Мотоцикл с приводом колеса боковой коляски

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к мотоцикл ос троению, в частности к приводам на заднее колесо мотоцикла и блокированного привода на колесо боковой коляски. Цель изобретения - улучшение эксплуатационньпс свойств путем повышения проходимости. Мотоцикл содержит картер с коробкой передач 2, ведущий элемент 3 выходного вала 4, котррый кинематически .связан с задним . колесом мотоцикла и колесом боковой коляски через вал привода и карданную передачу. По первому варианту выходной вал 4 коробки передач выполнен с возможностью дополнительной связи с валом привода 7 колеса боковой коляски посредством кулачковой :муфты, неподвижная полумуфта 9 которой выполнена заодно с ведущим эле- ;ментом, а подвижная управляемая полумуфта 10 установлена на валу привода 7,установленногосоосно выходному валу коробки передач. По второму варианту выходной вал 4 коробки передач дополнительно связан с валом привода колеса боковой коляски посредством цепной передачи, связываю щей звездочки, одна из которых установлена как одно целое с ведущим элементом 3, а другая свободно установлена на валу привода с возможностью ее взаимодействия с этим валом посредством кулачковой муфты, неподвижная полумуфта 9 которой выполнена за одно целое со звездочкой вала привода , на которьй. установлена подвижная управляемая полумуфта 10. По . , первому и второму вариантам управляемая кулачковая полумуфта 10 подпружинена навстречу рабочему перемещению . 3 з.п. ф-лы, 4 ил. гз i (Л Од СО Од ОД

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

r1PH ГКНТ СССР (21) 4084539/40-11; 4171296/40-11 (22) 30.06 ° 86 (46) 07.03.89. Бюл. У 9 (72) N.H.Øàëàãè, Б.В.Бурделов и Н.Е.Перерва (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1063691, кл. В 62 М 17/00, 1981. (54) МОТОЦИКЛ С ПРИВОДОМ КОЛЕСА

БОКОВОЙ КОЛЯСКИ ° (57) Изобретение относится к мотоциклостроению, в частности к приводам на заднее колесо мотоцикла и блокированного привода на колесо боковой коляски. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем повыпения проходимости. Мотоцикл содержит картер с коробкой передач 2, ведущий элемент 3 выходного вала 4, котррый кинематически .связан с задним колесом мотоцикла и колесом боковой коляски через вал привода и карданную передачу. По первому варианту выходной вал 4 коробки передач выполнен с возможностью дополнительной

„„Я0„„1463615 д (51) 4 В 62 М 17/00 связи с валом привода 7 колеса боковой коляски посредством кулачковой муфты, неподвижная полумуфта 9 которой выполнена заодно с ведущим элементом, а подвижная управляемая полумуфта 10 установлена на валу привода 7,установленного соосно выходному валу коробки передач. По второму варианту выходной вал 4 коробки передач дополнительно связан с валом привода колеса боковой коляски посредством цепной передачи, связььаю щей звездочки, одна из которых установлена как одно целое с ведущим элементом 3, а другая свободно установлена на валу привода с возможностью ее взаимодействия с этим валом 3 посредством кулачковой муфты, неподвижная полумуфта 9 которой выполнена II Ф за одно целое со звездочкой вала привода, на который. установлена подвижная управляемая полумуфта 10. По . . Я первому и второму вариантам управляемая кулачковая полумуфта 10 подпружинена навстречу рабочему перемещению. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

1463615

Изобретение относится к мотоцикло строению, в частности к приводам на заднее колесо мотоцикла и блокиро1 ванного привода на колесо боковой

5 коляски.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств за счет повышения проходимости.

На фиг. 1 схематично изображен 10 мотоцикл с боковой коляской, вид сверху; на фиг, 2 — узел I на фиг. 1; на фиг. 3 — мотоцикл,, другое исполнение; на фиг. 4 — узел II на фиг. 3.

Мотоцикл с боковой коляской 15 (фиг. 1) содержит картер 1 с коробкой

2 передач, ведупфй элемент 3 выход-! ного вала 4 коробки 2 передач кинематически связан цепной передачей 5

1 с задним колесом 6 мотоцикла. Вал 7 привода колеса 8 боковой коляски ( установлен в картере 1 соосио выходному валу 4. 3а одно целое с ведущим элементом 3 выполнена неподвижная кулачковая полумуфта 9, имеющая воз- 25 можность взаимодействия с подвижной управляющей кулачковой полумуфтой 10, подпружиненной упругим элементом 11 навстречу рабочему перемещению и установленной на шлицах:вала 7 привода. На несущем элементе 12 боковой коляски установлен ведомый вал 13, связанный карданной передачей 14 с валом 7 привода, а на ведомом валу

13 установлена звездочка 15, связанная цепной передачей 16 с колесом

8 боковой коляски. Управляемая полумуфта 10 связана вилкой 17 переключе

Яия, установленной на оси 18, с рычагом 19 управления, установленным 40 но оси 20.

Мотоцикл работает слецующим образом.

