Способ получения битума

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к получению битума . Цель - сокращение времени окисления и расширение сырьевой базы. Получение битума ведут, окислением нефтяного сырья кислородом воздуха при нагревании в присутствии 3,5- 6 мас.% фосфорсодержащего катализатора . В качестве последнего используют отработанньй фосфорно-кизельгуровьй катализатор полимеризации олефинсодержащих нефтяных газов. Способ обеспечивает снижение продолжительности процесса окисления до 6 ч при одновременной утилизации отхода производства. 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„.SUÄÄ 146 (50 4 С l0 С 3/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

KHIH С

Температура вспьппо ки, С

300

Условная вязкость (ВУ8„), с при 80. С

160

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4183331/31-04 (22) 19. 01. 87 (46) 07.02.89. Бюп. Ф 5 (71) Уфимский нефтяной институт (72) Ю.Р.Абдрахимов, М.Г.Рахимов и С.Л.Александрова (53) 665.637 (088.8) (56) Патент Японии У 17314, кл. С 10 С, 1968.

Авторское свидетельство СССР

II 446532, кл. С 10 С 3/04, 1972. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА (57) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению биту4

Изобретение относится к способам получения окисленных нефтяных битумов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Целью изобретения является сокра« щение времени окисления.

Пример. Размельченную фракцию отработанного фосфорно-кизельгурового катализатора полимеризации олефинсодержащих нефтяных газов с размером частиц менее 0,5 мм вводят непосредственно в куб окисления, где находится предварительно нагретый асфальт деасфальтизации с температурой 50 С, взятой в количестве

1000 r.

Асфальт пропановой деасфальтизации гудрона, взятый в качестве сырья, имеет следующие показатели: ма. Цель — сокращение времени окисления и расширение сырьевой базы.

Получение битума ведут. окислением нефтяного сырья кислородом воздуха при нагревании в присутствии 3 56 мас.X фосфорсодержащего катализатора. В качестве последнего используют отработанный фосфорно-кизельгуровый катализатор полимериэации олефинсодержащих нефтяных газов. Способ обеспечивает снижение продолжительности процесса окисления до 6 ч при одновременной утилизации отхода производства. 2 табл.

Состав отработанного фосфорнокиэельгурового катализатора приведен в табл. 1 °

Предварительный нагрев способствует хорошему смешению сырья с катализатором (эа счет снижения вязкости

I асфальта) и гомогениэации смеси.

Далее температуру смеси асфальта с о катализатором доводят до 250 С, по- дают воздух со скоростью 2 л/мин-кг и проводят окисление. Через каждые

2 ч окисления проводят определение качества получаемого битума.

Результаты по окислению асфальта с различным количеством катализатора о до КИШ 55 С приведены в табл. 2.

Полученные образцы битума соответствуют ГОСТУ на дорожные вязкие битуз мы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130 и БНД 130/200.

Отработанный фосфорно-кизельгуровый катализатор в асфальт деасфальти5 зации вводят двумя способами: размельченную фракцию катализатора добавляют непосредственно в сырье перед его окислением предварительно получают концентрированную суспензию 10 (лучше раствор) отработанного катализатора в растворителе или в исходном сырье и полученную смесь затем дозируют в сырье перед его окислением.

Концентрат отработанного ката- 15 лизатора в органическом растворителе готовят следующим образом. Берут

500 r асфальта деасфальтиэации или дизельное топливо (растворитель) и при постоянном перемешивании насыщают 20 их отработанным катализатором.

Способ проводят при нагреве растворителя. Для дизельного топлива темтемпература составляет 200 С, а для. асфальта деасфальтизации 300 С.

145644

Способ получения битума путем

2В окисления нефтяного сырья кислородом воздуха при нагревании в присутствии 3,5-6 мас.Х фосфорсодержащего катализатора, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью сокращения

З0 времени окисления и расширения сырьевой базы, в качестве катализатора используют отработанный фосфорнокизельгуровый катализатор полимеризации олефинсодержащих нефтяных газов.

Таблица 1

Состав отработанного фосфорнокизельгурового катализатора

Общее содержание фосфорных кислот и силикофосфатов (в расчете на Р О ) 56,7 в том числе: свободная фосфорная кислота силикофосфорные кислоты

15,6

32,3 полисиликофосфаты

8,9

32,0

Киэ ельгур

6,1

Вода

5,2

Органические смолы

Далее в предварительно нагретый до 300 С асфальт деасфальтизации гудрона в количестве 500 r при постоянном перемешивании добавляют 250 r отработанного катализатора. Путем дальнейшего механического перемешивания добиваются частичного растворения отработанного катализатора в растворителе и хорошей гомогенизации смеси. Полученная смесь имеет удовлетворительную вязкость и прокачиваемость

Таким же образом в предварительно о нагретое до 200 С дизельное топливо марки 3 добавляют 300 г отработанного катализатора. Полученные концентраты катализатора дозируют в асфальт деасфальтизации перед его окислением.

Каталитическое воздействие на процесс окисления оказывают находящиеся в катализаторе силикофосфорные кислоты и силикофосфаты.

Таким образом, проведение предлагаемого способа с использованием

3,5-6 мас.7 катализатора приводит к снижению продолжительности процесса окисления до 6 ч при одновременной утилизации отхода производства.

Формула и з о б р е т ения

1456448

Тйблица 2

Ортофосфоряал кислота

6,0

1,0

Отра 6отаииыи фоо форио-киаальгтровзй иаталиэатор

З,s

224

4 5

86

85 231

6,0

-18

35 227 -17

6 5

13

Составитель Н.Королева

Техред М.Дидык Корректор Г. Решетник

Редактор Г.Гербер

Заказ 7523/22 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1i3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. .Ужгород, ул. Проектная, 4

84 222 12

83 225 1Ь

82 228 . -18

Зса 6 обраэщфв мщарйии&ит иоймт&1айа IM ацаллмща с

18эамором ло лоитрол ьиоир обраэщ