров. Основным их источником является сам процесс резания, т.е. они возникают в результате хрупкого и пластического разрушения металла, трения задних и передних поверхностей режущих кромок ипструмента, неоднородности структуры материала, непостоянства толщины срезаемого слоя и других факторов.

Станина станка и его фундамент способствуют гашению возникающих колебаний, а электропривсд вращения, кинематические механизмы и подшипники качения шпинделя усиливают их и в большей степени с увеличением числа оборотов. Увеличение угловых и изгибно-упругих колебаний с увеличением числа оборотов шпинделя 3 отрицательно влияет не только на качество профиля геометрии обрабатываемых цилиндров, но и на стойкость режущих инструментов, т.е. под их действием происходит разрушение режущих кромок инструментов.

Предотвращение возрастания угловых и изгибно-упругих колебаний пштинделя

3 с увеличением скорости обработки в устройстве осуществляется посредстG и 2

F =,R()г

40

G где—

Б и

45 — 12,8 кгс.

55

7 14562 вом гидро(пневмо) динамических опор

6,30. Значение скорости резания растачивания цилиндров, их доводки гидро (пневмо) динамическим раскатыванием

5 и выглаживанием при высокоскоростной обработке находится в пределах 700300 м/мин и более. Для обработки цилиндров, например, диаметром 80 мм со скоростью 700-3000 м/мин число оборотов шпинделя 3 должно быть соответственно 3000-12000 об/мин. Жидкость или воздух с маслом, находящиеся в межреберных продольных полостях 26 и 39, приводится во вращатель- 15 ное движение по окружности. В результате действия центробежной силы движущейся массы жидкости в скользящих опорах 6 и 30 шпинделя 3 возникает гидравлическое трение. 20

Пример. Ориентировочный расчет силового воздействия жидкости..

Размеры гидро(пневмо)динамической опоры расточно-отделочного станка для обработки цилиндров диамет- 25 ром 75-90 мм.; наружный диаметр 100 мм; высота продольных ребер 180 мм; количество межреберных объемов 12; глубина впадин 12 мм; ширина впадин по основанию 12 мм; ширина впадин по 30 вершинам 16 мм; объем одной межреберной впадины составляет V = 12 14 180 =

30240 ммз

Сила давления жидкости, находящей. ся в одном межопорном объеме, на поверхность отверстия составляет — масса жидкости в межопорном объеме; — число оборотов шпинделя; — расстояние от оси вращения до центра тяжести;

Ф 0 03 (3,14 3000 ) г

Суммарное значение силы давления жидкости на поверхность отверстия корпуса составляет

2 Р = 12,8 12 = 153 кгс.

Значение силы давления жидкости от гидродинамической опоры 6 на несущие поверхности отверстия 2 в зависимости от частоты вращения шпинделя 3 составляет

n / 3000; 60009 9000ó ;12000i

F кгс 153; 615; .1383; 2462.

С увеличением числа оборотов шпинделя 3 увеличиваются изгибноупругие и угловые микроколебания шпинделя 3 от названных факторов.

В результате действия возрастающей центробежной силы жидкости, находящейся в межреберных полостях 26 и 39, и увеличивающегося жидкостного трения создается противодействие возрастанию угловых микроколебаний, т,е. создается радиальный гидравлический натяг шпинделя 3. Равномерность и плавность движения режущих кромок инструмента при растачивании в определяющей степени влияют на качество обработки цилиндров по круглости образующих. Чем равномернее и плавнее движутся режущие кромки инструмента по круговой траектории, тем меньше пилообразность микрорельефа и волнистость профиля обрабатываемых поверхностен. Кроме этого, центробежI ная сила вращающейся массы в межреберных полостях 26 и 39 создает основу для гидродинамической опоры шпинделя 3.

При вращении шпинделя 3 жидкость или воздух с распыленным маслом, заключенные в межреберных полостях 26 и 39, под действием центробежной силы давят на криволинейные участки внутренних цилиндрических поверхностей. Сила трения жидкости направлена в противоположную сторону вращения шпинделя 3, в результате этого в заходных углах г продольных ребер

17 по всей высоте возникают гидродинамические клинья, суммарное действие которых направлено на увеличение динамической жесткости оси шпинделя 3.

Давление жидкости в полости силового клина намного больше, чем давление жидкости, действующей на поверхность отверстия от центробежной силы. Следовательно, гидродинамические опоры

6 и 30 дополнительно увеличивают равномерность и плавность углового движения режущих кромок инструмента и в значительной степени уменьшают изгибно-упругие колебания оси шпинделя 3.

