Гидропривод одноковшового экскаватора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН и) 4 Е 02 F 9 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4260272/29-03 (22) 0.06.87 (46) 23.02.89. Бюл. № 7 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению «ВНИИстройдормаш» (72) С. И. Корнюшенко и И. А. Петрова (53) 621.879.34 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР, № 1321791, кл. Е 02 F 9/22, 1986. (54) ГИДРОПРИВОД ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА (57) Изобретение относится к гидроприводу и позволяет повысить надежность управления одноковшовым экскаватором. Гидропривод содержит гидроцилиндры (ГЦ) 11, 15 и 19 соответственно стрелы, ковша и аутригера. Штоковая полость ГЦ 11 соединена через перепускной клапан (К) 28 со штоковой полостью ГЦ 19. Штоковая полость ГЦ

15 соединена через перепускной К 34 с поршневой полостью ГЦ 19. Последняя соединена через обратный К 31 с поршневой полостью

„„SU„1460149 А 1

ГЦ 11. К 28 и 34 настроены на давление ниже давления настройки предохранительного

К 21. Давление настройки выше давления, необходимого соответственно для подъема стрелы с груженым ковшом и для отворота груженого ковша. Управляются ГЦ 11 и 15 гидрораспределителями (ГР) 23 и 22. При опущенных и зафиксированных аутригерах машинист ГЦ 15 отворачивает ковш в крайнее положение. После достижения поршнем

ГЦ 15 крайнего положения при открытом

ГР 22 начинает расти давление в гидромагистрали 33. Когда давление в ней превысит давление настройки К 34, рабочая жидкость направится в поршневую полость ГЦ 19.

Шток ГЦ 19 выдвигается и опускается аутригер в рабочее положение. Из штоковой полости ГЦ 19 рабочая жидкость через обратный К 35, ГР 22 и сливные магистрали блока 8 клапанов направляется в бак 7. В результате машинист одним движением рычага ГР 22 приводит ковш в исходное положение и одновременно аутригер в рабочее положение. 2 ил.

1460149

Изобретение относится к экскаваторостроению, а именно к системам гидропривода, преимущественно малогабаритных экскаваторов.

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение управления.

На фиг. 1 изображен малогабаритный экскаватор, общий вид; на фиг. 2 — гидросхема экскаватора.

Малогабаритный экскаватор содержит двигатель 1, коробку 2 переменных передач установленную на раме 3. Коробка 2 переменных передач содержит оси ведущих колес 4 и вал отбора мощности, к которому крепится насосная установка 5. К коробке переменных передач крепится штанга 6 управления, на которой установлены бак 7 рабочей жидкости и блок 8 клапанов и гидрораспределителей.

На раме 3 шарнирно установлена поворотная колонка 9, на которой шарнирно крепится рабочее оборудование экскаватора, содержащее стрелу 10 и ее гидроцилиндр 11, рукоять 12 и ее гидроцилиндр 13, ковш 14 и его гидроцилиндр 15. Поворотная колонка 9 приводится гидроцилиндром 16.

На раме 3 установлены также откидные аутригеры 17, которые фиксируются в рабочем и транспортном положениях известными устройствами (не показаны). На задней части рамы 3 шарнирно установлен аутригер 18, который управляется гидроцилиндром 19. Аутригер 18 выполнен в виде опорной площадки, которая является рабочим местом машиниста 20 при копании. Машинист 20, стоя на площадке аутригера 18, управляет экскаватором при разработке грунта и является добавочным противовесом. На микроэкскаваторах масса машиниста составляет до 60Я массы противовеса.

Блок 8 клапанов и гидрораспределителей содержит предохранительный клапан 21, гидрораспределители 22 — 25, которые управляют соответственно гидроцилиндрами 15 ковша, стрелы 10, рукояти 12, поворотной колонки 9. В гидромагистралях гидроцилиндров ll стрелы и рукояти 12 установлены реактивные и подпиточные гидравлические клапаны 26.

В гидромагистрали 27, соединяющей гидрораспределитель 23 со штоковой полостью гидроцилиндра 11 стрелы (работающей на подъем стрелы 10), параллельно установлен перепускной клапан 28, который посредством гидромагистрали 29 связывает гидромагистраль 27 со штоковой полостью гидроцилиндра 19 аутригера 18. Штоковая полость гидроцилиндра 19 работает на подъем аутригера 18 в транспортное положение, а его поршневая полость — соответственно на опускание в рабочее положение. Транспортное положение аутригера 18 показано на фиг. 1 пунктирными линиями. Поршневая полость гидроцилиндра 19 аутригера 18 че5

55 рез гидромагистраль 30, установленный в ней обратный клапан 31 связана с гидромагистралью 32, соединяющей гидрораспределитель 23 с поршневой полостью гидроцилиндра 11 стрелы.

В гидромагистрали 33, соединяющей гидрораспределитель 22 со штоковой полостью гидроцилиндра 15 ковша 14 параллельно установлен второй перепускной клапан 34, который посредством гидромагистрали 30 связывает гидромагистраль 33 с поршневой полостью гидроцилиндра 19 аутригера 18. При этом штоковая полость гидроцилиндра 19 через магистраль 29 и обратный клапан 35 связана с гидромагистралью

36, соединяющей гидрораспределитель 22 с поршневой полостью гидроцилиндра 15.

Настройка перепускных клапанов 28 и 34 осуществляется на давление ниже давления настройки предохранительного клапана 21 и выше соответственно давления, необходимого для подъема стрелы с груженым ковшом и отворота груженого ковша. Величина этих давлений относительно небольшая, поскольку наибольшие величины давления возникают при копании грунта.

