Устройство для тренировки памяти обучаемого

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти . операторов различных систем управления . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройст

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1.Я0„, 429 (51) 4 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИД

К АОТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ CHHT СССР (21) 4328286/24-24 (22) 16.11.87 (46) 28.02.89.Бюл. У 8 (72) Л.Д.Злобинский и В.В.Мухортов (53) 681.136.51 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 1201863, кл, G 09 В 9/00, 1984.

Авторское свидетельство СССР

У 1305757, кл. G 09 В 9/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ОБУЧАЕМОГО (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройстментов И, а в устройство индикатора режима работы обеспечивает не только контроль воспроизведенной информации, контроль введенных ошибок,.

Ф контроль информации, воспроизведенной в обратном порядке, т.е. начиная с последнего символа и кончая первым, нто позволяет интенсифицировать процесс обучения, но позволяет проводить более глубокий анализ профессиональных возможностей операторов различных систем управления.

l ил.

1462397 ва. Устройство содержит блок l генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, формирователь 3 кодов ошибок, блок 4 задания времени, блок 5 задания эталонов, блок 6 ком.мутации, пульт 7 обучаемого, блок 8 регистрации, блок 10 управления, ин-, дикаторы 9 и 11 режима работы и повторного ввода ответа. Введение в формирователь кодов ошибок Т и RS-триггеров, двух групп элементов И, группы элементов ИЛИ, двух элементов задержки, элемента ИЛИ, двух эле1 !

Изобретение относится к автомати

: ке и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства sa счет введения режима обратного начиная с последнего и кончая пер-. вым символом воспроизведения запомнен- 10

" ной информации.

На чертеже показана функциональная схема устройства, Устройство для тренировки памяти обучаемого содержит блок 1 генерато- 15 ров блок 2 предъявления учебной ин1 формации, . формирователь 3 кодов оши бок, блок 4 задания времени (экспозиции), блок 5 задания эталонов (ко20 личества стимулов), блок 6 коммутации, пульт 7 обучаемого, бдок 8 регистрации, индикатор 9 режима работы, блок 10 управления и индикатор 11 повторного ввода ответа. 25

Блок 1 выполнен на генераторе

12-1 одиночных импульсов и генераторе 12-2 тактовых импульсов.

Блок 2 состоит иэ формирователя

13 случайной последовательности ко-... дов, сумматора 14 по модулю два, кольцевого сдвигающего регистра 15, первого !б и второго 17 элементов И, Формирователь 3 включает в себя одновибраторы 18 и 19 и кольцевые сдвигающие регистры 20.

2

Блок 4 содержит ждущие мультивибраторы 21 g и 22, элемент ИЛИ 23, ключ 24 и источник 25 питания.

Блок 5 выполнен на счетчике 26 импульсов и инверторе 27.

Блок 6 содержит кольцевой сдвигающий регистр 28, группы элементов

И 29-31, первый 32, второй 33 и третий 34 элементы ИЛИ.

Пульт 7 состоит из размещенных в одну линию индикаторов 35, кнопки

36 расположения стимулов и кнопки 37 цифрового ряда.

Блок 8 содержит группу элементов

И 38, первый 39, второй 40 многовходовые элементы ИЛИ, счетчик 41 правильных ответов и счетчик 42 ответов.

Формирователь 3 включает в себя первую 43, вторую 44 группы элементов И, группу элементов ИЛИ 45, выход 46, четырехвходовый элемент

ИЛИ 47, элементьг И 48 и 49, элементы

50 и 51 задержки Т-триггер 52 и

RS-триггер 53.

Устройство содержит элемент ЗАПРЕТ 54, элемент 55 задержки и элемент ИЛИ 56.

Блок 10 состоит из кольцевого сдвигающего регистра 57, счетчика 58 правильно укаэанных ошибок, элемента:

И 59, элемента 60 задержки и индикатора 61 "Укажите ошибку".

Устройство работает следующим образом.

14

Включают питание. Ре - 15 и

20, счетчики 26, 41, 42 и 58 устанавливают в исходное состояние. В триггеры 52 и 53 записывается нуль. В регистры 28 и 57 вводят по единице, причем единицу в регистре 28 устанавливают в положение, соответствующее числу стимулов, первоначально предьявляемых обучаемому, например, пяти.

