Фрикционный амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к функциональным гасителям колебаний. Цель изобретения - снижение динамических нагрузок путем повьшгения плавности срабатьшания за счет увеличения пути трения дисков. Выполнение рабочего вала 3 в виде пустотелого несамотормозящегося червяка 12, соединенного с приводным рычагом 4 посредством червячного сектора 15, позволяет пре образовать незначительный угол поворота рычага 4 в несколько оборотов рабочего вала 3. Это приводит к возможности увеличения пути трения дисков . 2 ил. (@
СОЮЗ, СОВЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„ИЬВ 5 (511 4 Р 16 Р 7 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4264707/25-28 (22) 1 9. 07. 87 (46) 07.02.89. Бюл. Ф 5 (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (72) ..Е .А. Степанов, В .Г. Сидоренко, О,Д. Нестеров, А.Р, Ермоленко и М.А. Титов (53) 621.752.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11 1293400, кл. Г 16 F 7/04, 1985. (54) ФРИКЦИОННЫИ АМОРТН3АТОР (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к функциональным гасителям колебаний. Цель изобретения — снижение динамических нагрузок путем повышения плавности срабатывания за счет увеличения пути трения дисков. Выполнение рабочего вала 3 в виде пустотелого несамотормозяшегося червяка 12, соединенного с приводным рычагом 4 посредством червячного сектора 15, позволяет пре образовать незначительный угол поворота рычага 4 в несколько оборотов рабочего вала 3. Это приводит к возможности увеличения пути трения дисков. 2 ил.
1456653
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения энергии ударов.
Цель изобретения — снижение дина5 мических нагрузок путем повышения плавности срабатывания за счет увеличения пути трения дисков.
На фиг. 1 показана принципиальная схема амортизатора; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1, соединение рабочего вала с внутренними фрикционными дисками.
Амортизатор содержит неподвижный корпус 1, внутри которого размещена 15 цапфа 2 рабочего вала 3, соединенного с приводным рычагом 4, подпружи ненные в осевом направлении фрикционно контактирующие между собой наружные 5 и внутренние 6 диски, нажим- 2р ное устройство 7.
Фрикционные диски 5 и 6 являются осеподвижными, причем наружные диски
5 связаны посредством шлицевого соединения с корпусом 1, а внутренние 25
6 — с цапфой 2 рабочего вала 3 с помощью шлицевой втулки 8, установленной на этой цапфе и связанной с ней муфтой 9 свободного хода. Наружная обойма 10 муфты 9 закреплена на 3О втулке 8, а внутренняя обойма 11 на цапфе 2.
Рабочий вал выполнен. в виде пустотелого червяка 12, размещенного своими цапфами в опорах 13 и 14 корпуса
1. Червяк 12 соединен с приводным рычагом 4 посредством червячного сек-. тора 15, образующего с ним несамотормозящуюся червячную передачу. Червячный сектор 15 жестко связан с при- 40 водным рычагом 4.
Нажимное устройство 7 образовано центральной тягой 16 с резьбовым хвостовиком 17, гайкой 18, шайбой
19, пружиной 20, а также передаточ- 45 ным рычагом 21, соединенным концевыми шарнирами 22 и 23 соответственно с тягой 16 и червячным сектором 15.
Для ограничения поворОта переда- 5О точного рычага 4 служит фиксатор 24.
Червячный сектор 15 вращается на валу 25. Исполнительное звено 26 машины может в своем движении доходить до упора 27. 55
Фрикционный амортизатор работает следующим образом.
Под действием предварительного натяжения пружины 20 посредством цент! ральной тяги 16, передаточного рычага 21 и червячного сектора 15 приводной рычаг 4 переведен в крайнее правое положение с диском 6 фиксатора
24. Исполнительное звено 26 машины, перемещаясь справа налево на величину хода Я, поворачивает приводной рычаг
4 против часовой стрелки вместе с червячным сектором 15. Благодаря этому происходит вращение червяка 12 против часовой стрелки. Одновременно червячный сектор 15 через шарнир 22, передаточный рычаг 21 и шарнир 23 приводит в движение центральную тягу
16, которая, перемещаясь через гайку
18 и шайбу 19, сжимает пружину 20, При этом цапфа 2 через внутреннюю обойму 11 поворачивает по часовой стрелке наружную обойму 10 муфты 9.
Вместе с наружной обоймой 10 вращается втулка 8 с насаженными на нее дисками 6. Трением этих дисков о наружные диски 5 гасится кинетическая энергия исполнительного звена 26.
При отводе исполнительного звена в исходное положение пружина 20, распрямляясь, возвращает в исходное положение шайбу 19 и через гайку 18 и резьбовой хвостовик 17 центральную тягу 16, которая посредством шарнира
23, передаточного рычага 21 и шарнира 22 поворачивает червячный сектор
15 против часовой стрелки в исходное положение вместе с приводным рычагом
4. Поворот червячного сектора 15 сопровождается попутным вращением червяка 12 против часовой стрелки .
Благодаря наличию муфты свободного хода трение во фрикционных дисках исключается
Формула изобретения
Фрикционный амортизатор, содержащий корпус, внутри которого размещен рабочий вал, .соединенный с приводным рычагом, подпружиненные в осевом направлении фрикционно контактирующие диски, часть которых соединена с корпусом, а другая часть— с рабочим валом, нажимное устройство, связанное с рабочим валом, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок путем повышения плавности срабатывания за счет увеличения пути трения дисков, рабочий вал выполнен в виде несамотормозящегося червяка с осевым отверстием, а приводной ры!
456653
Составитель M. Кочарян
Техред М.Дидык Корректор М. Самборская
Редактор А. Козориз
Заказ 7464/32
Тираж 721
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 чаг посредством передаточного рычага и тяги, проходящей через осевое отверстие, связан с нажнмным устройством и имеет червячный сектор для взаимодействия с несамотормозящимся червяком. ю
@us 8