Привод горной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горным машинам , а именно к приводам струговых установок и скребковых конвейеров. Цель - повышение эффективности эксплуатации и надежности . Привод включает электродвигатель и редуктор, между которыми установ25 лена соединительная муфта. Последняя включает ведущую полумуфту (ПМ) 7 с промежуточной муфтой 8 и ведомую ПМ 9. В ведущей ПМ 7 размещены упругие элементы 10. В промежуточной муфте 8 и ведомой ПМ 9 выполнены радиальные отверстия с закаленными втулками 15, в которых подвижно установлен предохранительный срезной элемент (СЭ) 16. На промежуточной муфте 8 на болтах установлены направляющие элементы 18, охватывающие груз 19. В центральном отверстии груза 19 установлена резьбовая муфта 21 с пазом, в который заведена головка 22 СЭ 16. При возникновении в тягово.м органе усилий, превышающих предельные , возрастает крутящий момент на валу 23 электродвигателя и, следовательно, перерезывающее усилие на СЭ 16 становится достаточным для его разрушения. При внезапной перегрузке привода СЭ 16 разрущается по проточке и электродвигатель-отключается от редуктора 5 ил. I сл 4 сд 00 сд О5 ОО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ .
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
gg 4 Е 21 С 27/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М A BTOPCXOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
22
27 2б ф7ОР. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4070508/22-03 (22) 26.05.86 (46) 15.02.89. Бюл. № 6 (71) Ворошиловградский филиал Шахтинского научно-исследовательского и проектноконструкторского угольного института им. А. М. Терпигорева (72) Л. Л. Левин, В. К. Суховерхов, А. Н. Катрич, В. В; Кокорин и П. И. Поливянчук (53) 622.232.75 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1150365, кл. Е 21 С 27/32, 1985.
Авторское свидетельство СССР № 905451, кл. Е 21 С 27/32, 1980. (54) ПРИВОД ГОРНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к горным машинам, а именно к приводам струговых установок и скребковых конвейеров. Цель — повышение эффективности эксплуатации и надежности. Привод включает электродвигатель и редуктор, между которыми установ1
„„SU„„1458568 A 1 лена соединительная муфта. Последняя включает ведущую полумуфту (ПМ) 7 с промежуточной муфтой 8 и ведомую ПМ 9. В ведущей ПМ 7 размещены упругие элементы !
О. В промежуточной муфте 8 и ведомой ПМ
9 выполнены радиальные отверстия с закаленными втулками 15, в которых подвижно установлен предохранительный срезной элемент (СЭ) 16. На промежуточной муфте 8 на болтах установлены направляющие элементы 18, охватывающие груз 19. В центральном отверстии груза 19 установлена резьбовая муфта 21 с пазом, в который заведена головка 22 СЭ 16. При возникновении в тяговом органе усилий, превышающих предельные, возрастает крутящий момент на валу 23 электродвигателя и, следовательно, перерезывающее усилие на СЭ 16 становится достаточным для его разрушения. При внезапной перегрузке привода СЭ 16 разрушается по проточке и электродвигатель отключается от редуктора 5 ил.
1458568
Изобретение относится к горным машинам, в конструкции которых применяются цепные тяговые органы, а именно к приводам струговых установок и скребковых конвейеров.
Целью изобретения является повышение эффективности эксплуатации и надежности.
На фиг. 1 изображен предлагаемый привод с приводной звездой и тяговым органом, общий вид; на фиг. 2 — узел на фиг. 1; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2 (узел установки средства для перемещения предохранительного срезного элемента); на фиг. 4— разрез Б — Б на фиг. 2 (узел установки предохранительного срезного элемента и средства для его перемещения); на фиг. 5 — то же, после разгона привода до скорости вра.цения, близкой к номинальной.
Привод имеет цепной тяговый орган 1. приводную звезду 2, редуктор 3, электродвигатель 4, проставку 5 с окном 6, внутри которой установлена ведущая полумуфта 7 с промежуточной муфтой 8 и ведомая полумуфта 9. В ведущей полумуфте 7 размещены упругие элементы 10, которые средней частью введены в прорези 11 на промежуточной муфте 8. Промежуточная муфта 8 на подшипниках скольжения 12 установлена на ступице 13 ведомой полумуфты 9. Полости подшипников скольжения 12 закрыты манжетами 14. В промежуточной муфте 8 и ведомой полумуфте 9 выполнены радиально расположенные соосные отверстия с закаленными втулками 15, в которых подвижно установлен срезной элемент 16. На промежуточной муфте 8 установлены »а болтах 17 направляющие элементы 18, охватывающие груз 19. Между грузом 19 и направляющими элементами 18 установлены пружины 20. В центральном отверстии груза 19 не резьбе установлена резьбовая муфта 21 с пазом, в который заведена головка 22 предохранительного срезного элемента !6. Ведущая полумуфта 7 на валу 23 электродвигателя 4 и ведомая полумуфта 9 на входном валу 24 редуктора 3 установлены известным способом, например на шпонках 25, и закреплены торцовыми шайбами 26 с болтами 27. Срезной элемент 16 имеет проточки 28 и 29, по которым проходят срезные сечения, соответствующие нагрузкам пускового момента (проточка 28) приведенным к срезному элементу предельным нагрузкам в тяговом органе 1 (проточка 29). Для предотвращения возникновения дисбаланса при разгоне привода промежуточная муфта 8 выполнена симметричной относительно оси вращения с двумя противоположно расположенными гру зами 19 с муфтами 21, установленными на пружинах 20 в направляющих 18. Для удаления остатков разрушенных срезных эле1О
55 ментов в соединительной муфте предусмотрены окна 30.