При приближении к участку тяжелой дороги или когда мотоцикл начнет бук- 45 совать водитель должен приложить усилие к рычагу 19 управления (фиг. 2), который, поворачиваясь на оси 20, воздействует на вилку 17, перемещая ее по оси 18 влево. Вилка

17 перемещает управляемую кулачковую полумуфту 10, которая, двигаясь по шлицам вала 7 привода, сжимает упру- гий элемент 11. Кулачки управляемой полумуфты вступают во взаимодействие

55 с кулачками неподвижной кулачковой полумуфты 9, выполненной за одно целое с ведущим элементом 3, установленном на выходном валу 4, при этом кулачковая муфта включается, ведущий элемент 3 и вал 7 привода блокируется. Приводной момент от ведущего элемента 3 цепной передачей 5 передается на заднее приводное. колесо 6 мотоцикла, а также через кулачковые полумуфты 9 и 10, вал 7 привода, карданную передачу 14, ведомый вал 13, звездочку 15, цепную передачу 16— на колесо 8 боковой коляски.

После преодоления участка тяжелой дороги при снятии нагрузки с рычага

19 переключения кулачковые полумуфты

9 и 10 автоматически, под действием упругого элемента 11, разомкнутся, тем самым произойдет отключение привода на колесо 8 боковой коляски.

Свойство автоматического отключения привода на колесо коляски при снятии усилия водителя на рычаг управления повышает безопасность мотоцикла.

При другом исполнении (фиг. Зи 4) вал 7 привода заменен валом 21 привода, установленным параллельно выходному валу 4 и связанным с ним цепной передачей 22, которая связывает звездочку 23, установленную как одно целое с ведущим элементом 3, и звездочку 24, установленную свободно на валу 21 привода. Неподвижная кулачковая полумуфта 9 выполнена за одно целое со звездочкой 24, а управляемая кулачковая полумуфта 10 установлена на шлицах вала 21 привода.

Мотоцикл в другом исполнении работает следующим образом.

При приближении к участку тяжелой дороги или когда мотоцикл начнет буксовать водитель должен приложить усилие к рычагу 19 управления, который, поворачиваясь на оси 20, перемещает вилку 17 по оси 18 влево. Вилка

17 перемещает управляемую кулачковую полумуфту 10, которая, двигаясь по шлицам вала 21 привода, сжимает упругии элемент 11. Кулачки управляемой полумуфты 10 вступают во взаимодействие с кулачками полумуфты 9, выполненной за одно целое со звездочкой 24, свободно установленной на валу 21 привода, при этом кулачковая муфта включается и ведущий элемент 3 блокируется с валом 21 привода. При— водной момент от ведущего элемента 3 цепной передачей 5 передается на заднее колесо 6 мотоцикла и посред1463615 ством звездочки 23, цепной передачи

22, звездочки 24, кулачковых полумуфт 9 и 10 вала 21 привода,карданной передачи 14, ведомого вала 13, звездочки 15 и цепной передачи 16на колесо 8 боковой коляски.

При снятии воздействия с рычага

19 управления полумуфты 9 и 10 автоматически размыкаются.

Автоматическое размыкание полумуфт можно осуществить и другим свособом, например, подпружинив рычаг 19 управления навстречу рабочему перемещению (не показано).

Расположение вала 21 привода относительно выходного вала 4 позволяет расширить компоновочные возможности привода, например расположить карданный вал в месте, где не мешает ноге водителя, или уменьшить угол его установки, что уменьшает нагрузки на карданную передачу.

При предлагаемом исполнении приводной момент передается к приводному колесу мотоцикла цепной передачей, а к колесу боковой коляски приводом, конечным элементом которого служит также цепная передача, что позволяет снизить неподрессоренную массу подвесок приводных колес и тем самым повысить комфортабельность мотоцикла с боковой коляской.

Формула изобретения

1. Мотоцикл с приводом колеса боковой коляски, содержащий двигатель, расположенный между передним и задним колесами мотоцикла, выполненный в едином корпусе с коробкой передач, выходной вал с ведущим 5 элементом которой размещен парал-. лельно осям колес, а ведущий элеме нт кинематически связан с задним колесом мотоцикла и размещен со стороны боковой коляски, колесо которой кинематически связано с валом привода, установленного в том же корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств за счет повышения проходимости, ведущий элемент выходного вала коробки передач связан с валом привода колеса боковой коляски через кулачковую муфту, неподвижная полумуфта которой связана с ведущим

2р элементом, а подвижная управляемая полумуфта установлена на валу при вода.

2. Мотоцикл по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повы25 шения безопасности, управляемая полумуфта подпружинена относительно неподвижной полумуфты.

3. Мотоцикл по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что вал привода

3р установлен соосно с выходным валом коробки передач, а неподвижная полу муфта выполнена за одно целое с ведущим элементом.

4. Мотоцикл по пп. t и 2, о т35 л и ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью увеличения полезного объема коляски мотоцикла, вал привода установлен параллельно выходному

«валу коробки передач.

Составитель С. Белоусько

Редактор Н. Тупица Техред Л.Олийнык Корректор Y„. Шароши

Заказ 777/24 Тираж 480 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

g оизводственно-издатепьский комбинат "Патент"„ r. Ужгород, ул.. Гагарина, 101 роизводс