56284

35

9 14

Чем выше динамическая жесткость шпинделя 3, тем с большей скоростью можно производить финишную обработку размерным резцовым растачиванием цилиндров без появления волнообразных всплесков на обрабатываемых по: верхностях. Волнообразные всплески на обрабатываемых поверхностях появ.,ляются тогда, когда система: инстру мент - деталь - шпиндель — привод, входит в резонанс. Главным звеном в этой системе, предотвращающим вхож" дение в резонанс, является шпиндель» ный узел, который благодаря гидродинамическому эффекту опор 6 и 30 повышает динамическую жесткость шпинделя 3 с увеличением числа оборотов.

Одновременно с заходными углами

= 5-45 важными параметрами являют ся ширина посадочных цилиндрических ,поверхностей Ь продольных ребер и радиальный зазор Я между отверстием корпуса и наружным посадочным диаметром 20 втулки. Ширина посадочных поверхностей зависит от режимов работы шпиндельного узла, т.е. от числа оборотов, от нагрузки, от вязкости жидкости и от колебания температурного нагрева. Жидкость из полости заходного угла при вращении шпинделя ( с большим давлением проникает в зазор : между отверстием и посадочной площадкой. Чем больше ширина-площад ки Ь, тем больше сопротивление про хождению жидкости через зазор, тем ! больше жесткость шпинделя в скользящей опоре, но тем ниже обороты. Так, при наиболее оптимальном значении зазора E = 10 мкя и ширине посадочных площадок продольных ребер Ь

= 8 мм, и использовании в качестве жидкости масла ВИ-4 предел оборотов

1600-1700 об/мин. С уменьшением ширины Ь повышается предел оборотов.

Так при использовании шпиндельного узла для высокоскоростной обработки цилиндров с числом оборотов 50006000 об/мин ширина Ь составляет 0,40,6 мм. С повышением числа оборотов шпинделя повышаются температурные .режимы, так как увеличиваются давление в заходных углах г продольных ребер 17 и жидкостное трение при прохождении через-зазор E . Для терморегулирования скользящих подшипников в сливном трубопроводе 57 от штуцерного отверстия 58 установлен дроссель 56 (фиг. 4), с помощью которого осуществляется изменение расхода жидкости, проходящей через полости 26 и 39 онор 6 и 30.

Как показали расчеты, с увеличением .числа оборотов шпинделя 3 увеличивается, гидравлическое трение от действия центробежной силы массы жидкости, находящейся в межреберных объемах

26 и 39. В зависимости от этого увеличивается давление в заходных углах . продольных ребер 1? и 37 и нагруз. ка на привод вращения. В связи с этим для уменьшения мощности привода с уче15 том конкретных условий работы шпинделя 3 должны рассчитываться число продольных ребер 17 и 37 и величина межреберных объемов 26 и 39, которые могут иметь различную форму (фиг. 2).

"20 Минимальное значение количества продольных ребер 17 и 37, а, следовательно, и межреберных полостей 26 и

39 может быть три. При наличии равномерного углового расположения про25 дольных ребер 17 и 37 создается гидродинамический эффект, повышающий жесткость оси шпинделя 3.

Продольные ребра 17 и 37 выполнены с угловыми заходами г для образо30 вания гидродинамической опоры. Кроме этого, в зависимости от числа оборотов шпинделя, ширины посадочных площадок Ь продольных ребер, а также от вязкости жидкости, подаваемой в полости 26 и 39, т.е, жидкости или воздуха с маслом, рассчитывается значение радиального зазора Е . В диапазоне частоты вращения шпинделя 50012000 об/мин оптимальные значения радиального зазора E находятся в пределах 0,005-0,03 мм.

Для создания динамической опоры шпинделя может бьггь использован сжатый воздух с распыленным маслом. При прохождении воздуха через межреберные полости 26 и 39 масло частично оседает на поверхностях отверстия 2 и продольных ребрах 17 и 37. В результате действия центробежной силы масло стекает к вершинам продольных ребер 17 и 37, образуя гидродинамическую опору в заходных углах опор

6 и 30. Динамическая жесткость опор

6 и 30 шпинделя 3 при подаче сжатого воздуха с распыленным маслом намного меньше в сравнении с тем, когда в полость нагнетается жидкость, но в то же время диапазон нагрузок, скоростей обработки и условия работы

1456284

45 1.Ипиндельный узел расточно-отделочного станка, в отверстии корпуса которого установлен шпиндель на ðàдиально-упорных шариковых подшипниках, несущий борштангу и содержащий

50 радиальную гидро(пневмо)динамическую опору, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обработки деталей и производительности путем уменьшения изгибно-упругих ко55 лебаний и повышенйя равномерности углового движения шпинделя при обработке, подшипники шпинделя размещены в введенных в корпус опорных крышках, сопряженных с корпусом торцовыми плосшпиндельного узла в отделочно-расточных станках могут быть самые различные.

