Способ установки разделительного моста в скважине

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области горной промышленности, а точнее к способам проведения ремонтно-изоляционных работ в нефтяных и газовых скважинах. Цель - повышение надежности работ по установке разделительного моста и повышение его качества . В скважину до верхней границы интервала установки моста спускают колонну заливочных труб (КЗТ) 1 со стороны устройства. Затем в нее с устья пускают отсоединяемый хвостовик и упругодеформируемую разделительную пробку (РП) 3 для плотной ее посадки в ствол скважины. После этого закачивают буферную жидкость и тампонажный раствор 4 и начинают нагнетать промывочную жидкость. Увлекаемая потоком закачиваемых жидкостей, РП 3 проталкивает отсоединяемый хвостовик до посадки нерхнего его конца на стопорное устройство низа КЗТ 1, перекрывая ее тем самым на необходимую длину. При дальнейшем нагнетании промывочной жидкости РП 3 за счет своих эластичных свойств продавливается через отсоединяемый хвостовик и устанавливается в стволе скважины под ним. Раствор 4 вытесняется из отсоединяемого хвостовика, заполняя требуемый интервал скважины. Под действием т-ры материал отсоединяемого хвостовика начинает расплавляться и за счет разности плотностей с тампонажным раствором образует на границах моста герметизируюш.ие слои 5 и 6. В результате существенно повышается герметичность моста при различных видах нагружения. Далее без подъема основной КТЗ 1 производят смывку излишков тампонажного раствора с головы моста и скважину оставляют до затвердевания цемента. 1 з. п. ф-лы. 3 ил. «е tfts Сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1,51> 4 Е 21 В 33/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHOMV, СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4270067/23-03 (22) 13.04.87 (46) 15.02.89. Бюл. № 6 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) Я. С. Коцкулич, Б. А. Тершак, Я. С. Билецкий, Н. В. Сенюшкович и

Н. М. Пазяк (53) 622.245.4 (088.8) (56) Ашрафьян М. О. и др. Установка цементных мостов в глубоких скважинах.

ТНТО, серия Бурение, М., 1968, с. 17.

Авторское свидетельство СССР № 972044, кл. Е 21 В 33/14, 1981. (54) СПОСОБ УСТАНОВКИ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО МОСТА В СКВАЖИНЕ (57) Изобретение относится к области горной промышленности, а точнее к способам проведения ремонтно-изоляционных работ в нефтяных и газовых скважинах. Цель повышение надежности работ по установке разделительного моста и повышение его качества. В скважину до верхней границы интервала установки моста спускают колонну заливочных труб (КЗТ) 1 со стороны устройства. Затем в нее с устья пускают отсоединяемый хвостовик и упругодеформи1

Изобретение относится к горной промышленности, а точнее к бурению и добыче нефтяных и газовых скважин, в частности к способам проведения ремонтно-изоляционных работ.

Цель предлагаемого изобретения — повышение надежности работ по установке разделительного моста и повышение его качества.

На фиг. I показан спуск упругодеформированной пробки; на фиг. 2 — вытеснение цементного раствора из хвостовика; на

„„Я1 ) „„1458555 руемую разделительную пробку (РП) 3 для плотной ее посадки в ствол скважины. После это -о закачивают буферную жидкость и тампонажный раствор 4 и начинают нагнетать промывочную жидкость. Увлекаемая потоком закачиваемых жидкостей, РП 3 проталкивает отсоединяемый хвостовик до посадки верхнего его конца на стопорное устройство низа КЗТ 1, перекрывая ее тем самым на необходимую длину. При дальнейшем нагнетании промывочной жидкости РП 3 за счет своих эластичных свойств продавливается через отсоединяемый хвостовик и устанавливается в стволе скважины под ним. Раствор 4 вытесняется из отсоединяемого хвостовика, заполняя требуемый интервал скважины. Под действием т-ры материал отсоединяемого хвостовика начинает расплавляться и за счет разности плотностей с тампонажным раствором образует на границах моста герметизирующие слои 5 и 6.

