Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в повьпиении надежности. В сердечнике статора выполнено комбинированное охлаждение с радиальными 4 и аксиальными 5 вентиляционными каналами. Благодаря тому, что в радиальных каналах предусмотрер 1 выгородки 6, разделяющие аксиальные и радиальные потоки газа, вблизи крайних пакетов 7 выполнены вентиляционные камеры 8, связанные с каналами 5, а каналы 5 на входе 9 в камеру 8 и выходе 10 из нее расположены на разном удалении от внутренней поверхности 11 статора, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 Ф
союз советсних
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (191 (И) (51) 4 Н 02 К 1/20, 9/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОсудАРстВенный номитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4268467/24-07 (22) 12.05.87 (46) 07.02.89. Бюл. II 5 (71) Институт электродинамики
АН УССР (72) В.Б. Каплунов, В.В. Кузьмин, В.В.Кошелев, В.И. Смородин, А.И.Титко, И,Я,Черемисов и А,К.Шофул (53) 621.313.713 (088.8) (56) Электромагнитные и тепловые процессы в концевых частях мощных турбогенераторов. — Ки .в. Наукова
Думка, 1971, с. 21, рис.11.
Алексеев А.F.. Конструкция электрических машин. — М.-Л,: ГЭИ, 1958, с. 53, рис. 2-25. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ MAUIHHbI
{57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности. В сердечнике статора выполнено комбинированное охлаждение с радиальными
4 и аксиапьж ми 5 вентиляционными .каналами. Благодаря тому, что в радиальных каналах предусмотрены выгородки 6, разделяющие аксиальные и радиальные потоки газа, вблизи крайних пакетов 7 выполнены вентиляционные камеры 8, связанные с каналами 5, а каналы 5 на входе 9 в камеру 8 и выходе 10 иэ нее расположены на разном удалении от внутренней пов ерхности I 1 ст ат ор а, об ес печи в ается достижение поставленной цели.
1457070
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении турбогенераторов и других крупных электрических машин.
Целью изобретения является повышение надежности.
На фиг.1 показан статор электрической машины, продольный разрез; на фиг.2 — разрез. А-А на фиг.1.
Статор электрической машины состоит из обмотки 1 и сердечника 2, шихтованного из сегментов 3 электротехнической стали, В сердечнике выполнена комбинированная система охлаждения с радиальными 4 и аксиальными 5 вентиЛяционными каналами. В ради" альных каналах предусмотрены выгородки
6, разделяющие аксиальные и радиальные 2О потоки газа. Внутри сердечника 2 статор а вблизи крайних пакетов 7 выполнены вентиляционные камеры 8, гидравлически связанные только с аксиальными вентиляционными каналами 5. Упомяну- 25 тые аксиальные каналы 5 на входе 9 в камеру 8 и выходе l0 из нее расположены на разном удалении от внутр енн ей по в ер хно сти 1 1 ст атор а. Количество аксиальных каналов 5 на вхо- Зо де 9 в каждую вентиляционную камеру
8 по крайней мере на один больше, чем на выходе 10 из нее.
При работе машины под нагрузкой поток газа в аксиальных каналах 5 к крайним пакетам подходит уже подог- З5 р етым з а сч ет пот ер ь, отводимых от сердечника по его длине.
Попадая в вентиляционные камеры
8 из аксиальных каналов 5 в зубцах, потоки газа внутри камеры изменяют свое направление и на выходе 10 из камеры 8 поступают в аксиальный канал 5, расположенный в спинке сердечника. Таким образом, наиболее нагруженная в тепловом отношении зона сердечника блокируется от потоков подогретого газа и охлаждается только холодным газом, циркулирующим через радиальные каналы. Для рассматриваемой конструкции сердечника стато50 ра, в котором предусмотрена комбинированная аксиальная и радиальная система охлаждения, особенно важно применение этой весьма эффективной системы в комплексе для охлаждения на55 иболее нагруженной в тепловом отношении зоны зубцов крайних пакетов.
Для аксиальной системы охлаждения характерны более высокие приведенные коэффициенты теппоотдачи, чем для радиальной, Тем более повышаются приведенные коэффициенты теплоотдачи, когда на участке сердечника действуют в комплексе и аксиальная, и радиальная вентиляция ° Перепуск подогретого в аксиальных каналах газа в зону ярма снижает коэффициенты теплоотдачи в зубцовой зоне и вместе с тем, вследствие существенного снижения температуры охлаждающего газа,, в зоне зубцов крайних пакетов обеспечивается снижение максимального уровня нагрева и повышение нагрузочной способности турбогенератора. Дополнительный эффект от применения предлагаемого статора электрической машины заключается в избыточной турбулизации аксиальных потоков газа как в пределах каждой камеры 8, так и в прилегающих к камере участках аксиальных вентиляционных каналов 5.
С точки зрения технологичности конструкции наибольший эффект достигается, когда в каждую камеру 8 поступает газ из нескольких аксиальных каналов 5, выполненных в зубце сердечника статора, а выход газа из камеры осуществляется через один канал достаточного сечения, предусмотренный в спинке сердечника статора.
Т аким обр аз ом, предл агаемый ст атор электрической машины существенно снижает нагрев крайних пакетов статора турбогенератора и повышает
его нагрузочную способность.
Формула изобретения
Статор электрической машины, преимущественно турбогенер атора, содержащий шихтованный сердечник с ярмом и чередующимися продольными пазами и зубцами, с аксиальнымн и отделенными от них выгородками радиальными вентиляционными каналами, разделяющими сердечник на пакеты,. и обмотку, размещенную в пазах сердечника, о т— л и ч а ю шийся тем,что,сцелью повышения надежности,в каждом зубце вдоль его оси, преимущественно вблизи кр айних пакетов р асположены в ентиляционные камеры, образованные объединением акси альных каналов, гидравлически связанные на одном из торцов камер с аксиальными вентиляционными каз
4 налами в зоне зубцов, а на другом во аксиальных каналов в зубцовой зоторце — с аксиапьными каналами в зо- не камеры по крайней мере на один не ярма сердечника, причем количест- больше, чем в зоне ярма.
Фиг.
Составитель А,Воинов
Техред А.Кравчук
Корректор М.Самборская
Редактор Г. Гербер
Заказ 7561/53 Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4