Радиальный газовый подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин и механизмов, подверженных высоким радиальным нагрузкам и высоким скоростям. Цель изобретения упрощение конструкции и повышение окружной скорости вращающегося элемента . Во вращающемся элементе(валу ) 1 подшипника выполнены радиальные пазы 3, в которых размещены с возможностью перемещения в радиальном направлении лопатки 4 с подпятниками 5. Длина подпятников выбирается по приведенному соотношению. Центробежная сила от вращения вала 1 воспринимается газовой смазкой между подпятником 5 и опорной поверхностью 6 корпуса 2. Размеры подпятников 5 обеспечивают восприятие высоких центробежных нагрузок, действующих на вал 1, при конструктивных упрощениях подшипника. 1 ил. « а (Л 4 05 СЛ N5 ГО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
m> 4 F 16 С 32/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1333904 (21) 4237365/3 1-27 (22) 27.04.87 (46) 23.02.89. Бюл. Р 7 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) P.É. Гарбаравичюс, Ю.Ю. Гяцявичюс, В.С. Дагилис и Н.С. Лютикас (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское .свидетельство СССР
М - 1333904, кл. F 16 С 32/00, 1987. (54) РАДИАЛЬНЫЙ ГАЗОВЫЙ ПОДШИПНИК (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин и механизмов, подверженных высоким радиальным нагрузкам и высоким скоростям. Цель изобретения—
„„SU„14604 2 А2 упрощение конструкции и повышение окружной скорости вращающегося элемента. Во вращающемся элементе (вал;) 1 подшипника выполнены радиальные пазы 3, в которых размещены с
1 возможностью перемещения в радиальном направлении лопатки 4 с подпят- . никами 5. Дпина подпятников выбирается по приведенному соотношению.
Центробежная сила от вращения вала 1 воспринимается газовой смазкой между подпятником 5 и опорной поверхностью
6 корпуса 2. Размеры подпятников 5 обеспечивают восприятие высоких центробежных нагрузок, действующих на вал 1, при конструктивных упрощениях подшипника. 1 ил.
1460452
Формула изобретения
Радиальный газовый подшипник по авт.св. N 1333904, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения окружной скорости вращающегося элемента, подпятники выполнены удовлетворяющими соотношению:
Я) . D-d . n t
1 = — — Darcsin sin(// )), и D и где 1
D— длина подпятников; диаметр опорной поверхности корпуса; диаметр вращающегося элемента; число лопаток.
Составитель Е. Иванов
Техред Л.Олийнык Корректор С. Шекмар
Редактор A. Шандор
Заказ 522/42 Тираж 698 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в узлах машин и механизмов, подверженных высоким радиальным нагрузкам и вращающихся с высокими скоростями, и является усовершенствованием изобретения по авт.св. У 1333904.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение окружной скорос- 10 ти вращающегося. элемента.
На чертеже изображен радиальный газовый подшипник, поперечный разрез.
Подшипник состоит из вращающегося элемента в виде вала 1 и корпуса 2. На вращающемся элементе 1 выполнены радиальные пазы 3, в которых размещены лопатки 4 с возможностью перемещения в радиальном направлении.
На периферийных концах лопаток 4 ус- 20 тановлены шарнирно закрепленные подпятники 5, образующие с опорной поверхностью 6 корпуса ? рабочий зазор.
Подпятники 5 выполнены удовлетворяющими соотношению: 25
0Ц rD-d . n 1
1 = — — Darcsin(sin(И ) и и где 1 — длина подпятников;
D — диаметр опорной поверхности корпуса;
d — диаметр вращающегося элемента;
n — число лопаток.
При вращении вяла 1 лопатки 4 с подпятниками 5 прижимаются к внутрен- 35 ней опорной поверхности 6 корпуса 2 центробежной силой. Между подпятником 5 и опорной поверхностью 6 корпуса 2 образуется тонкий слой газовой смазки. Длина подпятника 5 выб- 40 рана оптимальной для создания наибольшей несущей способности газовой смазки между подпятником 5 и опорной поверхностью 6 корпуса 2, что позволяет уравновешивать большую центро- бежную силу лопатки 4 и подпятника 5, \ а следовательно, и обеспечивает высокую окружную скорость вращающегося элемента 1.
Когда смещение вращающегося элемента 1 относительно оси опорной поверхности 6 корпуса 2 максимальное, концы соседних подпятников 5, длина которых определяется по приведенной формуле, при прохождении лопатками 4 положения, в котором расстояние между вращающимся элементом 1 и опорной поверхностью 6 минимальнод, вплотную подходят один к другому. Уменьшаются потери несущей способности, связанные с возникновением полостей между подпятниками. Кроме того, отпадает необходимость изготовления во вращающемся элементе 1 криволинейных углублений для утопления в них подпятников 5 при прохождении лопаткой 4 данного положения, что позволяет упростить конструкцию подшипника.