Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5g 4 Н 02 К 1/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬ :ТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4155582/24-07 (22) 03,12.86 (46) 07.02,89. Бюл. У 5 (71) Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования ам. А.М.Т ар асова (72) Н. Н, Грушин (53) 621.313.04 (:88.8) (56) Патент ФРГ Р 2342746, ят. Н 02 К 1/24, 1975.

Патент Франции Р 2200659 л. Н 02 К 1/22, 1974.

54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ K:ЛНЫ

57) Изобретение относится .. облас„Л0„„457071 A 1 ти электромашиностроения. Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления и улучшение энергетических характеристик. Ротор электрической машины состоит из вала 1, когтеобразных полюсов с полувтулками 2 и 3, изоляционного каркаса 4 с обмоткой возбуждения 5. В центральной части каркаса 4 выполнены павы 6 °

Между торцами полувтулок 2 и 3 размещена металлическая прокладка, заполняющая пазы 6. Благодаря этому исключается проворот каркаса 4 и обмотки

5 относительно каркаса. 5 ил.

1457071

Изобретение относится к электромашиностроению и может найти применение в автомобильных генераторах переменного тока.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и улучшение энергетических характеристик.

На фиг.1 изображен ротор в сборе, ,поперечный разрез, на фиг.2 и 3 металлическая прокладка, на фиг.4каркас обмотки возбуждения, разрез; на фиг.5 - то же, вид слева.

Ф

Ротор электрической машины состоит из вала I когтеобразных полюсов с полувтулками 2 и 3, цилиндрического изоляционного каркаса 4 с обмоткой 5 возбуждения. В центральной части внутренней цилиндрической поверхности каркаса 4 выполнены пазы 6.

Между торцами полувтулок 2 и 3. имеется металлическая прокладка 7, заполняющая пространство между торцами полувтулок и пазы 6 каркаса 4. Прокладка 7 может быть также получена иэ металлического порошка или гранул.

Сборка ротора осуществляется следующим образом.

На ввл 1 напрессовывается полюс 2 ротора, а затем надевается прокладка 7 и каркас 4 с обмоткой 5 возбуждения. После этого напрессовывается другой полюс 3 так, что прокладка 7 сдавливается полувтулками полюсов 2 и 3, заполняя все мельчайшие зазоры

35 и неприлегания, а излишки металла затекают в пазы 6 каркаса 4, имеющие расчетную глубину.

Прокладка- 7 изготовлена из: более мягкой пластичной) стали, име- 40 ет значительно меньшую толщину, чем полувтулки ротора 2 и 3, усилие, требуемое для ее высадки в несколько рвз меньше, чем для полувтулок, поэтому при напрессовке второй полу. втулки 3 прокладка будет деформироваться, не вызывая изменения размеров полувтулок и не оставляя воздушного зазора между торцовыми поверхностями полувтулок полюсов, а излишки металла затекают в пазы, выполнен50 ные во внутренней цилиндрической поверхности каркаса.

Ф

Ротор электрической машина работает следующим образом.

При вращении вала и прохождения

55 тока возбуждения по обмотке 5 вокруг ротора создается магнитное поле, силовые линии которого, проходя через полувтулки 2 и 3 полюсов в направлении параллельном оси вала 1, замыкаются через магнитопровод статора (не показан). При этом в отсутствии металлической прокладки 7 происходит потеря мощности в воздушном зазоре между торцами полувтулок

2 и 3 пропорционально величине этого зазора. Расчетная величина воздушного зазора, образовавшегося в результате неплоскостностн торцов и перекосов при сборке ротора для всех типов электрических машин, принимается равным Q 1,0-0,05, что дает ослабление магнитной индукции на 2,5-5 . Благодаря металлической прокладке воздушный зазор между торцами полувтулок исключен, благодаря чему максимальный ток генератора, зависящий от величины магнитной индукции, повьппается, Кроме того, на высокой частоте вращения вала 1 ротора стремятся к провороту каркас 4 с обмоткой 5 возбуждения относительно цилиндрической поверхности полувтулок 2 и 3 полюсов и обмотка 5 относительно каркаса 4, В роторе часть металлической прокладки 7, заполнившая при напрессовке пазы каркаса 4, препятствует провороту каркаса 4, а деформация центральной части каркаса в результате выполнения пазов препятствует провороту обмотки 5 относительно каркаса

4. Все перечисленные преимущества делают предложенную конструкцию ротора более экономичной и надежной.

Технико-экономический эффект от внедрения выражается в повьппении электрических характеристик электрической машины и надежности ее конструкции °

Формул а изобретения Ротор электрической машины, содержащий вал, когтеобразные полюса с полувтулками, между которыми расположена металлическая прокладка, и цилиндрический изоляционный каркас с обмоткой возбуждения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и улучшения энергетических характеристик, на внутренней поверхности изоляционного каркаса выполнены вксиальные пазы, а на внешней поверхности металлической прокладки — выступы, входящие в указанные пазы.

1457071 (рог.4

Составитель В.Петри

Редактор Г. Гербер Техред А. Кравчук ° Корректор Л.Пилипенко

Заказ 7561/53 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при 1"КНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4