Способ контроля технического состояния машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для контроля технического состояния машины в условиях действия на нее вибрации от других работающих машин. Цель изобретения - повышение достоверности контроля. В способе контроля технического состояния машины определяют отношение сигналов вибропреобразователей, установленных в двух контролируемых точках машины, например,вблизи подшипниковой опоры электродвигателя, и кинематически связанного с ним насоса. Отношение сигналов определяют в рабочем и нерабочем состоянии машины. Поток колебательной энергии от внешних источников вибрации в том или ином случаях одинаковый. По мере износа машины техническое состояние подшипниковых опор меняется и .отношение сигналов по величине отличается от того, что было для нормальных в техническом отношении подшипниковых опор. Сравнивая текущее измеренное значение отношений сигналов с допустимыми, осуществляют контроль технического состояния машины. 1 ил. I (/)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (Н) (д) 4 G 01 M 7/00

S.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П(НТ СССР (21) 4161293/24-28 (22) 15.12,86 (46) 28,02,89. Бюл. )(8 (72) Е.З.Иадорский, Г.Ш.Розенберг и Е,С,Голуб ,(53) 620.178 (088.8) (56) Попков В.И, Виброакустическая диагностика в судостроении. - Судостроение, Л,, 1983, с.63,108. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ИАШИНЫ (57) Изобретение относится к виброизмерительной технике и может -быть использовано для контроля технического состояния машины в условиях действия на нее вибрации от других работающих машин. Цель изобретенияповышение достоверности контроля, В способе контроля технического состо1

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для контроля технического состояния машины, в условиях действия на нее вибрации от других работающих машин.

Цель изобретения - повышение достоверности контроля.

На чертеже представлена блок схема устройства, реализующего способ.

Устройство содержит вибропреобразователи 1 и 2, согласующие блоки 3 и 4, делитель 5, блоки 6-8.сравнения, блок 9 регистрации и сигнализации, блок 10 запуска машинй. Вибропреобра- зователи 1 и 2 через согласующие блояния машины определяют отношение сигналов вибропреобразователей, установленных в двух контролируемых точках машины, например вблизи lIOpEHIIHH ковой опоры электродвигателя, и кинематически связанного с ним насоса.

Отношение сигналов определяют в рабочем и нерабочем состоянии машины.

Поток колебательной энергии от внешних источников вибрации в том или ином случаях одинаковый. По мере износа машины техническое состояние подшипниковых опор меняется и отношение сигналов по величине отличается от того, что было для нормальных в техническом отношении подшипниковых опор. Сравнивая текущее измеренное значение отношений сигналов с допус-тимыми, осуществляют контроль технического состояния машины. 1 ил, 2 ки 3 и 4 соответственно подключены к входам делителя 5, Выход делителя

5 подключен к входам блоков 6 и 7 сравнения, выходы которых подключены к блоку 8 сравнения, подключенному выходом к блоку 9 регистрации и сигнализации, Блок 1О запуска машины подключен к вторым входам блоков 6 и 7 сравнения.

Контроль технического оостояния машин, испытывающих действие вибрации от соседних работакщих агрегатов, затруднен. Аналиж результатов измерения вибропараметров машины имеет низкую достоверность,так как неизве,стна обычно доля сигнала помехи в з 146213 общем вибросигнале, Достоверность опенки можно. повысить, если выбрать такие режимы работы агрегатов и диаГностируемой машины, при которых исключалось бы их взаимодействие, В данном способе это достигается тем, что определяют отношения сигналов внбропреобразователей, установленных в двух контролируемых точках машины, например, вблизи подшипниковой опоры электродвигателя и кинематически связанного с ним насоса.

Отношение сигналов определяют в рвбочем и нерабочем состоянии машины. 15

Поток колебательной энергии от внешних источников вибрации в том и ином случаях одинаковый, По мере износа машины, техническое состояние подшипниковых опор меняется,и отношение сигналов по величине отличается от того, что было для нормальных в техйическом отношении подшипниковых опор. Сравнивая текущее измеренное значение отношений сигналов с допустимыми, осуществляют контроль техниЧеского состояния машины.

Способ контроля технического состояния машины, заключающийся в том, что, в условиях действия на машину вибрационных помех, определяют частотно-зависимый параметр, характеризующий вибрационный тракт между дву40 мя контролируемыми точками машины, в которых устанавливают вибропреобраэователи, техническое состояние машины оценивают по изменению во времени частотно-зависимого параметра, отличающийся тем, что, 45 с целью повышения достоверности контроля, в качестве частотно-зависимого параметра выбирают отношение сигналов вибропреобразователей, получаемое при неработающей машине, Вибропреобраэователи 1 и 2 устанавливают в зоне подшипйиковых опор электродвигателя и связанного с ним ! насоса, образующих диагностируемую

hfBIIIHHy, Сигналы. вибропреобразовате -.. лей 1 и 2 поступают на вход согласуюп(их блоков 3 и 4, которые реализуют

Йзмерение, например, виброскорости, 4 заранее определенных для машины с нормальным техническим состоянием полосах частот, На выходе делителя 5 формируется сигнал пропорциональный значению отношения сигналов. В блоках 6 и 7 сравнения попеременно пройзводится сравнение полученных значений для неработающей и включенной машины соответственно. Подключение гого или иного блоков 6 и 7 сравне ния происходит по командам блока 1О запуска машины. В качестве допустимого значения в блоках 6 и 7 выставлено значение отношений для машины с нор5

4 мальным техническим состоянием. В блок 8 сравнения поступает сигнал, соответствующий одному из трех случаев! измеренное значение больше, меньше или равно допустимому значению.

В блоке 8 сравнения формируется сиг нал, соответствующий пяти случаям значения отношения для неработающщей и работающей машины равны, значения (больше или меньше допустимые; значения отношения для работающей машины больше, а для неработающей меньше допустимых; для работающей машины значение равно допустимому, а для неработающей меньше. В зависимости от того какому случаю соответствуют текущие значения, оценивают характер и место неисправности. Например, если значения отношений равны допустимым, а уровни вибрации выше установленных норм, то это означает,что техническое состояние машины нормальное, а на результат измерений оказывают влияние другие агрегаты.

В случае, превышения предельных значений срабатывает блок 9 регистрации и сигнализации.

Результаты текущего контроля регистрируются в блоке 9.

Формула изобретения

Составитель Н. Каратыш

Редактор И.Сегляник Техред М.Ходанич Корректор M,Ñàìáoðñêàÿ

Заказ 663/38 Тираж 788 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитетй по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101