Шпоночное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в р-азличных узлах машин, имеющих шпоночные соединения. Цель изобретения - повышение долговечности соединения .и увеличение передаваемых нагрузок. Шпонка и фланец выполнены в виде взаимозаменяемых призматических элементов 6. Установка шпонки в шпоночный паз 10 внутренней детали 2 производится через паз в наружной детали 1. Призматические элементы 6 могут располагаться один относительно другого либо параллельно, либо под углом. В первом случае паз наружной детали должен быть выполнен под углом к шпоночному пазу 10, во втором - в одном направлении с ним. Соединение позволяет увеличить долговечность шпоночного соединения за счет взаимозаменяемости призматических элементов, а также увеличить нагрузочную способность за счет увеличения длины шпонки . 1 з.п. ф-лы, 8 ил. с сл 4 Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 146044
А1
yg 4 F 16 В 3/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
10 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4224445/25-27 (22) 06.04.87 (46) 23.02.89. Бюл. № 7 (71) Горьковский автомобильный завод (72) В.Я.Леменков и В.С.Мухин (53) 621.88.886(088.8) (56) Калинин В.И. и др. В помощь конструктору-станкостроителю. — М.: Машиностроение, 1983, с. 239-240, рис. 219 .(в). (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машино- строению и может быть использовано в различных узлах машин, имеющих шпоночные соединения. Цель иэобретения— повышение долговечности соединения и увеличение передаваемых нагрузок.
Шпонка и фланец выполнены в виде взаимозаменяемых призматических элементов 6. Установка шпонки в шпоночный паз lO внутренней детали 2 производится через паз в наружной детали 1.
Призматические элементы 6 могут располагаться один относительно другого либо параллельно, либо под углом. В первом случае паз наружной детали должен быть выполнен под углом к шпоночному пазу lO во втором — в одном направлении с ним. Соединение позволяет увеличить долговечность шпоночного соединения за счет взаимозаменяемости призматических элементов, а также увеличить нагрузочную способ- Я ность за счет увеличения длины шпонки. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
1460442
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных узлах машин, имеющих шпоночные соединения.
Целью изобретения является повышение долговечности и увеличение передаваемых нагрузок, На фиг.i показана. шпонка с ориентированными перпендикулярно один относительно другого призматическими элементами; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.3 — - шпонка с ориентированными параллельно призматическими элементами на фиг.4 — вид Б на 15 фиг.3 на фиг.5 — шпоночное соединение со шпонкой с opHPHTHpoBBHHbJMH один относительно другого призматическими элементами; на фиг.6 — вид В на фиг.5; на фиг.7 — шпоночное соеди---20 нение со шпонкой, с ориентированными параллельно призматическими элементами на фиг,8 — вид Г на фиг.7.
Шпоночное соединение состоит из наружной 1 и внутренней 2 деталей, 25 установленных с возможностью поступательного перемещения одна относительно другой. В наружной детали 1 выполнено отверстие 3, в которое bxoдит цилиндрический стержень 4 шпонки. 30
Симметрично отверстию 3 в детали 1 выполнен паз 5 шириной меньше, чем диаметр отверстия 3 с возможностью .прохода через него с зазором призматических элементов 6, выполненных на обоих концах цилиндрического стержня 4, Паз 5 может быть ориентирован произвольно относительно направления перемещения детали 1 или 2. На фиг.5 и 6, как вариант, он показан ориентированным параллельно этому направлению, а на фиг.7 и 8 — перпендикулярно ему. В связи с этим ориентация призматических элементов 6 будет соответственно либо перпендикулярной 45 относительно друг друга (фиг.1 и 2), либо параллельной (фиг.3 и 4). Во втором случае паз 5 выполняется с круглой расточкой для поворота призматического элемента при его установке в шпоночный паз. В каждом из призматических элементов 6 выполнены отверстия 7 под крепежные элементы (винты) 8, жестко соединяющие призматические элементы 6 с деталью 1. По оси шпонки может быть выполнено резьбовое отверстие 9 для удобства демонтажа шпонки. Во внутренней детали 2 выполнен шпоночный паз 10.
Наличие двух призматических эле- ментов, расположенных по обе стороны от цилиндрического стержня 5, создает возможность заменять последовательно один призматический элемент (изношенный) другим (неизношенным).
Ширина одного из призматических элементов включает в себя припуск на износ шпоночного паза при эксплуатации другого в шпоночном пазу детали 2.
Сборка шпоночного соединения (фиг .5 и 6) осуществляется следующим образом.
Сначала собираются детали 1 и 2 так, чтобы паз 5 в детали 1 совпал с пазом 10 в детали 2. Затем в отверстие 3, пазы 5 и 10 деталей 1 и 2 устанавливается шпонка и закрепляется винтами 8.
Сборка шпоночного соединения (фиг.7 и 8) осуществляется в следующей последовательности. Шпонка устанавливается в отверстие 3 и паз 5 детали 1, после чего поворачивается до совпадения направления призматического элемента с направлением перемещения детали 1 или 2. Затем в де-. таль 1 вставляется деталь 2, после чего шпонка закрепляется винтами 8, Шпоночное соединение при сохранении удобства установки шпонки снаружи и хорошем ее центрировании позволяет значительно увеличить долговечность шпоночного соединения за счет взаимозаменяемых призматических элементов, существенно увеличить по сравнению с врезной шпонкой нагрузочную способность соединения за счет удлинения шпонки, при одинаковых передаваемых нагрузках снизить удельные нагрузки и повысить долговечность.
Наряду с этим можно исключить сквоз ной паз во внутренней детали в отличие от соединения с закладной шпонкой и улучшить сборку — разборку сое,цинения, что расширяет его технологические возможности.
Формула изобретения
1. Шпоночное соединение, содержащее установленные с возможностью перемещения одна относительно другой внутреннюю деталь со шпоночным пазом и наружную деталь, в отверстии которой размещен цилиндрический стержень с фланцем на одном конце и шпонкой на другом, о т л и ч а ю щ е е с я
1460442
РиФА юг. Z тем, что, с целью повышения долговечности и нагрузочной способности, фланец и шпонка выполнены в виде взаимозаменяемых призматических элементов, причем длина обоих больше диаметра цилиндрического стержня, а в наружной детали симметрично отверстию выполнен установочный паз шириной меньше диаметра стержня.
2. Соединение по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что ширина одного из призматических элементов выполнена с припуском на износ шпоночного паза.
1460442
Вид В
Составитель Б.Баранов
Редактор А.Шандор Техред Л.Олийнык .: Корректор С.Шекмар
Заказ 522/42 Тираж 698 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производс..венно-полиграфическое предприятие, r . Ужгород, ул. Проектная, 4