Способ закрепления полимерной втулки в металлической обойме подшипника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть но при изготовлении подийотников скольжения. Цель - повышение надежности закрепления. До установки втулки в обойму на втулке и на внутренней поверхности неталлической обоймы выполняют основную винтовую нарезку с прямолинейной образующей. На виутренней поверхности обоймы вьтолняют дополнительную винтовую нарезку обратного направления и меньшего шага. У торцов обоймы со стороны внутреннего диаметра выполняют канавки диаметром большим внешнего диаметра основной винтовой нарезки. Канавки соединяют ,.с внешней иэилиндрической поверхностью обоймы сквозными радиальными отверстиями, расширяющимися к внешнему диаметру обоймы. По.сле установки втулки в обойму производят двустороннее осевое прессование втулки до заполнения полимером всего свободного объема обоймы подшипника. Надежное закрепление полимерной втулки в металлической обойме достигается благодаря вьтолнения винтовых нарезок разного направления, а также канавок и радиальных отверстий в обойме. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. л Ф (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„465649 (51)4 F 16 С 33/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ:СВИДЕТЕЛЬСТВУ

k ь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ.СССР (21) 4?04873/31-27 (?2) 02.03.87 (46) 15.03.89. Бюл, У 10 (71) Куйбышевский авиационный институт им, акад. С.П.Королева (72) А.В.Терещенко и И.В.Веснин (53) 62 1.822. 1(088 . 8) (56) Авторское свидетельство СССР

М - 64 1.189, кл . Р 16 С 27!О?, 1977. (54) СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ

ВТУЛКИ В МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ОБОЙМЕ ПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено при изготовлении подиапников скольжения. Цель — повышение надежности закрепления. До установки втул. ки в обойму на втулке и на внутренней поверхности металлической обоймы выполняют. основную винтовую нарезку с прямолинейной образующей. На внут!

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено при изготовлении подшилников скольжения.

Целью изобретения является повышение надежности закрепления полимерной втулки в металлической обойме подшипника.

На фиг. 1 изображена полимерная втулка, ввинченная в металлическую обойму и установленная с последней в пресс-форму; на фиг. 2 — то же, после осевого прессования; на .фиг.З— развертка металлической обоймы с ,левой и правой многозаходными прямоугольными винтовыми нарезками.. ренней поверхности обоймы выполняют дополнительную винтовую нарезку обратного направления и меньшего шага.

У торцов обоймы со стороны внутреннего диаметра выполняют канавки диаметром большим внешнего диаметра основной винтовой нарезки. Канавки соединяют. с внешней цилиндрической поверхностью обоймы сквозными радиальными отверстиями, расширяющимися к внешнему диаметру обоймы, После установки втулки в обойму производят двустороннее осевое лрессование втулки до заполнения полимером всего свободного объема обоймы подшипника. Надежное закрепление полимерной втулки в металлической обойме достигается благодаря выполнения винтовых нарезок разного направления, а также канавок и радиальных отверстий в обойме. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Способ закрепления полимерной втулки в металлической обойме подшипника заключается в следующем. ДЪ

В корпус 1 пресс-формы устанавливают металлическую обойму 2 подшипни". ка скольжения. Предварительно на обойме 2 и втулке 3 до установки последней в обойму 2 выполняют основ« ную винтовую нарезку с прямоугольной образующей. На внутренней поверхности 4 обоймы выполняют дополнительную винтовую нарезку S обратного направления, например, .в виде треугольной резьбы. При этом на винтовых выступах внутренней поверхности обоймы

4 должно уменьшаться не менее двух ны 9.

На внутренней поверхности металлической обоймы 2 могут выполняться винтовые нарезки также разного направления, ио одинакового диаметра и типа. При этом обе нарезки должны быть многозаходными. В этом случае при пересечении витков многозаходных винтовых нарезок, например.прямоугольных, на внутренней поверхности обой- 25 мы 2 получаются выпуклости 10 (фиг.

3) ромбовидного типа.

Далее весь комплект (фиг. 1) помещают в печь и нагревают его до тем пературы размягчения полимера. Для 30 неплавящихся полимеров, таких как

I фторопласт, фенилон, эта температу. ра равна 300-360 С. После прогрева всего комплекта (фиг. 1) в печи его устанавливают на пресс и производят

, двустороннее осевое нрессование, причем создают такое усилие прессования, .чтобы обеспечить заполнение полимером всех пустот (фиг. !) между втулкой 3 и обоймой ?, в том числе кана- 40 вок 6 и радиальных отверстий 7 (фиг.

2). Затем пресс-форму разбирают: из ее корпуса 1 выталкивают шток 8, пуансоны 9 и комплект обойма 2 — втулка

3. Далее полученную заготовку подшип- 45 ника скольжения механически обрабатывают — удаляют остатки полимера с. .торцов.

