Многоскоростной привод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в таких его отраслях как тракторо-, станкеи автомобилестроение и других. Цель изобретения - повьппение КПД и уменьшение габаритов за счет выполнения передаточного механизма в виде волновой передачи и коаксиальной установки гибких колес. При деформации генератором 6 волн и коаксиально расположенных гибких колес 3-5 по жесткому колесу 11 за счет разности периметров дорожек качения указанных гибких колес при введении в зацепление исполнительного звена 10 с выходными зубчатыми колесами 7-9 на последних можно получить различные передаточные отношения. 2 ил.

союз сОВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

yg4 Р 16 Н 3/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НбМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4084096/25-28 (22) 09.07.87 (46) 23.02.89. Бюл. N 7 (71) Ждановский металлургический институт (72) М.В.Маргулис и В.И.Коссе (53) 621 ° 833.7 (088.8) (56) Кучер А.М. и др. Металлорежущие станки. Альбом общих видов, кинематических схем и узлов. — М.: Машиностроение, 1972, рис. 13. (54) МНОГОСКОРОСТНОЙ ПРИВОД (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в таких его отраслях как тракторо-, стан„„SU„„1460475 д ) ко- и автомобилестроение и других.

Цель изобретения — повышение КПД и уменьшение габаритов за счет выполнения передаточного механизма в виде волновой передачи и коаксиальной установки гибких колес. При деформации генератором 6 волн и коаксиально расположенных гибких колес 3-5 по жесткому колесу 11 за счет разности периметров дорожек качения указанных гибких колес при введении в зацепление исполнительного звена 10 с выходными зубчатыми колесами 7-9 на последних можно получить различные передаточные отношения. 2 ил.

1460475

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в таких его отраслях как тракторо-, станко- и автомобилестроение!и дру5 гих.

В ряде областей техники, в частности в станкостроении и тракторостроении, возникает потребность в применении многоскоростных коробок скоростей с передаточными отношениями, достигающими U = 50-300 и более.

Такие передаточные отношения достигаются за счет применения многоступенчатых зубчатых передач, причем ко- 15 личество ступеней достигает шести и более.

Цель изобретения — повышение КПД и уменьшение габаритов за счет выполнения передаточного механизма в виде 20 волновой передачи и коаксиальной установки гибких колес.

На фиг. 1 показана конструктивная схема привода с волновой фрикционной передачей; на фиг.2 - фрикционное и 25 зубчатое соединения в волновой передаче.

Привод содержит двигатель 1, муфту

2 и передаточный механизм. Последний

-представляет собой волновую передачу 30 с несколькими гибкими колесами 3-5, коаксиально установленными одно в другом, и одним общим генератором 6 волн, который может быть любой известной конструкции (дисковым, кулач-35 ковым, электромагнитным и т.п.).

Каждое гибкое колесо связано с соответствующим выходным зубчатым колесом 7-9. Выходные зубчатые колеса имеют одинаковые параметры. С любым 40 иэ них может входить в зацепление исполнительное звено 10, посредством которого обеспечивается переключение скоростей. При необходимости отбора мощности на несколько узлов может 45 быть применено несколько исполнительных звеньев 10, каждое из которых может быть введено в зацепление с одним из выходных зубчатых колес. Ведомые зубчатые колеса могут быть с наружными или внутренними зубьями.

Различные передаточные отношения на выходных зубчатых колесах 7-9 (фиг.i) обеспечиваются за счет различных диаметров дорожек качения гиб-55 ких колес. Наружное гибкое колесо 3 контактирует с жестким колесом 11.

Для гибкого колеса 4 внутренняя дорожка качения гибкого колеса 3 явля71D,<- 711 D, D1

1 — — - - . (1)

1i D+ Эа,к

Угол поворота гибкого колеса 4 вместе с зубчатым колесом 8 равен сумме угла поворота гибкого колеса

3 и относительного угла поворота гибкого колеса 4 относительно гибкого колеса 3, который также определяется через разность периметров контактирующих дорожек качения гибких колес

3 и 4.

11(Р2h, ) — i>Da

tC(D, .— 2h1) (2) Dx

g +

D q — 2h>

Аналогично для гибкого колеса 5 с зубчатым колесом 9.

Dg

1„б= 1 + 1 (3)

"3 2 D z — 2hz

По известным углам поворота гибких колес можно определить передаточные отношения привода, которые определяются отношением угла, соответствующего одному обороту генератора волн, т.е. 2Т1 к углам

2 11 (4) U

5,.„ в в (5)

211

0

D у,. к Dq — 2Ь1

211 в Э в (6)

D ê D1,-2h Dz- 2hz ется фактически жестким колесом и т.д. Генератор 6 волн (фиг.1) прижимает гибкие колеса друг к другу к жесткому колесу и, создавая волну деформаций, обеспечивает им вращательное движение. Волновая передача может быть как зубчатой, так и фрикционной.

Устройство с волновой передачей работает следующим образом.

При повороте генератора 6 волн на один оборот гибкое колесо 3 вместе с зубчатым колесом 7 поворачивается на угол 1, определяемый отношением разности периметров дорожек качения жесткого колеса 11 и наружной дорожки качения гибкого колеса 3 к периметру дорожки качения жесткого колеса

1460475

В общем случае количество гибких колес, вставленных одно в другое, может быть различным.

Преимуществом изобретения является то, что волновые передачи являются практически беэзазорными. Следовательно, при реверсировании привода нет ударов и холостых ходов, что особенно важно, например, в механизмах 10 точных перемещений современных станков с числовым программным управлением.

Формула изобретения 15

Многоскоростной привод, содержащий последовательно соединенные двигатель, муфту,и передаточный механизм, включающий в себя входной элемент, связанный с муфтой, ступени изменения скорости и соединенные с ними выходные зубчатые колеса, вводимые в зацепление с исполнительными звеньями, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и уменьшения габаритов, входной элемент представляет собой генератор .волн, ступени изменения скорости выполнены в виде коаксиально установленных гибких колес для одновременного контактирования между собой и жестким колесом, а каждое выходное зубчатое колесо жестко соединено с соответствующим гибким.