Электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных приводах металлообрабатывающих станков. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения прогиба и нагрузки на опоры элемента поступательного перемещения. Электропривод содержит магнитопров.оды 1 и 2 статора с обмотками 3 и 4, ярма 5 17 кольцевые постоянные магниты 7 и магнитопроводы 13 и 14 и элемент поступательного перемещения. Магнитопроводы вьтолнены в виде цилиндров с когтеобразными выступами, образующими чередующиеся полюса. Магнитопроводы 1 и 2 с обмотками 3 и 4 и магнитами 7 и 8 образуют синхронные электродвигатели, роторами которых являются магнитопроводы 13 и 14. При замыкании магнитного потока от магнитов 7 и 8 через магнитопров.оды 13 и 14 и элемент 17 образуются электромагнитные пары винт-гайка, что позволяет получить электродвигатель вращательного и поступательного движения . Вращающие моменты и силы магнитного тяжения, действующие со стороны роторов на элемент 17, взаимно компенсируются, что приводят к разгрузке опор элемента и устранению его прогиба. 1 ил. S (Л
42 5 А2
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (51) 4 Н 02 К 41/0?
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
74
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1410215 (21) 3990137/?4-07 (22) 17. 12.85 (46) 07.03.89. Бюл. ¹ 9 (71) Казанский авиационный институт им. А.Н.Туполева (72) А.Ю.Афанасьев и З,A.Íàñûðîâ (53) 6? 1. 313 . 282 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1410215, кл. Н 02 К 41/03, 04.11..85.
1 (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных приводах металлообрабатывающих станков. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения прогиба и нагрузки на опоры элемента поступательного перемещения. Электропривод содержит магнитопроводы 1 и 2 статора с обмотками 3 и 4, ярма 5 и 6 статоров, кольцевые постоянные магниты 7 и 8, магнитопроводы 13 и 14 и элемент 17 поступательного перемещения ° Магнитопроводы выполнены в виде цилиндров с когтеобразными выступами, образующими чередующиеся полюса. Магнитопроводы 1 и 2 с обмотками 3 и 4 и магнитами 7 и 8 образуют синхронные электродвигатели, роторами которых являются магнитопроводы 13 и 14. При замыкании магнитного потока от магнитов 7 и 8 через магнитопроводы 13 и
14 и элемент 17 образуются электромагнитные пары винт-гайка, что позволяет получить электродвигатель вращательного и поступательного движения. Вращающие моменты и силы магнитного тяжения, действующие со стороны роторов на элемент 17, взаимно компенсируются, что приводит к разгрузке опор элемента и устранению его прогиба . 1 ил .
1464265
Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано в прецизионных приводах подач металлообрабатывающих станков и является усовершенствованием изобретения по авт. св. N 1410215.
Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения прогиба и нагрузки на опоры элемента 10 поступательного перемещения, На чертеже показан электродвигатель, общий вид, разрез.
Электродвигатель содержит шихто, ванный магнитопровод t внешнего ста- 15 тора, шихтованный магнитопровод ? дополнительного статора, обмотку 3 внешнего якоря, обмотку 4 внутреннего якоря, ярмо 5 внешнего статора, .,ярмо 6 дополнительного статора, коль- 20 (! цевые постоянные внешние и внутренние магниты 7 и 8, подшипниковые щи — . ты 9, подшипники 10, внешний вал 11, внутренний вал 12, магнитопроводы
13 внешнего ротора, магнитопроводы 25
14 дополнительных роторов, немагнит ную втулку 15 внешних роторов, немагI нитную втулку 16 дополнительных ро. торов элемент 17 поступательного пе(! ремещения (направляющие не показаны) 30 и подшипники 18. Внешние постоянные ( магниты 7 намагничены радиально и противоположно, внутренние постоян- ные магниты 8 намагничены аналогично.
Между ними и роторами 13 и 14 имеются малые паразитиые зазоры. Втулки
15 и 16 объединяют роторы 13 и 14.
Последние имеют форму полых цилиндров с клювообразными выступами, обращенными к магнитопроводам 1 и 2 стато- 10 ров и образующими черецующиеся разноимЖные полюса, Между роторами 13 и
14 и элементом 17 поступательного перемещения имеются малые рабочие зазоры, обеспечивающие бесконтактность 45 хода элемента 17.
На внутренней поверхности роторов
13 и на внешней поверхности элемента
17 поступательного перемещения выполнена правая (либо левая) резьба с одинаковым шагом, на внутренней поверхности элемента 17 поступательного перемещения и на вшнешей поверх ности роторов 14 выполнена левая (либо правая) резьба с тем же шагом.
Большая часть магнитного патока постоянных магнитов замыкается по цепи постоянный магнит 7 — ротор 13 элемент 17 поступательного движения ротор 14 — постоянный магнит 8 — ярмо 6 статора.и далее по аналогичной цепи до ярма 5 статора. Часть магнитного потока постоянных магнитов 7 и
8 соответственно замыкается по цепям постоянный магнит 7 — ротор 13 клювообразные полюсы — магнитопровод
1 статора — ярмо 5 статора и постоянный магнит 8 — ротор 14 — клювообразные полюсы — магнитопровод 2 статора — ярмо б статора.
Электродвигатель работает следующим образом.
При питании обмоток 3 и 4 многофазной системой напряжений возникают вращающиеся магнитные поля, вращающие роторы в противоположных направлениях с одинаковыми частотами. При этом резьбы роторов 13 и 14 смещаются относительно резьб элемента 17 поступательного перемещения в одну сторону, возникают осевые усилия, под действием которых элемент 17 поступательного перемещения перемещается так, что магнитные проводимости между ним и роторами 13 и 14 максимальньг. . Вращающие моменты, действующие со стороны роторов на элемент
17 поступательного перемещения, взаимно компенсируются, что уменьшает трение в направляющих элемента поступательного перемещения и повышает плавность хода, а также иадежность.
Силы магнитного тяжения, действующие на элемент 17 со стороны роторов и статоров, направлены в сторону компенсации друг друга. Это приводит к разгрузке опор элемента поступательного перемещения и устраняет его прогиб, -что также повышает надежность электродвигателя.
Формула и з о б р е т е ни я
Электродвигатель по авт. св.
Ф 14102t5, о т л и ч а,ю шийся тем, что с целью повышения надежности путем уменьшения прогиба и нагрузки на опоры элемента поступательного перемещения, он снабжен дополнительным статором и дополнительным ротором, аналогичными основным, размещенными внутри элемента поступательного перемещения, выполненного полым с винтовой резьбой на его внутренней поверхности с тем же шагом и ходом, что и на его внешней поверхности, причем винтовая резьба на внут3
1464265 4 ренней поверхности элемента поступа- верхности дополнительных роторов вытельного перемещения и на внешней по- полнена с зазором.
Составитель В.Лавров
Редактор В.Петраш Техред Х.Дидык Корр ектор В. Гир ня к
Заказ 831/57 Тираж 645 Подписное а ° а
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðoä, ул. Гагарина,101