Способ изготовления магнитопровода электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электромашиностроению и касается малоотходной технологии изготовления электрических машин. Целью изобретения является повышение качества путем исключения повреждения изоляции витков и упрошение технологии. Согласно изобретению , при изготовлении магнитопровода электрической машины осушествляют резку ленты на полосы различной ширины, штамповку зубцовой зоны, изготовление ярма и зубцовой зоны навивкой на ребро с образованием коаксиально расположенных цилиндров с винтовой поверхностью со стороны сочленения , соединение цилиндров между собой с образованием пакета магнитопровода, сжатие и скрепление последнего. При этом наружный диаметр внутреннего цилиндра выполняют менее внутреннего диаметра наружного цилиндра, перед соединением устанавливают внутренний цилиндр на оправку, располагают цилиндры таким образом, что выступы винтовой поверхности одного из них располагаются напротив впадин винтовой поверхности другого, соединение цилиндров производят последовательным обжатием внешнего цилиндра с приложением радиального усилия к наружной поверхности, а после соединения оправку удаляют. Изобретение позволяет упростить сборку и улучшить качество магнитопровода электрической машины . 3 3. п. ф-лы, 2 ил. «g (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬП ИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4115538/24-07 (22) 26.06.86 (46) 07.03.89. Бюл. № 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, опытно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) H. А. Морщаков (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1302378, кл. Н 02 К 1/06, 1984. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромашиностроению и касается малоотходной технологии изготовления электрических машин. Целью изобретения является повышение качества путем исключения повреждения изоляции витков и упрощение технологии. Согласно изобретению, при изготовлении магнитопровода электрической машины осуществляют резку лен1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромашиностроению, и касается технологии изготовления магнитопроводов электрических машин с составным ярмом, выполняемых по малоотходной технологии.

Целью изобретения является повышение качества путем исключения повреждений изоляции витков и упрощение технологии.

На фиг. 1 представлено соединение зубцовой зоны с ярмом; на фиг. 2 — ярмо статора, установленное на тонкостенную втулку (для магнитопроводов роторов положение зубцовых зон и ярма меняется местами по отношению к магнитопроводу статора).

„„SU ÄÄ 1464256 (511 4 Н 02 К 15/02 ты на полосы различной ширины, штамповку зубцовой зоны, изготовление ярма и зубцовой зоны навивкой на ребро с образованием коаксиально расположенных цилиндров с винтовой поверхностью со стороны сочленения, соединение цилиндров между собой с образованием пакета магнитопровода, сжатие и скрепление последнего. При этом наружный диаметр внутреннего цилиндра выполняют менее внутреннего диаметра наружного цилиндра, перед соединением устанавливают внутренний цилиндр на оправку, располагают цилиндры таким образом, что выступы винтовой поверхности одного из них располагаются напротив впадин винтовой поверхности другого, соединение цилиндров производят последовательным обжатием внешнего цилиндра с приложением радиального усилия к наружной поверхности, а после соединения оправку удаляют. Изобретение позволяет упростить сборку и улучшить качество магнитопровода электрической машины. 3 з. п. ф-лы, 2 ил. 2

Предлагаемое изобретение распространяется на магнитопроводы электрических машин, состоящие из витых на ребро двух коаксиальных цилиндров 1 и 2 (фиг. 1), один из которых является зубцовой зоной, а второй — ярмом (на фиг. 1 функцию зубцовой зоны выполняет цилиндр 1, а функцию ярма — цилиндр 2) . Прй этом коаксиальные цилиндры со стороны их сочленения имеют винтовые поверхности, выполненные известным способом, например удалением части металла, раскаткой, выполнением цилиндров по меньшей мере из двух параллельных витков различной высоты и др.

Согласно предлагаемому способу изготовления магнитопровода (например, стато1464256

1 3 ра) зубцовая зона и ярмо выполнены навивкой на ребро двух параллель»ых лент различной ширины, IlpH этом высокие витки 3 ярма 2 и высокие витки . зубцовой зонь. 1 образуют выступы, а низкие витки 5 ярма 2 и низкие витки 6 зубцовой зоны 1 образуют впадины винтовых поверхностей. На фиг. 1 и 2 коаксиальные цилиндры являются ярмом и зубцовой зоной.

Перед сочленением зубцовой зоны с ярмом (фиг. 1) ее устанавливают на оправку 7, а витки ярма 2, выполненные с номинальным диаметром (Р Рз), разжимают в специальном приспособлении, при котором внутренний его диаметр D больше диаметра зубцовой зоны Рь Ярмо 2 и зубцовую зону 1 располагают таким образом, чтобы выступы винтовой поверхности ярма располагались над впади«,ами винтовой поверхности зубцовой зоны. Затем, вращая одновременно в одну и ту же сторону ярма 2 и зубцовую зону 1, производим повитковую укладку выступов винтовой поверхности ярма и зубцовой зоны во впадины другой части пакета магнитопровода — зубцовой зоны и ярма, соответственно. После соединения ярма 2 и зубцовой зоны 1 витки 3 и 6, а также витки 4

|и 5 имеют общую поверхность касания (РЗ-D-,).

