Прицеп
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в прицепах. Целью, изобретения является повьшение надежности . Прицеп содержит установленный на кузове 1 поворотный круг 2, на котором -шарнирно закреплен опорный элемент 3, связанный с дышлом 5, шарнирно установленным на поворотном круге 2. Рессоры 6, несущие в средней части ось 7 колес 8, одними концами связаны с опорным элементом 3, а другими - шарнирно с поворотным кругом 2. При этом все указанные шарнирные соединения с поворотным кругом 2вьтолнены соосными. Кроме того, прицеп снабжен фиксатором опорного элемента 3 относительно поворотного круга 2. Прицеп может работать с тягачами, допускающими догружающие усилия на тяговосцепное устройство, и с тягачами, которые такой на грузки не допускают. В первом случае дышло 5 взаимодействует с опорным элементом 3. Во втором случае поворотный круг 2 соединяется с опорным элементом 3 посредством фиксатора, а дышло 5 свободно поворачивается относительно шарнира крепления его на поворотном круге 2. Тяговые и боковые усилия на дьйиле 5 передаются на поворотный круг 2, а опорный элемент 3разгружен от этих усилий и воспринимает только вертикальные нагрузки. 1 3 . п. ф-лы, 9 ил. СО Од &9
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ
РЕСПУБЛИН
1 ( (l
1 списочник изовгяткния
К АВТОРСКОМУ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4136658/27-11 (22) 20. 10. 86 (46) 07.03,89..Бюл. h 9 (71) Челябинский машиностроительный завод автомобильных и тракторных прицепов Производственного объединения "УралАЗ" (72) Б.P.Ïÿòèãîðñêèé-Теплицкий и Л.Д.Беккер (53) 629.114 ° 3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1013333, кл. В 62 D 63/06, 05.12.81. (54) ПРИЦЕП (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в прицепах. Целью изобретения является повышение надежности. Прицеп содержит установленный на кузове 1 поворотный круг 2, на котором шарнирно закреплен опорный элемент 3, связанный с дышлом 5, шарнирно установленным на поворотном круге 2. Рессоры 6, несущие в средЯ0 1463613 А1 (51)4 В 62 В 63/06, В 60 Г 11/000 ней части ось 7 колес 8, одними концами связаны с опорным элементом 3, а другими — шарнирно с поворотным кругом 2. При этом все указанные шарнирные соединения с поворотным кругом
2 выполнены соосными. Кроме того, прицеп снабжен фиксатором опорного элемента 3 относительно поворотного круга 2. Прицеп может работать с тягачами, допускающими догружающие усилия на тяговосцепное устройство, и с тягачами, которые такой нагрузки не допускают. В первом случае дышло
5 взаимодействует с опорным элементом 3. Во втором случае поворотный круг 2 соединяется с опорным элементом 3 посредством фиксатора, а
Щ дышло 5 свободно поворачивается относительно шарнира крепления его на поворотном круге 2. Тяговые и боко- ( вые усилия на дьйиле 5 передаются на поворотный круг 2, а опорный элемент
3 разгружен от этих усилий и воспринимает только вертикальные нагрузки.
1 з.п. ф-лы, 9 ил.
)аиЬ
1463613
Изобретение относится к транспорт,ному машиностроению и может быть использовано в прицепах транспортных средств.
Цель изобретения — повышение
5 надежности.
На фиг. 1 изображен прицеп для тягача, допускающего догружающее усилие на тяговосцепное устройство; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 " сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — прицеп для тягача, не допускающего догружающее усилие на тяговосцепное устройство; на фиг. 6— узел I на фиг. 5; на фиг. 7-9 — фазы поворота дышла при работе.
Прицеп содержит установленный на кузове 1 поворотный круг 2, на кото- 2О ром шарнирно одним концом закреплен опорный элемент 3, связанный через упор 4 с дьпплом 5> шарнирно установленным на поворотном круге 2. Рессоры 6, несущие в средней части ось 7 25 колес 8, одними концами связаны с опорным элементом 3, а.другими— шарнирно с поворотным кругом 2. При этом все указанные пгарнирные соединения с поворотным кругом 2 выполнены соосными.
Кроме того, прицеп снабжен съемным фиксатором 9 опорного элемента 3 относительно поворотного круга 2, а упор 4, связывающий опорный элемент 3 и дышло 5, выполнен съемным.
Прицеп работает следующим образом.
Прицеп может эксплуатироваться как с тягачами, допускающими догружающее — усилие на тяговосценное устройство, ®О так и с тягачами, которые такой нагрузки не допускают. В первом случает дышло 5 взаимодействует с опорным элементом 3 через упор 4. Во втором случае упор 4 снимается и нижняя рамка поворотного круга 2 соединяется с опорным элементом 3 посредством съемного фиксатора 9;
Догружающее усилие на тяговосцепо ное устройство тягача передается от колесной оси 7 через рессору 6, которая своим задним концом воздействует на опорный элемент 3, и далее на упор 4 дышла 5. Догружающее усилие передается до тех пор, пока существует контакт между упором 4 дышла 5 и поперечиной опорного элемента 3.
