Способ производства подката полос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано при получении горячекатаных полос на широкополосных станах 5Х)рячей прокатки с последующей обработкой полос в непрерывных травильных агрегатах с изгибно-растяжной машиной. Целью изобретения является повышение качества полос путем нарушения сплошности окалины по ширине и дпине горячекатаных полос. Достигается это тем, что при обработке полос в изгибно-растяжной машине, расположенной в линии непрерывного травильного агрегата, величину степени деформации устанавливают в зависимости от величины неплоскостности и определяют из выражения. 2 ил. 1 табл. о (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) Al
P1) 4 В ?1 В 1/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
l(21) 4262185/23-02 (22) 12.05 .87 (46) 07.03.89. Бюп. Р 9 (71) Институт черной металлургии и Карагандинский металлургический комбинат . (72) А.А.Чмелев, Л.В.Тимошенко, В.Л.Мазур, Е.А.Бендер, А.П.Грищенко, В.И.Куликов и Н.В.Доян (53) 621.771.067(088,8) (56) Ноэ О. Влияние непрерывной изгибно-растяжкой правки на свойства полосы. N.: Металлургия. - Черные ме-:. таллы, 1971, )i 16, 5 августа, е. 15-24.
Сосковец О.H. и др. Улучшение механических свойств подката для производства жести. — Металлург, 1985, )i- 6, с. 36-37. 01евченко Л.А. и др. Влияние обрйИютки полосовой стали в иэгибнорастяжной машине на процесс травленич в НТА. М.: Металлургия (тем сб.
ИЧМ МЧМ СССР) . Прокатка широкополос" ной стали, 1985, с. 65-66.
- Изобретение относится к черной металлургии, в частности к листопрокатному производству, и может быть использовано при получении холоднока-, таных полос и жести, прокатываемых на непрерывных шарикополосных станах из горячекатаных полос (подката), прошедших предварительную обработку в непрерывном травильном агрегате с изгибно-растяжной машиной. (54) СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОДКАТА ПОЛОС (57) Изобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано при получении горячекатаных полос на широкополосных станах
1орячей прокатки с последующей обработкой полос в непрерывных травильных агрегатах с изгибно-растяжной машиной. Целью изобретения является повышение качества полос путем нарушения сплошности окалины по ширине и длине горячекатаных полос. Достигается это тем, что при обработке полос B изгибно-растяжной машине, расположенной в линии непрерывного травильного агрегата, величину степени деформации устанавливают в зависимости от величины неплоскостности и определяют из выражения. 2 ил. 1 табл.
Целью изобретения является повышение качества полос за счет более полного удаления окалины.
На фиг. 1 изображена зависимость, характеризующая процесс деформации в изгибно-растяжной машине при правке коробоватого или волнистого подка— та с нарушением сплошности окалины по всей ширине полосы заштрихованная область 2 показывает при какой
3 14633 степени деформации в изгибно-растяжной машине происходит нарушение сплошности окалины на участках полосы, имеющих отклонение от плоской формы
5 в зависимости от параметров неплоскостности; на фиг. 2 - схема неплоскостности участка полосы.
Способ осуществляют следующим образом. 10
Горячекатаные полосы подката, предназначенные для холодной прокатки, . поступают в линию непрерывного тра. вильного агрегата с иэгибно-растяжной !, : машиной, где производят их правку из- 15
" гибом с растяжением и удаляют окалину с поверхности. При обработке по:лос, не имеющих отклонений от плоской формы, степень деформации., в изгибно-растяжной машине устанавливают 20 минимальной и равной Е, . Такой деформ" мацки достаточно, чтобы нарушить сплошность окалины по всей ширине плоских полос. При. поступлении в об- . работку неплоских полос (волнистых 25 или коробоватых) производят замер параметров неплоскостности (амплитуды а и длины волны неплоскостности h ) и s зависимости от этих параметров .устанавливают требуемую степень дефор 30 мации в изгибно-растяжной машине в соответствии с выражением, полученным на основе экспериментальных данных в виде
f =Е,+E„ (1) 35 где E — экспериментальный коэффициент, зависящий от толщины полосы и диаметра правильного ролика (0,3 Г, с. О, 7); 40
Š— слагаемое, показывающее какой дополнительной деформации необходимо подвергнуть полосу в процессе правки, чтобы устранить неплоскост- 45 ность.