При наличии на обойме 2 винтовых нарезок разного направления сначала выполняют дополнительную винтовую нарезку 5, а затем основную 4 . При такой последовательности легко обеспечивается ввиичивание полимерной втулки 3 в обойму 2.

Согласно предлагаемому способу глубина основной винтовой нарезки

4 в обойме 2 больше глубины дополнительной винтовой нарезки 5. Винтовые

55 з 146564 витков левой винтовой нарезки 5. У торцов обоймы 2 со стороны внутреннего диаметра протачивают канавки 6, диаметр которых больше внешнего диаметра правой прямоугольной резьбы.

Канавки 6 соединяют с внешней цилиндрической поверхностью обоймы 2 сквозными радиальными отверстиями 7 с расширением их сечения (диаметра) к внешнему диаметру обоймы 2. Затем устанавливают втулку 3 в обойму 2.

Во втулку 3 вставляют центральный шток 8 и с обеих сторон пресс-формы

1 в ее корпус 1 устанавливают пуансо9

4 нарезки обоих направлений 4 и 5 могут быть выполнены и одинаковой глубины, но при этом они обязательно должны быть многозаходнымн. При этом при пересечении винтовых нарезок разного направления на внутренней поверхности обоймы ? получаются ромбовидные выступы 10.

Таким образом, после осевого прессования (фиг. 2) полимер заполняет все пустоты (фиг. 1) между обоймой

2 и втулкой 3 °

Наличие винтовых нарезок 4 и 5 обеспечивает повышенную в несколько раэ площадь взаимного контакта между втулкой 3 и обоймой 2, а следователь-.. но, во много раз большую силу трения между обоймой 2 и втулкой 3, что . очень важно для исключения проворота: втулки 3 в обойме ? ..при работающем подшипнике. Винтовые нарезки 4 и

5 разного направления сами по себе надежно препятствуют вывинчиванию втулки 3 из обоймы 2 при работающем подшипнике вследствие эатекания полимера при прессовании (фиг. 2) во все впадины между винтовыми выступами винтовых нарезок 4 и 5.

Таким образом, .создаются условия для надежного закрепления полимерной втулки 3 в металлической обойме 2 независимо от направления вращения вала подшипника.

Вывинчиванию втулки 3 иэ обоймы

2 ..препятствуют также дискообразные участки полимера, заполняющего канавки 6 (фиг. 1,2), которые выполняют роль стопорных колец — предотвращают осевое смещение полимерной втулки

3 относительно обоймы 2.

Отверстия 7 (фиг. 1,2) с расширяющимся сечением к внешнему диаметру обоймы 2 еще более надежно фиксируют полимерную втулку 3 в металлической обойме ?. При остывании полимера после двустороннего осевого прессования (фиг. 2) происходит его термическая усадка, но полимер, находящийся в области раззенковки отверстий 7, препятствует усадке, Вследствие этого полимер в канавках 6 находится в напряженном состоянии. Это повышает надежность закрепления полимерной втулки 3 в метАллической обойме 2.

В случае применения плавящихся полимеров, например капрона, полиамида, металлическая обойма 2 с винтовыми нарезками 4 и 5 разного направле5 1465649 6 ния, канавками 6 и отверстиями 7 мо- ренней поверхности обоймы выполняют жет быть заполнена как размягченным дополнительную винтовую нарезку обполимером, так и его расплавом. ратного направления и меньшего шага, Прочность закрепления полимерной далее у торцов обоймы со стороны

5 втулки в металлической обойме предла- внутреннего диаметра выполняют канавгаемым способом по сравнению с изве - ки диаметром больше внешнего диаметстным повышается ввиду наличия на ра основной винтовой нарезки, соевнутренней поверхности обоймы винто- диняют их с внешней цилиндрической по вых нарезок разного направления, ка- 1О поверхностью обоймы сквозными радинавок у торцов и отверстий, соединяю- альными отверстиями, расширяющимися щих их с внешней поверхностью обой- к внешнему диаметру обоймы, а после мы, кроме того увеличивается срок . установки втулки в обойму произвослужбы подшипника. дят двустороннее осевое прессование

15 втулки до заполнения полимером всего

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я свободного объема обоймы подшипника.

1. Способ закрепления полимерной 2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю- . втулки в металлической обойме под- шийся тем, что сначала на внутшипника, включающий установку втул- ренней поверхности обоймы выполняют ки в обойму, о т л и ч а ю щ.и и с я 20 дополнительную винтовую нарезку меньтем, что, с целью повышения надеж- шего шага, ности закрепления, до установки втул- 3. Способ по п. 1, о т л и ч а юки в обойму на втулке и обойме вы- шийся тем, что винтовые нарезки полняют основную винтовую нарезку с . обоймы разного направления выполняют прямолинейной образующей, а на внут- " миогозаходными.

1 (-) 5649 й7

Составитель Т.Хромова

Редактор Л.Веселовская Техред Л.Сердюкова Корректор В И.Васильева

Заказ 928/38 Тираж 698 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина,101