Привод поворотного стола

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано, в частности , в горизонтальных фрезерно-расточных станках. Цель изобретения - повышение точности позиционирования стали путем создания предварительного натяга во всей кинематической цепи привода. Закрепленный на планшайбе зубчатый обод 3 находится в зацеплении с четырьмя равномерно расположенными ведушими зубчатыми колесами 8, 13, 18 и 23, каждое из которых 3 установлено соосно и жестко связано с червячными колесами 7, 12, 17 и 22 червячных передач. Зубчатые колеса 8, 13, 18 и 23 и червячные передачи расположены в двух замкнутых кинематических контурах , каждый из которых посредством хосозубых зубчатых колес 5, 10, 15 и 20 и подвижных в осевом направлении и поджатых упругим элементом колес 4 и 9, 14 и 19 косозубых зубчатых колес связан с валом 24 привода. Все червячные передачи выполнены самотормозяшимися. Предварительный натяг в контурах осуш.ествляется осевьгм смещением блоков косозубых зубчатых колес 4 и 9 или 14 и 19 под действием упругих элементов. Углы наклона зубьев колес 4, 5 и 9, 10 и 14, 15 и 19, 20 выбраны так, чтобы левая и правая ветви контуров разворачивались в противоположные стороны. Вращение планшайбы осуществляется таким образом без зазоров в зубчатых зацеплениях. 2 ил. о со сл

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„Я0„„1458132 (5@4 В23 1 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4265622/25-08 (22) 22.06.87 (46) 15.02.89. Бюл. № 6 (71) Особое конструкторское бюро станкостроения (72) E. Г. Нижник, Г. А. Гизнзбург, В. Л. Вейц и И. А. Гидаспов (53) 621.952.5-229.311 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 329996, кл. В 23 Q 1/16, 1970. (54) ПРИВОД ПОВОРОТНОГО СТОЛА (57) Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано, в частности, в горизонтальных фрезерно-расточных станках. Цель изобретения — повышение точности позиционирования стали путем создания предварительного натяга во всей кинематической цепи привода. Закрепленный на планшайбе зубчатый обод 3 находится в зацеплении с четырьмя равномерно расположенными ведущими зубчатыми колесами

8, 13, 18 и 23, каждое из которых

3 установлено соосно и жестко связано с червячными колесами 7, 12, 17 и 22 червячных передач. Зубчатые колеса 8, 13, 18 и 23 и червячные передачи расположены в двух замкнутых кинематических контурах, каждый из которых посредством косозубых зубчатых колес 5, 10, 15 и 20 и подвижных в осевом направлении и поджатых упругим элементом колес 4 и 9, 14 и 19 косозубых зубчатых колес связан с валом 24 привода. Все червячные передачи выполнены самотормозящимися. Предварительный натяг в контурах осуществляется осевым смещением блоков косозубых зубчатых колес 4 и 9 или 14 и 19 под действием упругих элементов. Углы наклона зубьев колес 4, 5 и 9, 10 и 14, 15 и 19, 20 выбраны так, чтобы левая и правая ветви контуров разворачивались в противоположные стороны. Вращение планшайбы осуществляется таким образом без зазоров в зубчатых зацеплениях. 2 ил. С

1458132

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано, в частности, в горизонтальных фрезерно-расточных станках.

Целью изобретения является повышение точности позиционирования путем создания предварительного натяга во всей кинематической цепи стола, а также за счет автоматической фиксации угловой координаты в заданном положении путем введения самотормозящихся элементов.

На фиг. 1 представлено устройство, разрез; на фиг. 2 — кинематическая схема механизма поворота стола.

На неподвижном основании 1 установлена планшайба 2, на которой закреплен зубчатый обод внутреннего зацепления 3.

Последний является конечным звеном кинематической цепи привода поворота стола, состоящей из двух одинаковых замкнутых контуров, условно обозначенных 1 и II.

Контур 1 имеет две кинематически одинаковые ветви: левую, включающую передачу косозубых цилиндрических колес 4 и 5, червячную передачу, состоящую из червяка 6 и червячного колеса 7, на валу которого жестко закреплено зубчатое колесо 8, находящееся в зацеплении с зубчатым ободом 3; и правую, включающую передачу косозубых цилиндрических колес 9 и 10, червячную передачу, состоящую из червяка

11 и червячного колеса 12, на валу которого жестко закреплено зубчатое колесо

13, зацепляющееся с зубчатым ободом 3.

Контур 11 также имеет две кинематически одинаковые ветви: левую, включающую передачу косозубых цилиндрических колес 14 и . 15, червячную передачу, состоящую из червяка 16 и червячного колеса 17, на валу которого жестко закреплено зубчатое колесо 18, находящееся в зацеплении с зубчатым ободом 3, и правую, включающую передачу косозубых цилиндрических колес 19 и 20, червячную передачу, состоящую из червяка 21 и червячного колеса 22, на валу которого жестко закреплено зубчатое колесо 23, зацепляющееся с зубчатым ободом 3.

Оба кинематических контура 1 и II имеют общие звенья — зубчатый обод 3 и два блока косозубых цилиндрических колес 4, 9 и 14, 19, жестко соединенных в крутильном направлении с валом 24, получающим вращение от двигателя. Блоки косозубых цилиндрических колес 4, 9 и 14, 19 имеют возможность перемещения вдоль оси вала 24 под действием упругих элементов (пружин) при осевых смещениях упорных колец 25 и 26.