В частном случае неплоскостность полосы (фиг, 2), представленная в виде синусоиды, может быть решена в виде
%+Зю . а
L= — — — — —.
t (2) где 1. — длина параметра кривой, мм; . — длина волны неплоскостности, мм; а — амплитуда неплоскостности, MM
2 2 +29 6 а
1+
1) 100, где Е требуемая степень деформации при правке изгибом с растяжением, %; коэффициент,,зависящий от толщины полосы и диаметра правильных роликов (О,З E
«0,7), Х; амплитуда непло ско стности, мм; длина волны неплоскостности, ммф
Слагаемое (1). 100
1+29 6 а
7 +39,4 а показывает какой деформации необходимо подвергнуть полосу, чтобы устра- нить неплоскостность. При этом участки полосы (по ее ширине),имеющие отклонения от плоской формы, не деформйруются, а только выпрямляются,Дпя нарушения сплошности окалины на этих участках необходима дополнительная деформация, равная Я, . В лабораторных условиях образцы (вырезанные из подката) размером 30 к 200 мм (В s L) первоначально изгибают, а затем удлиняют (растяжением) на различную величину. Затем путем травления в .:.кислотном растворе с поверхности образцов удаляют окалину. Для качественного удаления окалины с поверхности плоских образцов достаточно деформации изгибом с растяжением, равной 0,30,77.. При этом для образцов толщиной
4-5 мм достаточно степени деформации
О,ЗХ, а для образцов толщиной .2,02,5 мм достаточно степени деформации
0,5-0,7Х. Такое различие в необходимой степени деформации объясняется тем, что при изгибе образцы с больней толщиной получают больную деформацию поверхностных слоев, что приводит к более интенсивному растресI киванию слоя окалины. Снижение деформации Е, 0,3 может не обеспечить достаточный уровень деформации дпя удаления окалины, а Е, > 0,7 может
59 4
Тогда дополнительная степень деформации определяется по зависимости
Е2 .(ь/% 1) 100 (3)
Совместное решение уравнений (1)(3) обеспечивает выражение следующего вида:
1463359
h ++229 6 а
1) 100, 35
45 где E
55 привести к повышению механических характеристик, ухудшив качество. Следовательно, в рамках предлагаемых граничных значений О, 3» Е, » О, 7 обеспечивается достаточно высокий уровень качества подката за счет полного удаления окалины. Обработка полос в изгибно-растяжной машине со степенью деформации меньшей, чем ло предлага- 10 емому способу, не обеспечивает полного нарушения сплошности окалины (фиг. 1, область 3).Увеличение степени деформации более, чем по предлагаемому способу, нецелесообразно, так как при 17 удлинения увеличивается предел текучести на 5 0-8,07 и твердость на 4-57. в сравнении с исходными их значениями (фиг. 1, область 1).
В качестве примера осуществления 20 способа рассмотрим проведение испы таний в условиях комбината, имеющего в линии непрерывного травильного агрегата (НТА) изгибно-растяжную машину (ИРМ). Полосы подката для жести получают на непрерывном широкополосном стане 1700 горячей прокатки. При обработке подката в HPN измеряют параметры неплоскостности а и > и устанавливают величину степени деформа- З0 ции в зависимости от величины неплоскостности в соответствии с уравнением
1де à — требуемая степень деформации при правке изгибом с растяжением, 7.;
E — коэффициент зависящий от толщины полосы и диаметра правильных роликов, 7. (О, 3-0,7); а — амплитуда неплоско стности, MM
9 — длина волны неплоскостности, мм.
