Фара транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к светотехнике , а именно к фарам транспортных средств, и позволяет повысить эффективность использования светового потока Л уменьшить габариты фары. :Фара содержит отражатель 1, рассеи- iватель 2, контротражатель 7, вьшолненный в виде поверхности второго порядка, с фокусом, совпадающим с фокальной точкой отражателя 1, и источник света 5 с цилиндрической колбой 6 . Контротражатель 7 имеет отверстие 8, вытюлненное соосно колбе источника света 5, в котором с зазором расположена колба 6. При этом коигтг,уктивные параметры отражателя .. .сонтотражателя , 7 связаны соотношением D(1 - cosif), R ь: Af(r + S) , где D.- диаметр слепого отверстия, R - радиус сферы контротражателя, f - фокусное расстояние отражателя, г - радиус колбы источника света, S - зазор между колбой источника света и рабочей поверхностью контотражателя, if - угол между направлениемоптической оси фары и направлением первого рабочего луча, отраженного контотрасателем со стороны отверстия под колбу источника света. 2 ил. с «3 (Л С

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„ 14ßßÙ А 1 (51) 5. F 21 M 3/00 3/16

ГОСУДАРСТВЕННЬЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ fHHT СССР. ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯК АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (46) 07.03.93. Бюл. ¹9 (21) 4184105/12 (22) 19..01. 8i . (7!) Научно-исследовательский и экспериментальный институт агтомобильного электрооборудования и автоприборо в (72) П.Г.Новаковскиг, В.Н.Степанов, А.С.Декаленков, Н.A. Карпушкин,,А.В.Моторжин и А.M.Ðûæåíêîâ, 56) Патент Франции !! 2558569, кл. F 21 М 3/16, 1985.

М (54) ФАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к светотехнике, а именно к фарам транспорт- ных средств, и позволяет повысить эффективность использования светового потока и уменьшить габариты фары. ,Фара содержит отражатель 1, рассеи ватель 2, контротражатель 7, выпол!.

-Изобретение относится к светотехнике, а именно к фарам транспортных средств.

Целью изобретения является повышение эффективности использования светового потока и уменьшение габаритов фары.

На фиг. 1 изображена фара, горизонтально-проецирующее сечение на фиг. 2 — то же, вертикально- проеци-. рующее сечение.

Фара транспортного средства содержит отражатель 1 параболоидной формы и рассенватель 2 с преломляющими элементами 3 соответственно хапенный в виде поверхности второго порядка, с фокусом, совпадающим с фокальной точкой отражателя 1, и источник света 5 с цилиндрической колбой б. Контротражатель 7 имеет отверстие 8, выполненное соосно колбе источника света 5, в котором с зазором расположена колба 6. При этом кон уктивные параметры отражателя 1 ,<онтотражателя 7 связаны соотношением Л(1 — cos(g), К 4f(r + S), где

D. — диаметр слепого отверстия, R— радиус сферы контротражателя, f — фокусное расстояние отражателя, г —: радиус колбы источника светя, S — - зазор между колбой источника света и рабочей поверхностью контотражателя, Ч вЂ” угол между направлением оптической оси фары и направлением первого рабочего луча, отраженного контотражателем со стороны отверстия под колбу источника света. 2 ил. рактеру создаваемого светораспределения. В центральной области рассеивателя 2 размещен преломляквций элемент 4, выполненный в виде конденсорной линзы. Кроме того, фара содержит источник света 5 (галогенная лампа Н ) с цилиндрической колбой 6 и сферический контротражатель 7 с отверстием 8, выполненным соосно колбе 6 источника света 5. При этом центр сферы.контротражателя 7 совмещен с центром 9 тела накала 10 и фокусом отражателя 1, а сам контотражатель 7 установлен на поддержках

