Вентильный индукторный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике , а именно к вентильным индукторным двигателям. Целью изобретения является улучшение энергетических и удельн х массогабаритных показателей. Статор индукторного двигателя выполнен из двух частей, охватывающих ротор с двух сторон и обращенных полюсами к его зубчатым поверхностям , а катушки обмоток возбуждения и якоря, одинаково расположенные на обеих частях статора и охватывающие по два полюса статора, соединены таким образом, что создаваемые одноименными катушками магнитные потоки пересекают ротор в направлении , перпендикулярном его зубчатым поверхностям. Кроме того, в данном вентильном электродвигателе исключен датчик положения ротора как самостоятельный элемент, а его функции выполняет дополнительная обмотка, -уложенная в пазы статора силовой части двигателя таким образом, что магнитный поток от одноименных катушек датчика одновременно входит в ротор или выходит из него. 3 ил. S (/)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
PECAlYEiËÈH (51)4 Н 02 К 29/06 р (р и ! г!;, МП Л:." ь -, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4284 136/24-07 (22) 13.07.87 (46) 07.03.89. Бюл. Р 9 (?2) А.В.Демагин, Л.А.Дмитриев, В.А.Зверев, Б.С.Зильберман и О.В.Солдатов (53) 621.313.2.92(088.8) (56) Патент Японии ll 50-39803, кл. 55 А 42, 1975.
Авторское свидетельство СССР
N! 1?57774, кл. Н 02 К 29/12, 1985. (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к вентильным индукторным двигателям. Целью изобретения является улучшение энергети-! ческих и удельнйх массогабаритных показателей, Статор индукторного двигателя выполнен иэ двух частей, охl
Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электродвигателям постоянного тока с полупроводниковыми коммутаторами, управляемыми датчиками углового положения ротора (ДПР), т.е. к вентильным электродвигателям (ВД), и может быть применено в качестве исполнительного электродвигателя. в автоматизированных электроприводах.
Целью изобретения является повы- ° шение энергетических и удельных массогабаритных показателей.
На фиг. 1 показана развертка статора ротора электромеханического преобразователя, в торцовом исполнении на фиг. ?. — конструкция злектромехани„,Я0„„464264 А 1 ватывающих ротор с двух сторон и обращенных полюсами к его зубчатым поверхностям, а катушки обмоток возбужду дения и якоря, одинаково расположенные на обеих частях статора и охватывающие по два полюса статора, соединены таким образом, что создаваемые одноименными катушками магнитные потоки пересекают ротор в направлении, перпендикулярном его зубчатым поверхностям. Кроме того, в данном вентильном электродвигателе исключен датчик положения ротора как самостоятельный элемент, а его функции выполняет дополнительная обмотка, уложенная в пазы статора силовой части двигателя таким образом, что магнитный поток от одноименных катушек датчика одновременно входит в ротор или выходит из него. 3 ил. ческого преобразователя на фиг, 3 схема силовых обмоток электромеханического преобразователя ДПР.
Электромеханический преобразова,тель содержит ротор и статор с паза ми 1. В пазах статора, состоящего из двух частей 2 и 3 с зубчатыми полюсами 4, уложены катушки 5 обмотки возбуждения (О"I, 0"Г") и обмотки яко(А/ Х, В! У, С1 К, А!!Х!! В!!У!!, С"Z") силовой части, катушки обмотки возбуждения (о,f,,о"f") и выходных обмоток (а х, Ь у, с к,, а"х", Ь" ", с!!х!!) ДПР.
ВД работает следующим образом.
При подаче на обмотку возбуждения
ДПР переменного напряжения высокой
3 14 частоты магнитные потоки, создаваемые катушками этой обмотки, охватывающими по два полюса, сцепляются с катушками выходных обмоток ДПР каждая иэ которых охватывает также по два по люса. В результате этого в катушках выходных обмоток навсдятся ЭДС взаимоиндукции, амплитуды которых при вращении ротора изменяются в соответ" ствии с изменением магниткой проводи-! мости воздушного зазора между полюсами статора и ротором. Такое соединение обмоток силовой части и.катушек
:информационной части ДПР исключает .индуктивную связь между обмотками этих частей и обеспечивает периодическое изменение модулированных ЭДС выходных обмоток ДПР сдвинутых отно(2 сительно друг друга на фазовый угол
1 2Г/3 эл.град. и имеющих нулевое значение при повороте ротора на каждую половину зубцового деления ротора с ( изменением после каждого такого нулевого значения фазы напряжения несу щей частоты Т эл .град. Полученная сис тема трехфазных ЭДС несет в себе ин1 формацию об угловом положении ротора
ВД. При подключении обмотки возбуждения силовой части к источнику пос1 тоянного напряжения, а обмотки якоря, силовой части — к выходу полупроводникового .коммутатора, токи в фазах ,изменяются в соответствии с изменением. угла поворота ротора, создавая вращающий момент. Расположение и сое- . динение катушек обмоток силовой и информационной частей согласно фиг. 3 обеспечивает нулевое значение угла цлуальной установки ДПР.
При коммутации якорных обмоток суммарная ЭДС,трансформируемая в сиг1 нальные обмотки, равна нулю, поскольку ЭДС катушек, расположенных на раз64264 4 ных половинах статора, направлены встречно.
Таким образом, суммарная ЭДС высокой частоты, наводимая в обмотках электромеханического преобразователя, равна нулю,,т,е. обеспечивается отсутствие электромагнитной связи между информационными и силовыми цепями.
Ф ор мул а и з о бр е т е ни я
Вентильный индукторный электродвигатель, содержащий электромехани:ческий преобразователь с безобмоточным зубчатым ротором, на зубчатых полюсах магнитопровода которого расположены обмотка возбуждения и трехфазная обмотка якоря, датчик углового положения ротора, выполненный в виде первичной однофазной и вторичной многофазной обмоток, расположенных на магнитопроводе статора, и электронный коммутатор, управляющие цепи которого связаны с выходом датчика положения ротора, о т л и ч а ю—
2В шийся ° тем, что, с целью улучшения энергетических и удельных массогабаритных показателей электродвигателя путем функционально- конструктивного совмещения силовой и информационной частей, его статор выполнен из двух частей, расположенных с двух сторон ротора и обращенных полюсами к его двум зубчатым поверхностям,. одноименные катушки возбуждения и яко.ря одинаково расположены на обоих
35 частях статора, соединены согласно, первичная обмотка и трехфазная вторичная обмотка датчика .углового поло- с жения ротора выполнены из катушек
40 одинаково уложенных в тех же пазах статора двух его частей, в которых расположены обмотки возбуждения и обмотки якоря электродвигателя, и соединены между собой встречно.
1464264
tug 2 с Iraqi a
Составитель А.Санталов
Редактор А.Ворович Техред М.Дидык Корректор О. Кравцова
Заказ 831/57 Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101