Для уменьшения радиальных зазоров. между витками ярма и зубцовой зоны мож но применять обкатное устройство 8 в виде ролика или иного инструмента. При этом 30 сочленяемые витки могут быть неподвижными, а укладку витков производят при помощи вращающегося относительно витков в тангенциальном направлении сбкатного ролика 8.

После обкатки витки ярма приобретают 35 окончательный диаметр Р ь Затем пакет

I магнитопровода, содержащий зубцовую зону

1 и ярмо 2, сжимается в осевом направлении до получения необходимого коэффициента заполнения пакета сталью и производится его скрепление известным способом, например сваркой, скобами и др. Для упрощения технологии соединения ярма с зубцовой зоной витки ярма можно установить на тонкостенную втулку 9 (фиг. 2), имеющую внутренний диаметр больше наружного диаметра внутреннего цилиндра (D ), при этом толщина втулки определяется ее прочностью и габаритом магнитопровода. Установленное на тонкостенную втулку 9 ярмо 2 приобре".ает ьнутренний диамегр боль це диаметра D 1 и в таком виде устанавливается 0 на зубцовую зону 1.

В процессе соединения ярма с зубцовой зоной тонкостенная втулка 9 вращается с витками ярма 2 на зубцовой зоне 1. При сочленении витки ярма 3 и 5 свободно сходят с тонкостенной втулки 9 и укладываются между витками зубцовой зоны 4 и 6. По мере укладки витков ярма 2 несвитая часть витков должна перемещаться в аксиальном направлении ближе к краю тонкостенной втулки 9.

Из-за различных диаметров витков ярма (Рз) и диаметра зубцовой зоны (D«) при одинаковых угловых частотах их вращения возможна деформация витков ярма при соединении ярма с зубцовой зоной. Для устранения этого явления радиальная частота вращения ярма должна быть меньше радиальной частоты вращения зубцовой зоны примерно на величину отношения диаметров Р1/Ds. Для случая, когда витки магнитопровода неподвижны и их укладка выполняется при помощи обкатного ролика 8, необходимо, чтобы несвитые части ярма и зубцовой зоны перемещались относительно друг друга в тангенциальном направлении на величину деформации витков охватывающего коаксиального цилиндра. В зависимости от формы и конструкции винтовых поверхностей зубцовая зона перед соединением с ярмом может иметь предварительное либо окончательное аксиальное сжатие. Предваритель»ое аксиальное сжатие зубцовой зоны должно быть таковым, чтобы межвитковое расстояние не превышало толщины витка ярма (обычно межвитковое расстояние принимается равным О,1 — 0,2 мм при толщине витков 0,5 мм) .

При предлагаемом способе сборки магни-.oïðîâîäа исключаются значительные тангенциальные перемещения витков ярма относительно витков зубцовой зоны, что сохраняет межвитковую изоляцию и не приводит и увеличенным потерям в стали магнитопровода. Кроме этого, предлагаемый способ сборки магнитопровода упрощает технологию изготовления благодаря упрощению приспособления для соединения ярма с зубцовой зоной.

Формула изобретекия

1. Способ изготовления магнитопровода электрической машины, включающий резку ленты на полосы различной ширины, штамповку зубцовой зоны, изготовление ярма и зубцовой зоны навивки полосы на ребро с образованием коаксиально расположенных цилиндров с винтовой поверхностью со стороны сочленения, соединение цилиндров между собой с образованием пакета магнитопровода, сжатие и скрепление пакета, отлича«ои«ийся тем, что, с целью повышения качества путем исключения повреждений изоляции витков и упрощения технологии, наружный диаметр внутреннего цилиндра выполняют менее внутреннего диаметра наружного цилиндра, перед соединением устанавливают внутренний цилиндр на оправку, располагают цилиндры таким образом, что выступы винтовой поверхности одного из цилиндров расположены напротив впадин винтовой поверхности другого цилиндра, соеди1464256

Составитель Т. Калашникова

Редактор Л. Гратилло Техред И. Верес Корректор A. Обручар

Заказ 726 56 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прп ГКНТ СССР

I I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4, 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород. ул. Гагарина. I 0 I нение их производят последовательным обжатием внешнего цилиндра с приложением радиального усилия к наружной поверхности, а после соединения оправку удаляют.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед соединением внутренний цилиндр предварительно аксиально сжимают.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что перед соединением наружный цилиндр устанавливают на тонкостенную втулку, внутренний диаметр которой больше наружного диаметра внутреннего цилиндра.

4. Способ по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что прн соединении несвитые части цилиндров перемещают одну относительно другой в тангенциальном направлении.