В гроцессе исследований параметры неплоскостности а и 11 определяют при помощи специальной линейки. При автоматизации процесса правки возможно использование приборов (например, стрессометров) для косвенного определения параметров а и . Из сопоставительного анализа результатов экспериментов, представленных в таблице, следует, что при использовании известного способа с поверхности полос, кмеюших дефекты плоскостности, окалина полностью не удаляется и составляет l 3-1,87 объема исследуемой партии металла. Кроме того, не .устраняется полностью и неплоскостность подката. Использование предлагаемого способа существенно снижает количество отбракованного по дефектам
II tt окалина и повышает плоскостность полос, Однако черезмерное увеличение степени деформации в ИРМ приводит к образованию вторичной (наведенной) неллоскостности. Причем при правке исходного волнистого подката после его деформации в ИРМ :может образоваться дефект коробоватости, а при исходном коробоватом подкате — волнистость. Основной причиной этого является значительная неравномерность механических свойств из-за остаточных напряжений в металле и неравномерного износа гибочных роликов.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого способа состоит в том, что его применение повысит качество подката за счет более полного удаления окалины с его поверхности, а также обеспечит высокую плоскостность травленых полос.
Формул а из о брет ения
Способ производства подката полос, включающий горячую прокатку, деформацию подката при правке, последующее удаление окалины, о т л и ч а ю—
1U и и с я тем, что, с целью повышения качества полос путем более полного удаления окалины, величину степени деформации при правке определя- ют в зависимости от величины неплоскостности из выражения A +29 6.а
E. =E +(— — - — — — -1) 100 (1 а степень деформации лри правке изгибом с растяжением, Х; коэффициент, зависящий от толщины полосы и диаметра правильных роликов, Х (0,3» »Е,»0,7); длина волны неплоскостности, мм; амплитуда неплоскостности, мм.
14633$9
«Ч «Ч а л ьь
1 1
--o л а а ььI
CV «Ч л л ьь
I 1 ф а л л ььэомо
О, Ц ««! л
Е g О» Э
Мн! 1И
Е» Н Э Е»
Р.НХО о о х
О Х Э Х
muu уй р g
Р! о !
«! u е о
О е о
L ь со л л ь
I о х и
Э 3 I
Э О I ! PI E 3
5 х
И о
I
I о
И о< е х ж о о
И о
I
1 !
I о х
Ц О 1 о z э о
ВЕ Э !"„
О,о
Р\ Е» Д
3 о
E I
Э
Х I I
1 1
««!
1 I
Е»
Э cd х
t 1 1
1 !
1 1 I t t О «Ч л л а
1 1 I — C5 t л»» л
-сс
«») «Ч Ch л л л
--с
1 1 (".Ь « а л а
-ьь
k( о
И с с>
ch «»Ъ а л ь с х х
1 м
Е" ,1 ЭЖ I . «(1 Я л х
Э l ! «d
Э М
Ch Oi Ch л а л ьсс
1 1 1 л л а с ос О О О л а л ьсь
1 1 1
4 б л л а ььь
1 I
l
I
rn ci а»» л ььь
И «») а л л ьсс
I I
I I
Е О х о х ь
«»1 O л с
I ь ь л с с
«» ) ь л
C) ! ь
«Ч с л ь
«Г
«Ч с л ь
1 ь
«Ч
1 I ь
I «Ч ь а ь е о
Е
О О л
Е»
О о
Е
U х х
Ц о х
1 и х л х е ! О о о
«О Е ! л о е
1D и о о
О. Е о э х
I Л о е
e u о о
О, E о э
Х Р
I и л х
О
Е,оо
I «О E. и К;1:
u g
1 э о х х
О
«хЕ о
I .«C!
Ю Е о
U !»» о о
И О и
1 1
Ц Э»Б
О Ю
Э «»
1:! Э е Б ! ««! х
l Ж E
»!»
»!«
»Е чЭ«Ч« Ю«Ч»О л л а л л л ььь ььь
E E» 1 1 1
Э «d Э х х(E I 1 E I
Э Q) «d
Х 1хе Х! л
О о
Е
I х х ."г
Э
Е
0 о ,Я»
5
Й л
О о х о
Х х
3 ф х
1463359
ЮО
2,5 ZO ф с
1
b 15
4
1 ,, 1,0
1
004 а/М
Шиг. t
Составитель В.Васильева
Редактор А.Ворович Техред М.Ходанич
Корректор И.Муска
Заказ 766/11 Тираж 460 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина,101