Пробка радиатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к элементам систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение технологичности сборки. Пробка содержит крышку 1 с бортом 2 по периферии и по меньшей мере два уса 3, отогнутые к оси крышки 1, кольцо 4, размещенное внутри крышки 1, впускной клапан, выполненный в виде установленного на штоке 11 затвора 10, открывающийся при падении давления в системе под действием разрежения и собственного веса, выпускной клапан, выполненный в виде тарелки 16, подвижно установленной на штоке 1I впускного клапана, стопорное кольцо, размещенное на противоположном от затвора 10 конце штока 11 впускного клапана, и пружину 9, расположенную между тарелкой 16 и кольцом 4. Внутренняя часть кольца 4 выполнена в виде втулки, установленной с зазором на .штоке 1 впускного клапана между стопорным кольцом и затвором 10. 6 йл. § (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4273624/25-06 (22) 09,06,87 (46) 23.02.89.Бюл. 1Ф 7 (71) Производственное объединение
"Радиатор" (72) В.И.Беленко, N.Н.Алентьев и П.Е.Баранов (53) 621.431.3 (088.8) (56) Заявка Японии 11 - 55-27217, кл. F OI P 11/00, опублик. 1980. (54) ПРОБКА РАДИАТОРА (57) Изобретение относится к элементам систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение технологичности сборки. Пробка содержит крышку
1 с бортом 2 по периферии и по мень„„Я0„„1460369 А I (51) 4- F 01 Р 11/02 F 16 K 17/00 шей мере два уса 3, отогнутые к оси крышки 1, кольцо 4, размещенное внутри крышки l, впускной клапан, выполненный в виде установленного на штоке 11 затвора !О, открывающийся при падении давления в системе под действием разрежения и собственного веса, выпускной клапан, выполненный в виде тарелки 16, подвижно установленной на штоке ll впускного клапана, стопорное кольцо, размещенное на противоположном от затвора 10 конце штока 11 впускного клапана, и пружину 9, расположенную между тарелкой
16 и кольцом 4. Внутренняя часть кольца 4 выполнена в виде втулки, установленной с зазором на .штоке ll впускного клапана между стопорным кольцом и затвором 10 ° 6 ил.
1460369
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к элементам систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение технологичности сборки.
На фиг.l представлена пробка радиатора при рабочем давлении, общий вид; на фиг.2 — вид А на фиг.l; на фиг.3 — - схема пробки при выпуске пара избыточного давления в системе охлаждения; на фиг.4 — схема пробки при запуске воздуха при разряжении в системе охлаждения; на фиг.5 впускной клапан, вариант выполнения; на фиг.6 — соединение штока с кольцомэ
Пробка радиатора содержит крышку
1 и наружный борт 2, отогнутый вниз, крышка имеет усы 3, отогнутые к оси пробки. Кольцо 4 размещено внутри крышки 1, имеет внешний диаметр, величина которого больше линейного размера между отогнутыми усами 3, но меньше внутреннего диаметра крышки
1, что обеспечивает свободное перемещение кольца 3 относительно крышки 1 без выпадания последнего. Для повышения упругости кольцо 4 имеет ребро
5, что обеспечивает плотное прилегание к верхней части горловины радиатора. Внутренняя часть 6 кольца 4 выполнена в виде втулки, нижний участок которой отогнут к оси пробки и образует отверстие, а верхний участок 8 отогнут во внешнюю сторону и образует посадочное место под пружину 9, прижимающую выпускной клапан к гнезду в горловине радиатора.
Кольцо 4 предназначено для уплотнения верхней части горловины и удержания системы клапанов в крышке 1 при снятой с горловины радиатора пробке.
Выпускной клапан состоит иэ затвора -
10 и штока 11. Затвор 10 имеет поясок
12, выполненный по наружному диаметру затвора и обеспечивающий надежный контакт с эластичной прокладкой 13 по всему диаметру пояска 12 при закрытии затвора 10 от избыточного давления в системе охлаждения. Шток 11 выполняется диаметром, меньшим диа метра кольца 4, для обеспечения перемещения последнего относительно штока 11. На конце шток )! имеет канавку
14, в которую вставляется стопорная
40 ке 11. Затвор 10 изготавливается из
55
ЗО
35 шайба 15, удерживающая кольцо 4 на штоке 11 впускного клапана. Наружный диаметр стопорной шайбы 15 меньше диаметра верхнего участка 8 внутренней части в кольце 4, что обеспечивает возможность ее перемещения относительного .кольца 4.