При горизонтальном положении дышла 5 (движение прицепа по ровной дороге) и повороте дышла 5 вверх (переезд через ямы и т ° п.) относительно шарнира крепления дышла 5 на нижней рамке поворотного круга 2 контакт между поперечиной опорного элемента 3 и упором 4 и, соответственно, величина догружающего усилия сохраняютс . При повороте вниз дышла 5 (переезд через бугры и т.п.) имеются три фазы поворота: первая — от горизонтального положения дышла 5 до упора рессоры 6 в ограничитель поворотного круга 2; вторая — от момента упора рессоры 6 в ограничитель поворотного круга 2 до начала отрыва упора 4 от поперечины опорного элемента 3; третья поворот дьппла 5 без передачи догружающего усилия на тяговосцепное устройство тягача.
Первая фаза поворота вниз дышла 5 проходит с одновременным поворотом опорного элемента 3 вверх до упора рессоры б в ограничитель поворотного круга 2, так как поперечина опорного элемента 3 находится в контакте с упором 4 дышла 5. В этой фазе колесная ось 7 перемещается вверх в пределах зазора между средней частью рессоры 6 и ограничителем поворотного круга 2, затем происходит блокировка колесной оси 7 от дальнейшего перемещения вверх относительно кузова 1 прицепа. Величина догружающего усилия в первой фазе поворота вниз дышла 5 сохраняется.
Вторая фаза поворота дышла 5 проходит при одновременном повороте опорного элемента 3 без вертикального перемещения вверх колесной оси 7 относительно кузова 1 прицепа, т,е. при заблокированной колесной оси 7, Контакт между поперечиной опорного элемента 3 и упором 4.дьппла 5 сохраняется, так как при заблокированной колесной оси 7 действие рессоры 6 на опорный элемент 3 продолжается, вызывая поворот опорного элемента 3 вверх. Величина догружающего усилия во второй фазе поворота дышла 5 постепенно уменьшается, так как рессора 6 в момент контакта с ограничителем поворотного круга 2, т,е. в момент блокировки колесной оси 7, деформирована нагрузкой от колесной оси 7 и при последующем повороте дышла 5 во второй фазе поворота постепенно разгружается, стремясь вернуться к исходному ненагруженному
1463613 состоянию относительно шарнира крепления рессоры 6 на нижней рамке поворотного круга 2. В момент, когда нагрузка от рессоры 6 на опорный элемент 3 равна нулю, заканчивается вторая фаза поворота.
Третья фаза поворота вниз дышла 5 проходит при заблокированной колесной оси 7 относительно кузова 1 прицепа без поворота опорного элемента 3 и без передачи догружающего усилия на тяговосцепное устройство тягача.
Зазор между упором 4 и поперечиной опорного элемента 3 при повороте дышла 5 соответственно увеличивается.
При эксплуатации прицепа с тягачами, которые не допускают вертикального догружающего усилия на тяговосцепное устройство, упор 4 снимается с дышла 5, а нижняя рамка поворотного круга 2 соединяется с опорным элементом 3 фиксатором 9. В результате дышло 5 свободно поворачивается вверх и вниз относительно шар,нира крепления дышла на нижней рамке поворотного круга 2. погружающее усилие на дышло 5 от опорного элемента 3 не передается, так как нижняя рамка поворотного круга 2 и опорный элемент 3 стали единой конструкцйей, воспринимающей нагрузку от .колесной оси 7 через рессору 6.
Тяговые и боковые усилия на дышле передаются на нижнюю рамку поворотного круга 2 через шарниры крепления дышла, т.е. узел взаимодействия pbBHJIB и опорного элемента 3 разгружен от тяговых и боковых усилий, при этом опорный элемент 3 также разгружен от 5 этих усилий .
Опорный элемент 3 воспринимает только вертикальные нагрузки от колесной оси 7 через рессору 6 за счет то1п го, что он независимо от дышла 5 шарнирно установлен на нижней рамке опорного круга 2.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Прицеп, содержащий установленный на кузове поворотный круг, на котором одним концом шарнирно закреплен опорный элемент, через упор связанный с дышлом, рессоры, в средней части несущие ось колес, а одними концами связанные с опорным элементом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, pbtllJIo
25 и другие концы рессор шарнирно связаны с поворотным кругом, причем все указанные шарнирные соединения с поворотным кругом выполнены соосными.
2. Прицеппоп. 1, отличаюдп. шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, он снабжен съемным фиксатором опор-. ного элемента относительно поворотного круга, а упор, связыва:.зщий опорный элемент и дупло, выполнен съемным.
1463613
1463613
1463613
Составитель M. Марков
Редактор Н. Тупица Техред JI.Îäèéíhtê Корректор В. Гирняк
Заказ 777/24 Тираж 480 Подписное
ВНИИПО Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, .Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101