Затем с помощью кнопки "Запись" (не показана ) подключают генератор 12-2 к тактовым входам формирователя 13 и через элемент И 17, на второй вход которого подается единичный потенциал с выхода инвертора 27, к .одному входу регистра 15. Импульсы с формирователя 13 через элемент И 16, на второй вход которого подается единичный потенциал с инвертора 27, и с сумматор 14 поступают одновременно на другой вход регистра 15, заполняя его случайным образом, и на вход счетчика 26, подсчитывающего количество поступивших единичных импульсов. С выходов счетчика 26 импульсы подаются на первые входы соответствующих элементов И 29. Как только их число достигает величины, соответствующей положению единицы на выходе регистра 28 (пяти), которая прилагается к второму входу соответствующего элемента И 29, на выходе последнего появляется импульс, который через элемент ИЛИ 32 поступает на вход инвертора 27 и снимает единичный потенциал с вторых входов элементов И 16 и 17, отключает формирователь 13 и от информационного входа регистра 15 и прекращает подачу тактовых импульсов ° Записанные в регистре 15 единичные потенциалы подаются с его выходов на входы одновибраторов 18, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 20, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход соответствующего одновибратора 18 и 19.

По готовности обучаемый нажимает кнопку "Экспозиция",(не показано) и сигнал с выхода генератора 12-1, поступив йа вход мультивибратора 21, выдается единичный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. Импульс с выхода мультивибратора 21, поступая через элемент ИЛИ 23 на управляющий вход ключа 24, обеспечива62397

55 ет подачу зажигающего напряжения с выхода источника 25 на входы.индикаторов 35.

Управляющие сигналы с регистра

20 через группу элементов И 43, на второй вход которых подается единичный потенциал с инверсного выхода

Т-триггера 52, через группу элементов ИЛИ 45 поступают на индикаторы.

35, обеспечивая высвечивание учебной информации.

Обучаемый (испытуемый ) визуально фиксирует как цифры, так и размеще=.. ние индикаторов, на которых высветились эти цифры. Затем воспроизводит запомненную информацию, нажимая на кнопку 36 высветившегося индикатора и кнопку 37 цифрового ряда, соответствующую высветившейся цифре на индикаторе 35.

При нажатии на кнопку 36 переключаются выходы соответствующей группы элементов ИЛИ 45 с индикатора 35 на элемент И 38. Если в индикаторе 35

-высвечивается стимул, то на вход одного из элементов И 38 поступает единичный потенциал. При правильном

Ъ воспроизведении обучаемым данного стимула с помощью кнопки 37 с генератора 12-1 через соответствующий элемент И 38 и. элемент ИЛИ 39 в счетчик 41 записывается единица.

Если стимул или индикатор, на котором высветился стимул, указан обучаемым неверно или он не уложился в сотведенное ему время, то только на один из входов соответствующих элементов И 38 подаются единичные потенциалы, т.е. в счетчик 41 импульс с выхода элемента ИЛИ 39 не поступает.

По окончании ответа на все высвеченные индикаторы и цифры на них счетчик 42, на который поступают им- . пульсы с выхода элемента ИЛИ 40, переполняется. Импульс с его выхода через элементы И 31 и ИЛИ 34 поступает на информационный вход элемента

ЗАПРЕТ 54. Так как на запрещающий вход элемента 54 подается нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ 33, то импульс с выхода элемента 54 поступает на вход элемента 55 задержки и на индикатор ll, предупредив обучае.мого о допущении ошибки (и повторном предъявлении той же информации) .

Спустя время задержки, равное.2 с, импульс с выхода элемента 55 выключа»

1462397

Если обучаемый неправильно вослроИзводит ошибку, то загорается индикатор 11 и снова предъявляются стиму.лы с той же ошибкой. Импульс с выхода элемента ИЛИ 56 поступает на второй вход счетчика 58 и устанавливает его исходное положение. ют индикатор 11 и через элемент

ИЛИ 56 поступает на вход мультивибратора 22, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает повторное высвечивание индикаторов

35 и цифр на них °

Если обучаемый правильно воспрсизводит всю информацию, то после воспроизведения последнего (пятого) стимула на выходе счетчика 41 появляется импульс переполнения, который..через элементы И 30 и ИЛИ 33 поступает на вход элемента И 59 и запрещающий вход элемента 54, пре- 15 фотвратин включение индикатора 11, r.е элемент 54 не пропускает имйульс переполнения с выхода счетчика 42.