Шток 11 служит остовом, на котором размещены выпускной клапан, состоящий из тарелки 16 с прокладкой
l3 снизу, пружина 9 и кольцо 4, Затвор 10 и шток 11 выполнены в виде монолитной детали иэ пластмассы методом прессования. Тарелка 16 выпускного клапана имеет форму усеченного конуса для обеспечения надежной герметизации в местах прилегания клапанов. Тарелка 16 в средней части имеет отверстие, борт 17 которого отогнут во внешнюю сторону и образует канавку 18, в которую устанавливается прокладка 13, при этом диаметр отверстия больше штока ll для возможности перемещения относительно штока 11.
Для фиксации пружины 9 тарелка 16 имеет по крайней мере три уса 19, отогнутые вверх. Пружина 9 фиксируется с помощью усов 19 по внутренне- му диаметру. Тарелка 16 может изготавливаться из ленточного проката методом холодной штамповки.
Впускной клапан (фиг.S) может быть выполнен следующим образом.
Затвор 10 и шток 11 выполняются не монолитно, а отдельными элементами с последующим соединением штока
ll и затвор 10 с помощью расклепки или развальцовки головки 20 на штоленточного проката методом штамповки, а шток 11 из круглого проката методом течения или прессования.
Стопорное устройство, удерживающее кольцо 4 на штоке 11 впускного клапана, можно выполнить следующим образом. На штоке 11 (фиг.6) впускного клапана выполняется буртик 21.
Кольцо 4 имеет отверстие, борт 22 которого отогнут вниз, образуя поса дочное место под пружину 9. В отверстие кольца 4 устанавливаются два сухарика 23, которые отогнутыми к оси нижними полками 24 охватывают шток 1l.ниже буртика 21. На кольце 4 сухарики 23 удерживаются с помощью отогнутых от оси верхних буртиков 25.
Сухарики 23 изготавливаются из пласт массы методом прессования.
3 146036
Для обеспечения закрытия впускного клапана при избыточном давлении 0„10,15 кгс/см> зазор между затвором
10 впускного клапана и эластичной
5 прокладкой 13 должен находиться в пределах 0,4-1 мм, при этом отношение площади проходного сечения зазора между затвором 10 и эластичной прокладкой 13 к площади проходного сечения зазора между отверстием тарелки 16 выпускного клапана и диа" метром штока !1 впускного клапана должен находиться в пределах 1,4-3.
Пробка радиатора работает следующим образом.
При работе двигателя происходит расширение охлаждающей жидкости и образование паров, вследствие чего в системе охлаждения повышается давление. При избыточном давлении в системе охлаждения дизеля P = 0,1О,!5 кгс/см пропускной способности зазора между штоком ll клапана и отверстием в тарелке 16 для выхода 25 пара или жидкости не хватает и под воздействием перепада давления на затворе ) 0 впускного клапана он закрывается, герметизируя полость системы . охлаждения дизеля от атмосферы, т.е. 30 выпускной и впускной клапаны закрыты, пружина 9 через тарелку 16 прижимает эластичную прокладку 13 к гнезду горловины, а затвор 10 под действием избыточного давления прижат к
35 эластичной прокладке 13, При повышении давления в системе охлаждения двигателя выше рабочего
%84
4 пар через затвор 10 впускного клапана сжимает пружину 9 и отжимает вверх тарелку 16 и эластичную прокладку 13 от гнезда горловины, выходит в полость горловины, а затем в атмосферу.
При разряжении в системе охлаждения двигателя под действием избыточного давления атмосферного воздуха и собственного веса открывается впуск- ной клапан, т.е. затвор 10 впускного клапана отходит от эластичной прокладки 13. Воздух из атмосферы попадает в систему охлаждения двигателя, формула изобретения
Пробка радиатора, содержащая крышку с бортом по периферии и по меньшей мере двумя усами, отогнутыми к оси крышки, кольцо, размещенное внутри крышки, впускной клапан, выполненный в виде установленного на штоке затвора, выпускной клапан, выполненный в виде тарелки, подвижно установленный на штоке впускного клапана, стопорное кольцо, размещенное на противоположном от затвора конце штока впускного клапана, и пружину, расположенную между тарелкой и кольцом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения технологичности сборки, внутренняя часть кольца выполнена в виде втулки, установленной с зазором на штоке впускного клапана ,между затвором и стопорным кольцом.. фда 2
1460369
Составитель Л.Черный
Редактор О,Головая Техред H.Bepec Корректор Л.Пилипенко
Заказ 517/38 Тираж 456 Подписное
ВНИИПО Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 . Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101