Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к трибологии . Целью изобретения является упрощение за счет снижения трудоемкости сбора необходимой информации о функционировании узла трения. Измеряют эксплуатационную температуру узла трения в заданной точке.Определяют по ней эксплуатационный момент трения как функцию времени. Проводят испытания на физической модели узла трения при различных нагрузочно-температурных режимах и строят для модели зависимость нагрузки от момента трения и температуры в заданной точке. С учетом эксплуатационных зависимостей температуры и момента трения по построенной зависимости определяют эксплуатационную нагрузку как функцию времени. 2 ил. (О (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„>462164 д1 (51)4 G 01 N 19/02

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4214254/25-28 (22) 23.03.87 (46) 28.02.89. Бюл. У 8 (71) Институт физико-технических проблем Севера Якутского филиала

СО АН СССР (72) О.Б. Богатин, Н.П. Старостин и И.Н. Черский (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1133498, кл. G 01 N 3/56, 1982. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является упрощение эа счет снижения трудою, И.Н

16

70 Фд fO 80 мин. фис. р

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ . И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР емкости сбора необходимой информации о функционировании узла трения.

Измеряют эксплуатационную температуру узла трения в заданной точке.Определяют по ней эксплуатационный момент трения как функцию времени.

Проводят испытания на физической модели узла трения при различных нагрузочно-температурных режимах и строят для модели зависимость нагрузки от момента трения и температуры в заданной точке. С учетом эксплуатационных зависимостей температуры и момента трения по построенной зависимости определяют эксплуатационную нагрузку как функцию времени.

2 ил.

1462164

Изобретение относится к трибологИи и может быть использовано для

i о 1ределения эксплуатационных условий уэ лов трения.

Целью изобретения является упрощение за счет снижения трудоемкости сбора необходимой информации о функцнонировании узла трения.

На фиг.1 представлены измеренная эксплуатационная временная зависи\ мость температуры и определенная по н и эксплуатационная временная зависимость момента трения, на фиг.2 задаваемая нагрузка и нагрузка,опре-! дфленная по способу.

Способ осуществляют следующим обрйзом.

В исследуемом узле трения устанавI ливают в заданной точке термочувствнтельный элемент. Узел испытывают в:-характерном для него режиме, регистрируя его температуру Т (t).

По зависимости Т (t), решая обЭ ратную задачу теплопроводности, нахОдят.тепловыделение Q(t) в контакте и по известной зависимости находят эксплуатационный момент трения: где К вЂ” постоянный коэффициент, И вЂ” скорость вращения.

Далее проводят испытанйя на физической модели узла трения. Для этого последнюю нагружают, направляют

И регистрируют момент трения N и температуру Т в заданной точке. ИзмереНия повторяют при различных нагру=- очно-температурных режимах и строят

-)aaHcHMocTa нагрузки P от М и Т:

Р = F (М, Т). э

Эксплуатационную нагрузку Р находят по формуле: Р (t) = Р (М (t) р J, (t) ) °

Пример. В качестве испытуемого узла трения брался полимерный подшипник скольжения размерам ф32»

> )26 v, 20 мм, диаметр вала 25,5 мм, материал подшипника ФИК20, материал вала сталь 45. Испытания проводились при скорости 0,39 м/с.

При испытаниях узла трения регистрировалась температура в центре контакта на глубине 1,2 мм с помощью медьконстантановой термопары.

На фиг.1 представлены результаты

9 замеров Т (t) (кривая 1) и определенная по Т () зависимость N (t) (кривая 2).

При испытаниях на модели температура Т измерялась тем же образом, а момент трения М вЂ” с помощью упругого элемента, оснащенного тензорезисторами. Результаты соответствующих испытаний представляют в виде зависимости P = Г(М,Т), подставляя в которую М (t) и Тз()(фиг.1)находят эксплуатационную нагрузку Р как функцию времени.

На фиг.2 показаны задаваемая нагрузка (сплошная линия) и нагрузка, определенная по "пособу.

Формула изобретения

Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения, заключающийся в том, что регистрируют параметры функционирования узла трения и проводят испытания его физической модели, по котбрым судят об эксплуатационных условиях функционирования узла трения, о т-. личающийся тем, что,.с целью упрощения, в качестве параметра функционирования узла трения измеряют его эксплуатационную температуру в заданной точке, по которой определяют эксплуатационный момент трения как функцию времени, испытания на физической модели проводят при различных нагрузочно-температурных режимах, измеряют каждый раз момент трения и температуру модели в заданной точке и определяют для модели зависимость нагрузки от момента трения и температуры в заданной .точке, а эксплуатационную нагрузку в узле трения как функцию времени определяют с учетом зависимости и эксплуатационных момента трения и температуры как функций времени.

1462164

zO а

Фие. 2

Составитель И. Солдатенков

Техред Л. Олийнык Корректор В. Гирняк

Редактор Н. Горват

Заказ 666/40 Тираж 788 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям-и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101