Способ получения битума
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтехимии , в частности к получению битума . Цель - сокращение времени окисления и расширение сырьевой базы. Получение битума ведут, окислением нефтяного сырья кислородом воздуха при нагревании в присутствии 3,5- 6 мас.% фосфорсодержащего катализатора . В качестве последнего используют отработанньй фосфорно-кизельгуровьй катализатор полимеризации олефинсодержащих нефтяных газов. Способ обеспечивает снижение продолжительности процесса окисления до 6 ч при одновременной утилизации отхода производства. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.SUÄÄ 146 (50 4 С l0 С 3/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
KHIH С
Температура вспьппо ки, С
300
Условная вязкость (ВУ8„), с при 80. С
160
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4183331/31-04 (22) 19. 01. 87 (46) 07.02.89. Бюп. Ф 5 (71) Уфимский нефтяной институт (72) Ю.Р.Абдрахимов, М.Г.Рахимов и С.Л.Александрова (53) 665.637 (088.8) (56) Патент Японии У 17314, кл. С 10 С, 1968.
Авторское свидетельство СССР
II 446532, кл. С 10 С 3/04, 1972. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА (57) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению биту4
Изобретение относится к способам получения окисленных нефтяных битумов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Целью изобретения является сокра« щение времени окисления.
Пример. Размельченную фракцию отработанного фосфорно-кизельгурового катализатора полимеризации олефинсодержащих нефтяных газов с размером частиц менее 0,5 мм вводят непосредственно в куб окисления, где находится предварительно нагретый асфальт деасфальтизации с температурой 50 С, взятой в количестве
1000 r.
Асфальт пропановой деасфальтизации гудрона, взятый в качестве сырья, имеет следующие показатели: ма. Цель — сокращение времени окисления и расширение сырьевой базы.
Получение битума ведут. окислением нефтяного сырья кислородом воздуха при нагревании в присутствии 3 56 мас.X фосфорсодержащего катализатора. В качестве последнего используют отработанный фосфорно-кизельгуровый катализатор полимериэации олефинсодержащих нефтяных газов. Способ обеспечивает снижение продолжительности процесса окисления до 6 ч при одновременной утилизации отхода производства. 2 табл.
Состав отработанного фосфорнокиэельгурового катализатора приведен в табл. 1 °
Предварительный нагрев способствует хорошему смешению сырья с катализатором (эа счет снижения вязкости
I асфальта) и гомогениэации смеси.
Далее температуру смеси асфальта с о катализатором доводят до 250 С, по- дают воздух со скоростью 2 л/мин-кг и проводят окисление. Через каждые
2 ч окисления проводят определение качества получаемого битума.
Результаты по окислению асфальта с различным количеством катализатора о до КИШ 55 С приведены в табл. 2.
Полученные образцы битума соответствуют ГОСТУ на дорожные вязкие битуз мы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130 и БНД 130/200.
Отработанный фосфорно-кизельгуровый катализатор в асфальт деасфальти5 зации вводят двумя способами: размельченную фракцию катализатора добавляют непосредственно в сырье перед его окислением предварительно получают концентрированную суспензию 10 (лучше раствор) отработанного катализатора в растворителе или в исходном сырье и полученную смесь затем дозируют в сырье перед его окислением.
Концентрат отработанного ката- 15 лизатора в органическом растворителе готовят следующим образом. Берут
500 r асфальта деасфальтиэации или дизельное топливо (растворитель) и при постоянном перемешивании насыщают 20 их отработанным катализатором.
Способ проводят при нагреве растворителя. Для дизельного топлива темтемпература составляет 200 С, а для. асфальта деасфальтизации 300 С.
145644
Способ получения битума путем
2В окисления нефтяного сырья кислородом воздуха при нагревании в присутствии 3,5-6 мас.Х фосфорсодержащего катализатора, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью сокращения
З0 времени окисления и расширения сырьевой базы, в качестве катализатора используют отработанный фосфорнокизельгуровый катализатор полимеризации олефинсодержащих нефтяных газов.
Таблица 1
Состав отработанного фосфорнокизельгурового катализатора
Общее содержание фосфорных кислот и силикофосфатов (в расчете на Р О ) 56,7 в том числе: свободная фосфорная кислота силикофосфорные кислоты
15,6
32,3 полисиликофосфаты
8,9
32,0
Киэ ельгур
6,1
Вода
5,2
Органические смолы
Далее в предварительно нагретый до 300 С асфальт деасфальтизации гудрона в количестве 500 r при постоянном перемешивании добавляют 250 r отработанного катализатора. Путем дальнейшего механического перемешивания добиваются частичного растворения отработанного катализатора в растворителе и хорошей гомогенизации смеси. Полученная смесь имеет удовлетворительную вязкость и прокачиваемость
Таким же образом в предварительно о нагретое до 200 С дизельное топливо марки 3 добавляют 300 г отработанного катализатора. Полученные концентраты катализатора дозируют в асфальт деасфальтизации перед его окислением.
Каталитическое воздействие на процесс окисления оказывают находящиеся в катализаторе силикофосфорные кислоты и силикофосфаты.
Таким образом, проведение предлагаемого способа с использованием
3,5-6 мас.7 катализатора приводит к снижению продолжительности процесса окисления до 6 ч при одновременной утилизации отхода производства.
Формула и з о б р е т ения
1456448
Тйблица 2
Ортофосфоряал кислота
1З
6,0
1,0
Отра 6отаииыи фоо форио-киаальгтровзй иаталиэатор
З,s
224
4 5
86
85 231
6,0
-18
35 227 -17
6 5
13
Составитель Н.Королева
Техред М.Дидык Корректор Г. Решетник
Редактор Г.Гербер
Заказ 7523/22 Тираж 446 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1i3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. .Ужгород, ул. Проектная, 4
84 222 12
83 225 1Ь
82 228 . -18
Зса 6 обраэщфв мщарйии&ит иоймт&1айа IM ацаллмща с
18эамором ло лоитрол ьиоир обраэщ