Устройство для соединения вала турбобура с колонной бурильных труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к бурению сквалсин. Цель - повышение эксплуатационной н адежности работы. Устр-во содержит корпус I, полумуфту 10 и захват 9. Последний установлен в корпусе с возможностью передачи вращения от. полумуфты 10 к корпусу 1, Устр-во имеет направлякяцую 6, выполненную в виде втулки, установленной в корпусе 1, крестовину 5 с закрепленным на ней штоком П. Он расположен во внутренней полости захвата 9. На полумуфте 10 выполнена кольцевая проточка F. На верхней торцовой поверхности захвата 9 выполнены отверс тия С для прохода промывочной жидкос- :ги. На внутренней боковой поверхности направляющей 6 выполнены дополнительные проходные, пазы G. В верхней части корпуса 1 установлен фильтр 4. Создают циркуляцию промывочной жидкости через отверстия С, которая далее по кольцевому зазору между корпусом 1 и захватом 9 поступает на турбобур. На валу последнего возникает момент, который через полумуфту 10, захват 9, направляющую 6 переда ется на корпус I и далее на бурипьные трубы. Удержание захвата 9 в верхнем положении обеспечивается силами трения захвата 9 об многогранные поверхности направляющей 6. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (О 4 О) сл сд ISD 00 Фиг.1
СОКИ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 E 21 В 4/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОЩЮ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В ГОВОРЯ
63 1 7
А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
AO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ fHHT СССР
{21) 4218145/23-03 (22) 20.01.87 (46) 15.03.89. Бюл. У 1О (75) Н.В,Петрук, А.Я.Глушаков, П.Ф.Федоренко и М.Г,Горобец (53) 622.243.92.05(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 29 1027, кл. Е 21 В 4/00, 1969.
Авторское свидетельство СССР
II 949 153, кл. E 21 В 4/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛА
ТУРБОБУРА С КОЛОННОЙ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ
{57) Изобретение относится к бурению скважин. Цель - повышение эксплуатационной надежности работы. Устр-во содержит корпус I, полумуфту 10 и захват 9. Последний установлен в корпусе с возможностью передачи вращения от. полумуфты 10 к корпусу 1, Устр-во имеет направляющую.б, выпол ненную в виде втулки, установленной в корпусе 1; крестовину 5 с закреп-.ленным на ней штоком II. Он расположен во внутренней полости захвата 9;
На . олумуфте 10 выпОлнеиа кольцевая проточка F. На верхней торцовой поверхности захвата 9 выполнены отверс- .тия С для прохода промывочной жидкос- ти. На внутренней боковой поверхности направляющей 6 выполнены дополни .. тельные проходяще пазы G. В верхней части корпуса .1 установлен фильтр 4.
Создают циркуляцию промывочной жидкости через отверстия С, которая далее по кольцевому зазору между корпусом 1 и захватом 9 поступает на турбобур. На валу последнего возникает момент, который через полуму4 ту .
10, захват 9, направляющую б переда ется на корпус 1 и далее на буриль-: ные трубы. Удержание захвата 9 в..80„„1 65523 А1 верхнем положении обеспечивается силами трения захвата 9 об многогранные поверхности направляющей 6.
1 s.ï. ф"лы, 3 ил.
1465523
Изобретение относится к бурению скважин, а именно к забойным двигателям.
Целью изобретения является повыше5 ние эксплуатационной надежности работы устройства.
На фиг.I изображено устройство для соединения вала турбобура в выключенном положении; на фиг.2 — сече- 10 ние А-А на фиг.1; на фиг.3 — сечение
Б-Б на фиг.1.
Устройство содержит корпус 1, внутри которого с помощью переводни" ка 2 закреплен пакет, состоящий из установочного кольца 3 фильтра 4,. крестовины 5, направляющей 6, выполненной в виде втулки, и упорного кольца 7.
Корпус при помощи резьбы соеди" няется с переводником 8 секции турбобура. Наружные диаметры деталей пакета выполнены с возможностью перемещения относительно их посадочного места в корпусе 1 по подвижной посад-25 ке. Внутренняя поверхность направляю( щей б выполнена в форме правильного ( многоугольника.