Привод работает следующим образом.
В исходном положении при выключенном электродвигателе 4 груз 19 пружинами 20 прижимается в направлении оси вращения муфты и удерживает предохранительный срезной элемент в положении, соответствующем режиму запуска привода, когда в плоскости среза на стыке втулок 15 расположено сечение предохранительного срезного элемента 16 по проточке 28. После включения привода пусковой момент электродвигателя
4 с вала 23 через ведущую полумуфту 7 с упругими элементами 10 передается на промежуточную муфту 8. Под действием этого момента промежуточная муфта 8 стремится повернуться вокруг ведомой полумуфты 9, нагружая срезной элемент 16 перерезывающим усилием и защемляя его во втулках 15 в исходном положении. По мере нарастания скорости вращения вала 23 электродвигателя 4 величина вращательного момента на нем падает, следовательно, уменьшается и усилие защемления срезного элемента 16. В то же время с возрастанием скорости вращения растут инерционные силы от нормального ускорения массы груза 9, резьбовой муфты 21 и самого предохранительного срезного элемента 16. В конце периода разгона при вода скорость вращения двигателя 4 становится близкой к номинальной, а величина инерционных сил достаточной для преодоления жесткости пружин 20 и сил трения срезного элемента 16 о втулки 15 и груз- 19 о направляющие 18. Наступает момент, когда груз 19 под действием инерционных сил, преодолевая жесткость пружин 20 и силы трения, перемещается в направляющих 18 и переводит предохранительный срезной элемент 16 в рабочее положение, когда в плоскости среза расположено сечение предохрани тельного срезного элемента по проточке 29, величина которого соответствует приведенным к срезному элементу предельным усилиям на тяговом органе 1. В таком положении предохранительный срезной элемент 16 находится на протяжении всего времени работы привода после его разгона. Перемещение предохранительного срезного элемента 16 в исходное положение возможно только при отключенном электродвигателе 4, поскольку жесткости пружин 20 недостаточно для преодоления инерционных сил и сил трения от усилия защемления срезного элемента 16 во втулках 15 при работающем приводе. При возникновении в тяговом органе 1 усилий, превышающих - предельные, возрастает крутящий момент на валу 23 электродвигателя
4, а следовательно, и перерезывающее усилие на предохранительном срезном элементе 16 становится достаточным для его разрушения. Таким образом, при внезапной пе1458568 регрузке привода предохранительный срезной элемент 16 разрушается по проточке 29 (или 28 при запуске привода) и электродвигатель 4 отключается от редуктора 3, чем придотвращается выход из строя элементов привода. Для замены разрушенного срезного элемента 16 резьбовая муфта 21, в пазу которой находится головка 22 предохранительного срезного элемента 16, вывинчивается из груза 19, и вместе с резьбовой муфтой 21 извлекается верхняя часть предохранительного срезного элемента 16, который затем заменяется на новый. Остатки разрушенных предохранительных срезных элементов
16 во втулках 15 ведомой полумуфты 9 проталкиваются внутрь муфты вновь устанавливаемым предохранительным срезным элементом 16 и извлекаются оттуда через окно
30 в соединительной муфте и окно 6 в проставке 5.
Формула изобретения
П ривод горной машины, включающий электродвигатель и редуктор, между которыми установлена соединительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, ведомую полумуфту, упругие элементы и предохранительный срезной элемент, отличающийся тем что, с целью повышения эффективности эксплуатации и надежности, привод снабжен механизмом для возвратно-поступательного перемещения предохранительного срезного элемента, выполненным в виде резьбовой муфты и груза, установленного на пружинах в направляющих элементах муфты с возможностью радиального перемещения и связанного со. срезным пальцем посредством резьбовой муфты, установленной в центральном отверстии груза, причем предохранительный срезной элемент выполнен с двумя различными по площади сечениями.
1458568 — н я в
15 гв, Составитель А. Топоров
Редактор М. Циткина Техред И. Верес Корректор С. Черни
Заказ 348/38 Тираж 449 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рзушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Г1атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101