В результате существенно повышается герметичность моста при различных видах нагружения. Далее без подъема основной КТЗ 1 производят смывку излишков тампонажного раствора с головы моста и скважину оставляют до затвердевания цемента. 1 3. и. ф-лы.

3 ил. Ю

2 фиг. 3 — расплавление хвостовика и образование 2-х герметизирующих слоев.

Способ установки моста заключается в следующем. В скважину до верхней границы интервала установки моста спускается колонна заливочных (например, насосно-компрессорных) труб 1, оборудованных на нижнем конце специальным стопорным устройством. После проведения всех подготовительных операци и (обвязка цементировочной техники, опрессовка нагнетательных линий, приготовление тампонажного раствора) в ко1458555 лонну заливочных труб с устья пускают отсоединяемый хвостовик 2. Его диаметр ,выбирается из условия проходимости че рез наибольшее сужение колонны заливочных труб 1. Далее пускают упругодеформируемую разделительную пробку 3 с повышенными эластичными свойствами (например, из губчатой резины), диаметр которой выбирается из условия плотной посадки ее в стволе скважины (фиг. 1). После этого закачивают буферную жидкость и тампонажный раствор 4 и начинают нагнетать продавочную жидкость., Увлекаемая потоком закачиваемых жид,костей, пробка 3 проталкивает хвостовик 2

,до посадки верхнего его конца на стопорное ,устройство низа заливочной колонны 1, наращивая ее тем самым на необходимую длину. Таким образом хвостовик 2 доставляет ся в заданный интервал скважины непосредственно перед проведением операции.

При дальнейшем нагнетании продавочной жидкости пробка 3 за счет своих эластичных свойств продавливается через хвостовик 2 и устанавливается в стволе скважины под ним. Цементный раствор 4 вытесняется из хвостовика 2, заполняя требуемый интервал скважины (фиг. 2).

Под действием температуры материал хвостовика 2 начинает расплавляться и за счет разности плотностей с тампонажным раствором образует на границах моста два герметизирующих слоя 5 и б (фиг. 3), в результате чего существенно повышается его ь герметичность при различных видах нагружения. При этом установленная под мостом пробка 3 препятствует проседанию (седиментации) тампонажного раствора и более тяжелого полимерного материала. Далее без подъема основной колонны 1 производится смывка излишков тампонажного раствора с головы моста и скважина оставляется на ОЗЦ.

Данный способ установки разделительного моста в скважине обладает следующими преимуществами: хвостовик в заданный интервал скважины доставляется непосредственно в процессе операции по установке цементного моста, в результате чего предотвращается возможность его прихвата в интервале установки моста и повышается степень заполнения тампонажным раствором заданного интервала; предотвращается седиментация тампонажного раствора и существенно повышается герметичность моста; сокращаются затраты в случае возникновения необходимости разбуривания моста; упрощается процесс отсоединения хвостовика.

Формула изобретения

1. Способ установки разделительного моста в скважине, включающий спуск заливочных труб в скважину и хвостовика в интервал установки разделительного моста, закачку и продавку через него тампонажного раствора с последующим устранением хвостовика, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работ по установке разделительного моста и повышения его качества, спуск хВосТоВНКВ производят путем продавки его через заливочные трубы разделительной пробкой, а его устранение путем расплавления теплом, вы30 деляемым в интервале установки разделительного моста, причем время расплавления не более начала схватывания тампонажного раствора.

2. Способ по и. 1 отличающий ся тем, что одну часть расплавленного материала

35 хвостовика располагают под тампонажным раствором, находящимся в интервале установки разделительного моста, а другую— над этим тампонажным раствором путем гравитационного их разделения.

ЩиГ j

Составитель П. Фролов

Редактор М. Циткина Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 341/37 Тираж 5!4 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 0К вЂ” 35, Раушская наб.. д. 45

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101