Узел стопорения резьбового соединения
Реферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений. Цель - повышение надежности стопорения. Узел содержит вал 1 с продольнами торцовыми пазами 4 и гайку 2 с торцовыми пазами. В совмещенных пазах вала 1 и гайки 2 установлен П-образный фиксатор 5. Фиксатор 5 удерживается от осевого перемещения посредством упругого стержня 15. Концы упругого стержня 15 расположены в кольцевой канавке гайки 2 по обе стороны фиксатора 5. Бурт 10 фиксатора 5 препятствует перемещению упругого стержня 15 в радиальном направлении. При сборке конец упругого стержня вводится в кольцевую канавку гайки 2 поверх боковой поверхности 11 бурта 10 фиксатора 5, обращенной к дну кольцевой канавки гайки 2. Изобретение обеспечивает высокую надежность стопорения в устройствах, подверженных большим нагрузкам. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям конструктивных элементов посредством резьбовых крепежных средств. Цель изобретения повышение надежности стопорения соединений, подверженных воздействию больших центробежных нагрузок, при обеспечении высокой технологичности изготовления и сборки с возможностью многократного использования. На фиг.1 представлен узел стопорения резьбового соединения, выполненного в узле опоры газотурбинного двигателя; на фиг.2 вид А на фиг.1; на фиг.3 показано пространственное изображение П-образного фиксатора с буртом, направленным противоположно боковинам; на фиг.4 пространственное изображение проволочного упорного стержня. Узел стопорения резьбового соединения содержит резьбовой вал 1 с навинченной гайкой 2 для удержания пакета деталей опоры. Гайка 2 имеет торцовые пазы 3, а на валу 1 имеются продольные торцовые пазы 4. В совмещенных пазах вала 1 и гайки 2 установлен П-образный фиксатор 5, образованный параллельными боковинами 6 и 7 и перемычкой 8. Боковины 6 и 7 фиксатора 5 охватывают гайку 2 в продольном сечении. При этом боковина 7 расположена в пазу 4 вала 1, перемычка 8 в торцовом пазу 3 гайки 2, а боковина 6 на наружной поверхности 9 гайки 2. На перемычке 8 фиксатора 5 выполнен бурт 10, направленный противоположно боковинам 6 и 7. При этом боковины 6 и 7 и бурт 10 являются частями концентричных цилиндров. Цилиндрической боковой поверхностью 11 бурт 10 устанавливается на цилиндрическую внутреннюю поверхность 12 двух соседних выступов 13, образованных пазом 3 на гайке 2. На цилиндрической внутренней поверхности 12 гайки 2 в зоне пазов 3 и выступов 13 выполнена кольцевая канавка 14. Фиксатор 5 удерживается в совмещенных пазах 3 и 4 гайки 2 и вала 1 посредством проволочного упругого стержня 15, который своей средней частью контактирует с перемычкой 8 фиксатора 5 и боковой поверхностью 11 его бурта 10, обращенной к дну кольцевой канавки 14. При этом фиксатор 5 размещен в кольцевой канавке 14 гайки 2 таким образом, что его конец 16 расположен в выступе 13, а другой конец 17 в выступе гайки по обе стороны фиксатора 5. Чтобы при сборке устройства стержень 15 занимал определенное оптимальное положение в донной части кольцевой канавки 14, в одном из выступов выполнено отверстие 18, в которое установлен отогнутый конец 19 стержня 15. Для упругости стержня и удобства его в работе в зоне его перехода в отогнутый конец 19 противоположно последнему выполнен профильный участок 20, высота которого превышает глубину кольцевой канавки 14 гайки 2. Устройство собирают следующим образом. Гайку 2 навинчивают на вал 1 для закрепления пакета деталей узла опоры и затягивают таким образом, чтобы паз 4 вала 1 располагался напротив паза 3 гайки 2, и затем в совмещенные пазы вводят П-образный фиксатор. При этом перемычку 8 фиксатора размещают между выступами 13, боковину 6 располагают по наружной поверхности 9 гайки 2, а боковину 7 фиксатора 5 устанавливают в пазу 4 вала 1. При этом фиксатор 5 имеет подвижность параллельно оси резьбового соединения. Фиксатор 5 закрепляют в месте установки при помощи упругого стержня 15, который концом 16 поверх боковой поверхности 11 бурта 10 фиксатора 6, обращенной к дну кольцевой канавки, вводят в данную кольцевую канавку 14 гайки 2. Затем конец 17 стержня 15 с некоторым преодолением упругости заводят в отверстие 18. Профильный участок 20 на стержне 15 выполнен для преодоления его упругости при монтаже-демонтаже. Таким образом сообщают узел стопорения резьбового соединения. Разборку осуществляют в обратном порядке. Конструкция узла проста как в изготовлении, так и в сборке разборке. Изобретение обеспечивает повышение надежности стопорения в большеразмерных узлах, подверженных воздействию больших центробежных нагрузок.
Формула изобретения
1. УЗЕЛ СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ, содержащий резьбовой вал и навинченную на него гайку, выполненные с торцовыми пазами, а также образованный боковинами и перемычкой П-образный фиксатор, закрепленный в совмещенных пазах вала и гайки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, он снабжен проволочным упругим стержнем, на перемычке фиксатора противоположно его боковинам и концентрично последним выполнен бурт, на внутренней поверхности гайки в зоне пазов выполнена кольцевая канавка, в которой установлен упомянутый проволочный стержень, причем средняя часть стержня контактирует с перемычкой фиксатора и с соответствующей боковой поверхностью его бурта, обращенной к дну кольцевой канавки. 2. Узел по п.1, отличающийся тем, что в донной части кольцевой канавки выполнено по крайней мере одно отверстие, а проволочный упругий стержень выполнен с отогнутым концом, размещенным в отверстии. 3. Узел по пп.1 и 2, отличающийся тем, что, с целью облегчения монтажа-демонтажа, на стержне в зоне его перехода в отогнутый конец противоположно последнему выполнен профильный участок, высота которого превышает глубину кольцевой канавки гайки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 22.06.1996
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2002
Извещение опубликовано: 27.12.2002