Гидропневматическая полость 26 гидро(пневмо)динамической опоры 6 разделена от полости 50 нагнетания жьщкости или воздуха на технологическую оснастку буртом 22. Жидкость или воздух с маслом через зазор между буртом 22 и внутренней поверхностью отверстия 2 просачивается из одной полости в другую в зависимости от перепада давления. В связи с этим при эксплуатации шпиндельного узла необходимо осуществлять подачу в полость 26 гидро(пневмо)динамической опоры 6 и в полость технологической оснастки только воздух или только жидкость, а если жидкость, например масло, то одинаковой марки.

Борштанга шпинделя расточно-отделочного станка сопряжена с фланцевой цилиндрической направляющей гильзой

28, гидро(пневмо)динамической опорой

30 и роликовым игольчатым подшипником 31. Статическая жесткость сопряжения направляющей гильзы 28 и борштан ги 29 обеспечивается роликовым игольчатым подшипником 31, который обкатывается по внутренней и по наружной поверхностям с натягом 10-15 мкм. Использование описанного шпиндельного узла в станках для финишной и прецизионной обработки цилиндров направляющая гильза 28 борштанги 29 позволяет осуществлять сопряжение с кондукторной втулкой 70 по плотно скользящей посадке. Кондукторная втулка

70, изготовленная из полимерного синтетического или другого материала, установлена в уплотнительной муфте

71 зажимной балки 72 станка, улучшает качество по прямолинейности образующих обрабатываемых цилиндров.Процесс обработки резцовым растачиванием начинается после того, как уплотнительная муфта 71 спускается на плоскость детали, например блока цилиндров двигателя, и зажимает ее.

После зажима включается привод вращения шпинделя 3 и затем рабочая подача. Какой-то промежуток времени шпиндель 3 с режущим инструментом вращается свободно. Далее, когда режущие кромки инструмента входят в рабочее состояние, т.е. в момент начала резания металла, на борштангу 29 действуют радиальные силы, которые смещают ее в ту или иную сторону. Кондукторная втулка 70, которая охватывает наружную поверхность направляющей борштанги 29 по плотно скользящей посадке, препятствует отклонению оси при переходе инструмента в рабочее состояние. После входа в металл всех режущих кромок инстру10 мента процесс резания происходит в установившемся режиме, при котором радиальные силы, действующие на борштангу шпинделя 3, имеют небольшое значение.

15 Ипиндельный узел расточно-отделочного станка предназначен для обработки цилиндров резцовым растачиванием доводки и упрочнения гидродинамическим раскатыванием и выглаживанием со

20 скоростью 700-3000 м/мин и более. При такой скорости резания стружка отделяется и разлетается с большой скоростью и силой, поэтому сопряжение цилиндрической направляющей борштан25 ги 29 с кондукторной втулкой 70 уплотнительной муфты 71 станка необхо1 димо для герметизации процесса обработки и надежной защиты быстровращающейся оснастки.

30 При производстве шпиндельного узла для доводки и упрочнения цилиндров гидро- или пневмодинамическим раскатыванием и выглаживанием, когда жесткость не влияет на качество обработки, борштанга 29 шпинделя 3 не оснащается опорами.

В этом случае в крышке 10 устанавливается уплотнительный сальник (не показано), а полость дренажного бур40 та 23 выполняется с расчетным значением расхода жидкости ипи воздуха.

Формула и з о б р е т е н и я

1456284

14 б-б

57

Я

Я костями, а гидро (пневмо) динамич еская опора установлена в отверстии корпуса между подшипниками шпинделя и выполнена. в виде втулки, жестко связанной со шпинделем, при этом рабочая поверхность гидро(пневмо)динамической опоры образована посадочными поверхностями продольных ребер, выполненных на втулке шириной 0,2-20 мм и имеющих скосы в поперечном сечении втулки с заходными углами, равными

5-45, причем на втулке у каждого торца выполнено по бурту и кольцевой канавке, соединяющей межреберные полости опоры.

2. Узелпоп. 1, отличаюшийся тем, что, с целью увеличения динамической жесткости угла и повышения точности при обработке цилиндрических поверхностей, борштанга снабжена закрепленной на корпусе

10 шпиндельного узла цилиндрической направляющей гильзой и установленными в ней гидро(пневмо)динамической опорой и роликовым игольчатым подшипником, 1456284

Фиг. 9

Составите: ь В.Панфилов

РедактоР Л. ГРатилло ТехРед А Кравчук Корректор М. Самборская

Заказ 7512/13 Тираж 831 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 13 35, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская нао ., д . 4 /5

Производственно-«ол. граф«ческое пр дприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4