Захват 9 верхней частью подвижно сопряжен с направляющей б, а своей 30 нижней частью с внутренней поверхностью в форме правильного многоугольника подвижно сопрягается {в случае стопорения) с адекватной поверхностью верхней части полумуфты
10 вала секции, при этом на верхней торцовой поверхности захвата 9 выпол" иены отверстия С для прохода промывочной жидкости.
На штоке 11, закрепленном в крестовине 5, установлена пружина 12„ которая воздействует на захват 9, перемещает его вверх (при отсутствии циркуляции промывочной жидкости) до упора в крестовину 5. . 45
Полумуфта 10 верхней секции аналогично известным полумуфтам турбобуров закрепляет пакет деталей на
;валу и в верхней части имеет многогранную поверхность D для соединения . с захватом 9, ниже указанной поверхности имеется кольцевая проточка F ,для возможности вращения полумуфты при посадке. захвата 9 вниз ° На внутренней боковой поверхности направляющей выполнены дополнительные проходные пазы С, открывающиеся тогда, когда захват 9 находится в крайнем нижнем положении.
В захвате 9 имеется цилиндрическая расточка Е для свободного враще" ния многогранной поверхности полу" муфты при посадке захвата вниз.
Фильтр 4 предупреждает расклинку подвижного захвата 9 в корпусе 1 крупными частицами, случайно попавшими в промывочную жидкость.
Устройство работает следующим образом.
В статическом положении при отсут" ствии циркуляции захват 9 пружиной
12 поджимается вверх. Незначительный проворот вала турбобура приведет к совмещению соединяемых поверхностей
D захвата 9 и полумуфты 10. Под действием пружины 12 захват 9 переместится вверх до упора в крестовину 5.
В этом положении вал зафиксирован относительно корпуса, т.е, соединены жестко бурильные трубы с валом турбобура.
При создании циркуляции промывочная жилкость через отверстия С захвата и далее по кольцевому зазору между корпусом 1 и захватом 9 поступает на турбобур.
Ввиду того„ что движение жидкости в устройстве и турбобуре начинается одновременно, создание циркуляции мгновенно приводит к возникновению момента на валу турбобура, который через полумуфту 10, подвижный захват
9 и направляющую 6 передается на корпус 1 и далее на бурильные трубы.
При этом удержание захвата в верхнем положении, т.е. в положении, при котором вал зафиксирован, обеспечивается силами трения подвижного захвата 9 об сопрягаемые многогранные поверхности направляющей 6 и полумуфты 10.
Усилие удержания (силы трения) во много раз превосходит гидравлическое усилие циркулирующей жидкости на перемещение подвижного захвата вниз °
Так как проработка сужений ствола скважины и приработка нового долота производятся на пониженных осевых нагрузках на долото, то момент, развиваемый турбобуром на тормозном ре" жиме, больше необхолимого момента для проворота долота. В этом случае размыкание вала не происходит и выполнение этих операций производится
1465523 з вращением бурильного инструмента ротором.
Рассоединение вала турбобура на забое производят следующим образом.
Приподняв инструмент от забоя,. турбобур запускается или его запускают принятым способом, 10 Риг.2
Составитель А.Хромин
Редактор А.Лежнина Техред А.Кравчук Корректор В.Гирняк
Заказ 917/31 Тираж 514 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Гагарина,101
После приработки долота плавно увеличивают нагрузку до величины, когда момент для вращения долота (без учета потерь на трение колонны бурильных труб о стенки скважины) выравняется с моментом, при котором турбобур должен был бы остановиться.
В этом случае подвижный захват 9 разгружается от восприятия вращающего момента турбобура и под действием гидравлического усилия, преодолевая сопротивление пружины 12, опускается до посадки на упорное кольцо 7. Открываются дополнительные проходные пазы G. Вал турбобура освобождается.
Формула изобретения
1. Устройство для соединения вала турбобура с колонной бурильных труб, 5 включающее корпус, полумуфту и захват, установленный в корпусе с воэможностью передачи вращения от полумуфты к корпусу, о т л и ч а ю щ е е" с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности работы, оно снабжено направляющей, выполненной в виде втулки, установленной в корпусе, крестовиной с закрепленным на ней штоком, расположенным во внутренней полости захвата, при этом на полумуфте выполнена кольцевая проточка, на верхней торцовой поверхности захвата выполнены отверстия для прохода промывочной жидкости, а на внутренней боковой поверхности направляющей — дополнительные проходные пазы.
2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено фильтром, установленным в верх25. ней части корпуса.