Одновременно импульс с выхода гене- 20 оратора 12-1 через кнопку 37, элемент

ИЛИ 40 и элемент И 59 поступает а вход регистра 57 и передвигает диницу на следующий разряд.. Единич-. ный потенциал с выхода регистра .57 йодается на вход однонибратора 19

Щного из узлов и импульс с его выХода переднигает единицу в регистр

20, т.е. вносит ошибку.

С выхода элемента И 59 импульс также поступает на элемент 60 задержки, включает индикатор 61 "Укажите ошибку" и фиксируется в счетчике

58. Через время задержки, равное 2 с, импульс с вьжода элемента 60 нключа- 35 рт индикатор 61 и через элемент

ИЛИ 56 поступает на вход мультивибра°

1гора 22, который выдает одиночный Импульс. Этот импульс обеспечивает

Нысвечивание индикатора 25 и цифр на них. Обучаемый низуально отыскиВает, а затем и фиксирует индикатор, в котором обнаружил ошибку, и цифроВое значение ошибки.

Если обучаемый правильно носпрсИзводит ошибку,,то последняя фиксируется счетчиком 58, Одновременно им-. пульс с выхода элемента И 59 поступает на вход регистра 57 и передвнГает единицу на следующий разряд, 50

<обеспечив внесение новой ошибки.

Если обучаемый правильно воспроизводит подряд девять ошибок, то счетчик 58 переполняется.

Импульс переполнения поступает на Я-вход триггера 53 и через элемент ИЛИ 47 на вход триггера 52. В триггеры записывается единица. Единичный потенциал на прямом выходе триггера 52 зажигает индикатор 9 режима работы, подготавливает группу элементов И 44 к прохождению информации в обратном порядке, а нулевой потенциал на инверсном выходе отключает кнопку элементов И 43, пропускающих информацию в прямом порядке.

Обучаемый нажатием кнопок 36 и

37 воспроизводит запомненную информацию в обратном порядке, т.е. на первом месте воспроизводится последний стимул, на втором — предпоследний и т.д,, на последнем месте первый.

Если обучаемый правильно воспроизводит информацию, то на выходе счетчика 41 появляется импульс переполнения, который через элементы И 30 и

ИЛИ 33 поступает на управляющий вход элемента ЗАПРЕТ 54, предотвращая повторный ввод ответа, и на второй вход элемента И 49, Так как на пер-вом входе элемента И 49 есть единичный потенциал, поступивший с прямого выхода триггера 53, н который записана единица, то на выходе элемента И 49 появляется импульс, который через элемент ИЛИ 47 и элемент 50 задержки записывает в триггеры 52 и 53 нуль. Кроме того, импульс с выхода элемента И 49 поступает на вход регистра 28, что обеспечивает переход к новому циклу тренировки.

Если обучаемый совершил ошибку при обратном воспроизведении, то счетчик 42 переполняется; Импульс с

его выхода через элементы И 31 и

ИЛИ 34 поступает на информационный вход элемента ЗАПРЕТ 54 и через элемент И 48, на первом входе которого имеется единичный потенциал с прямого выхода триггера 53, и через элемент ИЛИ 47 устанавливает триггер

52 в нулевое состояние, что обеспечивает повторное предъявление исходной информации. Через некоторое время, равное времени задержки элемента 51 и превышающее время задерж«.: ки элемента 55, сигнал с выхода элемента ЗАПРЕТ 54 поступает через

7 1462 элемент 51 задержки, элемент ИЛИ 47 на вход триггера 52 и записывает в него единицу, вновь устанавливая режим обратного воспроизведения за5 помненной информации.

Работа блока обратного воспроизведения информации повторяется, пока обратное воспроизведение не будет выполнено безошибочно и с выхода 10 элемента 49 на вход регистра 28 не поступит импульс и не переведет, единицу, записанную в нем, в следующее, шестое положение.