11 так, чтобы колба б источника cve3 146 ,та 5 была расположена в отверстии 8 с зазором S. При этом значения конструктивных параметров отражателя (П вЂ” диаметр слепого отверстия, f фокусное расстояние, y - угол между направлением оптической оси и первым рабочим лучем), контротражателя 7 (R — радиус сферы контотражателя, .S - зазор между колбой источника свете и рабочей поверхностью контротражателя) и источника света 5 (r — радиус колбы источника света) выбираются такими, чтобы удовлетворялось требование: луч, отраженный элементом 12 поверхности контротражателя 7, прилежащей к передней кромке 13 отверстия-8, должен падать на

1 рабочую поверхность отражателя 1, т.е. при проектировании контротражателя 7 и его установкB в оптическом элементе должно обеспечиваться соот-, ношение. D(1 — совj):R 4f:(к+Я);

Максимальный диаметр контротра" жателя 7 и преломляющего элемента 4 рассеивателя 2 не превьппает диаметра слепого отверстия (D) отражателя 1 под источник света 5.

Фара транспортного средства работает следующим образом.

Часть излученйя от тела накала 10 .источника света 5 попадает на отражатель 1 в пределах его угла охвата (Р), отражаясь от. которого, в соответствии с законами геометрической оптики, попадает на рассеиватель 2 и. формируется преломляющими элементами 3 последнего в соответствующий требуемому светораспределению световой пучок. Другая часть излучения от тела. накала 10 попадает на сферический контротражатель 7 и, отражаясь от него, попадает на рабочую поверхность отражателя 1. Так как центр сферы контротражателя 7 и фокус отражателя 1 совпадают с центром

9 тела накала 10 то все излучение, отраженное контротражателем 7, будет проходить через этот центр 9 попа7 дая на поверхность отражателя 1 сфокусированнымм. После чего это излучение, отразившись от поверхности от- ражателя 1, формируется на выходе рассеивателя 2 с помощью преломляю" щих элементов 3 в световой пучок соответствующего светораспределителя.

Учитывая,.что соотношение D(1-cost():

:R 4f:(к+Я) определяет конструктивные параметры контротражателя 7

1102 и его положение в светооптической схеме как Функцию параметров отражателя 1, значения величин конструк- тивных параметров светооптической схемы, определенное в соответствии с этим соотношением, позволяет дос тичь полного использования излучения, отраженного от сферического контрот1р ражателя 7. Третья часть излучения от тела накала 10 источника света 5 проходит через отверстие 8 и попадает только на центральную часть рассеивателя 2 в область, где установлен

15 линзовый преломляющий элемент 4, преломляясь на котором, эта часть излучения направляется в центральную .область светораспределения, исключая.тем самым засветки, способствую2р щие созданию в таких метеорологических условиях, как дождь, снег, туман и т.п., слепящей вуалирующей пелены. В случаях, когда отверстие

6 отстоит от тела накала 10 на ве25 личину, при которой угол распространения этой части излучения не превы- . шает угла рассеяния светового пучка светораспределения в вертикальной плоскости, выполнения преломляющего

ЗО элемента 4 в виде конденсорной линзы не .требуется.

Формула изобретения

Фара транспортного средства, содержащая источник света с колбой, рассеиватель, отражатель со слепым отверстием и сферический контротражатель, центр кривизны которого совпадает с фокальной точкой отражателя, с отверстием, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повьппения эффективности использования светового потока и уменьшения габаритов, контр45. .отражатель закреплен на отражателе посредством растяжек и расположен с зазором на цилиндрической колбе ис. точника света, при этом соотношение конструктивных параметров отражателя

50 и контротражателя определяются иэ выражения:

Р (1 — cosQ): R 4 f (r + S), 55 где D — диаметр слепого отверстия отража тел я;

R - радиус сферы контротражател н, 1461102

f - фокусное расстояние отражателя,"

r - радиус колбы источника света; .5

S - зазор между колбой источника света и рабочей поверхностью, контротражателя; у — угол между направлением оптической оси фары и направлением первого рабочего луча, отраженного контротражателем со стороны отверстия под колбу источника света.

Фиг.1