Гидропривод работает следующим образом.

Перед началом копания машинист 20 переводит экскаватор из транспортного в рабочее положение. Для этого он опускает и фиксирует в рабочем положении откидные аутригеры 17, а затем посредством гидрораспределителя 22 отворачивает ковш в крайнее положение. (Практически на всех экскаваторах, и в особенности на малогабаритных, копание начинается при полностью отвернутом ковше). После того, как ковш 14 отвернулся и поршень гидроцилиндра 15 останавливается в своем крайнем положении и при открытом гидрораспределителе 22 давление в гидромагистрали 33 начинает расти.

После того, как давление в гидромагистрали 33 превысит давление настройки перепускного клапана 34, рабочая жидкость по гидромагистрали 30 направится в поршневую полость гидроцилиндра 19 привода аутригера 18 и шток гидроцилиндра 19 будет выдвигаться и опускать аутригер 18 в рабочее положение. Из штоковой полости гидроцилиндра 19, являющейся сливной при опускании аутригера 18, рабочая жидкость по гидромагистрали 29 через обратный клапан 35 попадает в сливную полость 36 (при отвернутом ковше) и через гидрораспределитель 22 и соответствующие сливные магистрали блока 8 направляется в бак 7 рабочей жидкости.

Поскольку гидромагистрали 27 и 32 гидроцилиндра ll привода стрелы в это время заперты, то рабочая жидкость через обратный клапан 31 не будет поступать в гидромагистраль 32.

Таким образом, машинист 20 одним движением рычага гидрораспределителя 22 при1460149 водит ковш 14 в исходное положение и одновременно аутригер 18 в рабочее положение.

При необходимости передвижения экс.каватора, например после разработки части траншеи или после завершения землеройных работ, машинисту необходимо сложить рабочее оборудование в транспортное положение и поднять аутригер 18. Складывать рабочее оборудование в транспортное положение при передвижках машины необходимо для того, чтобы обеспечить правильную балансировку элементов экскаватора относительно колес 4. В противном случае машина потеряет устойчивость и транспортное перемещение ее станет невозможным.

При складывании рабочего оборудования

* в транспортное положение стрела поднимается в крайнее верхнее положение. Шток гидроцилиндра 11 привода стрелы останавливается в своем крайнем положении и при открытом гидрораспределителе 23 давление в гидромагистрали 27 начинает расти.

После того, как давление в гидромагистрали 27 превысит давление настройки перепускного клапана 28 рабочая жидкость по гидромагистрали 29 направится в штоковую полость гидроцилиндра 19 привода аутригера 18. Шток гидроцилиндра 19 начнет втягиваться и поднимать аутригер 18 в транспортное положение. Из поршневой полости гидроцилиндра 19, являющейся сливной при подъеме аутригера 18 в транспортное положение, рабочая жидкость по гидромагистрали 30 через обратный клапан 31 попадает в гидромагистраль 32 (при поднятой стреле) и через гидрораспределитель 23 и соответственно сливные магистрали блока 8 направляется в бак 7 рабочей жидкости.

Поскольку гидромагистрали 33 и 36 гидроцилиндра 15 привода ковша в это время заперты, то рабочая жидкость через обратный клапан 35 не будет поступать в гидромагистр ал ь 36.

Таким образом, машинист 20 одним движением рычага гидрораспределителя 23 осуществляет подъем стрелы 10 и одновременно подъем аутригера 18 в транспортное положение.

В том случае, когда при работе экскаватора стрела поднимается, не доходя до своеro крайнего верхнего положения, в гидромагистрали 32 гидроцилиндра 11 создается давление слива. Однако рабочая жидкость из гидромагистрали 30 гидроцилиндра 19 не будет поступать через обратный клапан 31 в гидромагистраль 32, поскольку в этом случае (при подъеме стрелы) экскаватор стремится опрокинуться относительно передних опор, а масса машиниста 20 (машинист 20 при работе стоит на площадке аутригера 18), препятствуя опрокидыванию, создает реактивное давление в штоковой полости гидроцилиндра 19 привода аутригера 18, т. е. создает давление в гидромагистрали 29.

В том случае, когда гидроцилиндр при15 вода стрелы будет располагаться под стрелой, т. е. на подъем стрелы будет работать его поршневая полость, то соответственно изменится на противоположное соединение клапанов 28 и 31 к гидромагистралям 27 и 32.

Формула изобретения

Гидропривод одноковшового экскаватора, содержащий гидроцилиндры стрелы, ковша, аутригеров, гидрораспределители их управления, гидромагистрали, предохранительный клапан, установленный в напорной гидромагистрали, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности управления, штоковая полость гидроцилиндра стрелы соедиЗ0 нена посредством первого перепускного клапана со штоковой полостью гидроцилиндра аутригера, а штоковая полость гидроцилиндра ковша соединена посредством второго перепускного клапана с поршневой полостью гидроцилиндра аутригера, при этом поршне35 вая полость гидроцилиндра аутригера соединена посредством первого обратного клапана с поршневой полостью гидроцилиндра стрелы, а штоковая полость гидроцилиндра аутригера соединена посредством второго

40 обратного клапана с поршневой полостью гидроцилиндра ковша, причем перепускные клапаны настроены на давление ниже давления настройки предохранительного клапана и выше давления, необходимого соответст венно для подъема стрелы с груженым ковшом и для отворота груженого ковша.

1460149

Составитель С. Фомин

Редактор Г. Гербер Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 416/27 Тираж 588 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101