При этом на вход инвертора 27 с 15 выхода следующего элемента И 29 через элемент ИЛИ 32 подается нулевой потенциал. Единичный потенциал с выхода инвертора 27 поступает на вто рые входы элементов И 16 и 17 и обес- 20 печивает запись дополнительной единицы, в регистр 15, т.е. увеличивает число предъявляемых стимулов в следующем цикле на один. Импульс с выхода сумматора )4 поступает в счет- . 25 чик 26, переводит единицу в следую щее положение и обеспечивает появление единичного потенциала на первом входе следующего- элемента И 29, на второй вход которого подается 30 единичный потенциал с выхода регистра 28. Единичный потенциал с выхода элемента И 29 поступает через элемент ИЛИ 32 и инвертор 27 и снимает единичный потенциал с вторых выходов элементов И 16 и 17, прекратив подачу тактовых импульсов.

Цикл повторяется сначала. Обучаемому предъявляется на опознание шесть стимулов, т,е. условия треки- 40 роВКН автоматически усложняются.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее блок предъявления учебной информации, блок задания эталонов, пульт обучаемого, блок задания времени, блок регистрации, 50 блок управления, блок .коммутации, элемент ЗАПРЕТ, элемент задержки, элемент ИЛИ, индикатор повторного ввода ответа и формирователь кодов ошибок, содержащий одновибраторы первой группы, входы которых подключены к выходам группы блока управления, одновибраторы второй группы, входы которых подключены к информа397

8 ционным выходам блока предъявления учебной информации и кольцевые сдвиговые регистры, информационные входы которых подключены соответственно к одновибраторам первой и второй групп, а сдвигающие входы, входы считывания блока предъявления учебной информации и пульта обучаембго управляющий вход блока задания эталонов и вход запуска блока задания времени подключены к первому вы ходу блока генераторов, второй выход которого подключен к тактовому входу блока предъявления учебной информации, управляющий вход которого соединен с выходом блока задания .этало нов, счетный вход которого соединен с выходом блока предъявления учебной ин- формации, информационные входы блока коммутации соединены с выходами группы блока задания эталонов и выходами первой и второй групп блока регистрации, первый выход блока коммутации соединен с информационным входом блока задания эталонов, второй выход — с управляющим входом элемента ЗАПРЕТ и входом готовности блока управления, а третий выход — с информационным входом элемента ЗАПРЕТ. выход которого подключен к индикатору повторного ввода ответа непосредственно и через элемент задержки, первый выход блока управления и выход элемента задержки подключены соответственно к первому и второму входам элемента ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом начальной установки блока задания времени и блока управления. выход блока задания временем подключен к управляющему входу пульта обучаемого, выходы которого соединены с информационными входами блока регистрации, выход которого .подключен к синхрони зирующему входу блока управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены индикатор режима работы, а формирователь кодов ошибок дополнительно содержит два элемента задержки, две группы элементов И, группу элементов

ИЛИ, RS-триггер, T-триггер, элемент

KIN и два элемента И, первые входы которых подключены соответственно к второму и третьему выходам блока коммутации, а вторые входы — к выхо» ду RS-триггера, S-вход которого и

14623

Составитель О.Болдырев

Редактор Л.Пчолинская Техред А.Кравчук Корректор.Л,Зайцева

Заказ 728/51 Тираж 470 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г.ужгород, ул. Гагарина,101

9 первый вход элемента ИЛИ формирова-. теля подключены к второму выходу блока управления, выход первого элемен-. та И подключен к второму входу элемен5 та ИЛИ формирователя, а выход второго элемента И подключен к управляющему входу блока коммутации, третьему входу эле.:мента ИЛИ формирователя и через пер:вый элемент задержки формирователя 1п, к R-входу RS-триггера, четвертый ,,: вход элемента ИЛИ формирователя че-! рез второй элемент задержки формиро1 .:вателя подключен к выходу элемента

1 ,: задержки, а выход подключен к входу 15 (iT -триггера, прямой выход которого подключен к входу индикатора режима

;:работы и первым входам элементов И ! !

97 10 первой группы, а обратный выход соединен с первыми входами элементов И второй группы, каждый выход кольце= вых сдвиговых регистров соединен с вторыми входами элементов И первой и второй групп, выход каждого элемента И первой группы начиная с пер= вого подключен к первому входу соответствующего элемента ИЛИ группы, выход каждого элемента И второй группы начиная с последнего подклю-чен к второму входу соответствующего элемента ИЛИ группы, выходы элементов ИЛИ группы подключены к информационным входам пульта обучаемого,