Все червячные передачи выполнены самотормозящимися с одинаковыми углами подъема винтовых линий червяков.

Привод работает следующим образом.

Предварительный натяг в контуре 1 осуществляется осевым перемещением вправо

ЗО

55 блока косозубых цилиндрических зубчатых колес 4, 9, происходящим под действием упругого элемента (пружины) при смещении вправо и последующей фиксации на валу 24 упорного кольца 25. При этом углы наклона зубьев зубчатых колес 4 и 5, а также 9, 10 выбраны так, что левая и правая ветви контура I разворачиваются в противоположные стороны. Моменты предварительного натяга в ветвях передаются на обод 3 приложенными в противоположных направлениях. Так создается силовое замыкание в контуре I.

Предварительный натяг в кинематическом контуре 11 осуществляется осевым перемещением влево блока косозубых цилиндрических зубчатых колес 14, 19, происходящим под действием упругого элемента (пружины) при смещении влево и последующей фиксации на валу 24 упорного кольца 26. Углы наклона зубьев зубчатых колес 14, 15 и 19, 20 выбраны так, чтобы левая и правая ветви контура I I разворачивались в противоположных направлениях. Моменты предварительного натяга, передаваемые ветвями контура, замыкают на зубчатом ободе 3. В зацеплениях зубчатых колес 8, 13, 18 и 23 с ободом 3 возникают окружные и радиальные усилия предварительного натяга

Р! и Ri, Р2 и R2, Рз и Ra, Р4 и R4, приложенные к ободу 3. Эти силы при неподвижном столе, будучи приложенными к его центру, дают главный вектор (геометрическую сумму сил) и главный момент (геометрическая сумма моментов сил), равные нулю, и не вызывают деформации центральной опоры стола.

Вращение планшайбе 2 передается от вала 24, связанного с двигателем, через блоки 4, 9 и 14, 19 зубчатых колес, зафиксированных в крутильном направлении на валу 24 с помощью шпоночных соединений, далее через зубчатые колеса 5, !О, 15 и 20, червячные передачи и, наконец, через зубчатые колеса 8, 13, 18 и 23.

Предварительный натяг в кинематической цепи осуществлен таким образом, что при повороте стола ветви замкнутых контуров 1 и II работают по-разному. Так, если поворот происходит по стрелке В, то левая ветвь контура 1 и правая ветвь контура II дополнительно нагружаются (эти ветви являются в этом случае ведущими), и, наоборот, моменты на звеньях правой ветви контура 1 и левой ветви контура II уменьшаются (эти ветви в данном случае являются ведомыми). Зубчатые колеса 8 и 23 являются ведущими, а колеса 13 и 18 — ведомыми. Самотормозящиеся червячные передачи также работают в различных условиях. Так, в рассматриваемом случае червячная передача 6, 7 в контуре 1, а также передача 21 и 22 в контуре 11 находится в тяговом режи1458132

Формула изобретения

Фиг.l

Составитель Э. Комаров

Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор М. Самборская

3a к аз 302/! 6 Тираж 892 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета,по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР !! 33035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Г!роизводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з ме, а передачи 11, 12 контура и передача 16, 17 контура П работают в режиме оттормаживания. При изменении направления поворота стола картина меняется зеркальным образом. Итак, поскольку при движении стола по стрелке В левая ветвь контура I и правая ветвь контура II дополнительно нагружаются, то окружные усилия Pi и Рз, а также радиальные усилия Ri и R3 в зацеплениях зубчатых колес 8 и 23 с зубчатым ободом 3 возрастают на величины ЛРь ЛЯ!, а также

ЛРз и ЛКз, а Усилие Р и Р4, а также

Я и К4 в зацеплениях зубчатых колес 13 и 18 с зубчатым ободом 3 уменьшаются на величины ЛРг, ЛК2, а также ЛР» и ЛК4.

Именно такая организация предварительного натяга позволяет обеспечить условия, при которых система новых измененных по величине сил приводится только к паре сил, вызывающей вращение стола, но не приводящей к деформации центральной опоры.

При изменении направления поворота стола ведущими оказываются зубчатые колеса 13 и 18, а зубчатые колеса 8 и 23 ведомыми. При этом усилия Р2, К и Р4, . R4 увеличиваются, а усилия Pi, К! и Рз, Яз — уменьшаются. Ведущими являются в этом случае правач ветвь контура 1 и левая ветвь контура II, а ведомыми являются левая ветвь контура 1 и правая ветвь контура I I. В этом случае усилия приводятся только к паре.

Привод поворотного стола, включающий ведущий вал, предназначенный для крепления на планшайбе стола зубчатый обод и зацепляющиеся с ним два ведущих зубчатых колеса, установленные на червячных колесах червячных передач и расположенные диаметрально противоположно друг другу, отличающийся тем, что, с целью повышения точности позиционирования стола, привод снабжен двумя дополнительными червячными передачами и двумя дополнительными ведущими зубчатыми колесами, установленными на червячных колесах дополнительных червячных передач, при этом дополнительные зубчатые колеса расположены диаметрально противоположно друг дру20 гу, равноудалены от основных зубчатых колес и образуют с ними два кинематически замкнутых контура, каждый из которых посредством введенных в привод косозубых зубчатых колес и блоков косо25 зубых зубчатых колес связан с ведущим валом, причем блоки установлены на последнем с возможностью осевого перемещения. а червячные передачи выполнены самотормозящимися.