Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повыпение надежности. Стержни I и 2 обмотки статора, разделенные в лобовой части дистанционной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Тяги 5 по концам снабжены узлами натяга в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7, которые закреплены на опорных частях стержней 8. Заданный уровень натяжения тяг при сборке достигается вращением гайки 7 до обеспечения необходимого уровня деформации упругого тарированного элемента 9. Последний имеет специально обработанные поверхности для взаимодействия с измерителем. Изобретение позволяет обеспечить объективный контроль натяжения элементов крепления лрбовых частей обмотки. 4 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1% (И) 075 А1 (бп 4 Н 02 К 3/50, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П.(НТ СССР (21) 4235781/24-07 (22) 24.02.87 (46) 07.02.89. Бюл. Ф 5 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И. Ленина (72) В.M. Рабинович, В.В. Кузьмин, О.М. Жимолохов и А.Л. Лившиц (53) 621, 313. 04 (088. 8) (56) Патент СНА Р 4563607, кл. Н 02 К 3/46, 198".

Авторское свидетеы ство СССР

Р 663027, кл. Н 02 К 3/50, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОBbIX ЧАСТЕИ ОБМОТКИ CTATOPA ЭЧЕКТРИ

ЧЕСКОЙ МАЙИНЫ (5 7) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения — повышение надежности. Стержни 1 и 2 обмотки статора, разделенные в лобовой части дистанционной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Тяги

5 по концам снабжены узлами натяга в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7, которые закреплены на опорных частях стержней 8. Заданный уровень натяжения тяг при сборке достигается вращением гайки 7 до обеспечения необходимого уровня деформации упругого тарированного элемента 9.

Последний имеет специально обработанные поверхности для взаимодействия с измерителем. Изобретение позволяет обеспечить объективный контроль натяжения элементов крепления лобовых частей обмотки. 4 ил.

С:

1457075

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции крепления лобовых частей обмотки статора электрических машин, например турбогенераторов.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины; на фиг. 2 - разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, вариант выполнения; на фиг. 4 — узел I на фиг. 2. 15

Верхний 1 и нижний 2 стержни обмотки статора, разделенные в лобовой части дистанционной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Концы гибких тяг 5 снабжены по концам узлами натяга, выполненными в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7. В кронштейне 4 выполнены отверстия, в которых пер- . пендикулярно ему установлены стержни 25

8. На выступающих из кронштейна опорных частях стержней 8 закреплены втулки 6, гайки 7 и упругие элемен- ты 9.

Лобовые части стержней обмотки статора в верхнем и нижнем слоях развернуты встречно по двум коническим поверхностям, поэтому для обеспечения параллельности концов гибких тяг

5 между собой в плоскости, перпендикулярной оси стержня 8, он выполнен из двух частей, связанных друг с другом посредством разъемного соединения, например, резьбового (фиг. 2)..

Это делает возможным относительный 4О поворот концов стержня 8 и тем самым исключает изгиб тяги в месте входа ее во втулку 6 при закручивании гайки 7 для создания натяга.

В варианте устройства (фиг. 3) 45 для уменьшения количества узлов крепления на выступающих из кронштейна

4 опорных частях стержня 8 выполнены углубления 10. На одной из опорных частей стержня 8 размещают свободный от узла натяга конец гибкой тяги 5, закрепляющей, например, нижний стержень 2, в углублении 10 другой опорной части стержня 8 размещают свободный от узла натяга конец гибкой тяги

5, закрепляющей верхний стержень 1.

В предложенном устройстве натяг гибких тяг 5 осуществляют гайкой 7, -другим элементом 9 и втулкой 6 с наружной резьбой. Заданный уровень натяжения при сборке достигают вращением гайки 7 до достижения заданного уровня деформации упругого тарированного элемента 9. Аналогично восстанавлмвают натяжение в процессе эксплуатации.

Упругий элемент 9 (фиг. 4) имеет специально обработанные поверхности

11 и 12, а также цилиндрический поясок 13. Изменение расстояний между упомянутыми парами поверхностей, а также изменение диаметра служит мерой деформации упругого элемента 9, а следовательно, уровня натяжения тяг 5. В рассматриваемом на фиг. 4 варианте упругого элемента 9 измеряют размер Н (или П,, или D и т.п.) до и после затяжки. В случае применения тарированного (калиброванного) упругого элемента 9 можно ограничиться измерением упомянутых размеров только после затяжки, например, с помощью калибра, Так как об уровне натяжения тяг

5 можно судить по величине деформации тарированного упругого элемента (размер Н), то для диагностики состояния крепления лобовых частей не требуется откручивания — закручивания гайки

7. Упругий элемент 9 изготавливают из качественной стали, которая сохраняет свои свойства в условиях эксплуатации в течение времени, значительно превышающего ресурс обмотки °

Подбирая соответствующим образом жесткость упругого элемента 9, можно обеспечить увеличение промежутков времени между периодическими подтяжками крепления за счет частичной компенсации упругим элементом 9 явлений релаксации в тяге 5; система тяга 5— упругий элемент 9 имеет наиболее пологую зависимость сила-деформация, и при одном и том же удлинении тяг

5 вследствие релаксации напряжений уровень остаточного натяжения устройства с упругим элементом 9 при прочих равных условиях всегда превышает уровень остаточного натяжения устройства без упругого элемента, Предлагаемое устройство с тарированным упругим элементом позволяет реализовать дистанционную диагностику путем оснашения упругого элемента преобразователем (например, инцуктив ным, тензорезисторным и др.) переФормул а изобретения

5 измерителем. з 1457 мецение — электрический сигнал, который может быть передан по проводам из герметического корпуса электрической машины в зону обслуживания.

Применение предлагаемого устройства позволяет обеспечить объективный контроль натяжения элементов крепления лобовых частей обмотки более точный и надежный но сравнению с методом контроля по величине момента затяжки (на ключе). Значительно снижаются затраты на обслуживание в связи с тем, что для оценки уровня натяжения элементов крепления достаточно выполнить измерение одного размера упругого элемента вместо отвинчивания резьбовых соединений, эксплуатируемых в условиях агрессив075

4 ной среды, и последующей затяжки га-, ек заданным моментом.

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее стержни, установленные в отверстиях кронштейнов, и гибкие тяги, снабженные по концам узлами натяга, состоящими из втулок и гаек, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено тарированными упругими элементами, установленными между гайками и стержнями, и имеющими поверхности для взаимодействия с

1457075

Ф

Составитель Ф, Подольская

Редактор Г. Гербер Техред А,Кравчук Корректор Г. Решетник

Заказ 7561 /53

Тираж 645

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. .Ужгород, ул. Проектная, 4

ВННИПИ Го óäàðñòâåííîãî комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5