Способ определения вертикальной структуры поля течения на ходу судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения вертикальной структуры поля течения на ходу судна. Способ заключается в том, что измерительный кабель 2 буксируют по криволинейной траектории с нулевым углом рысканья, например, с помощью батиплана благодаря соответствугацим управляющим сигналам, поступающим на элементы ориентации по кабелю с буксирующего судна 1. При этом через заданные промежутки времени в трех точках траектории измеряют глубину, углы крена, дифферента и составляюпще вектора скорости обтекания концевого кабеля. Горизонтальные составляющие реактора скорости течения, одна из которых параллельна , а другая перпендикулярна курсу судна, вычисляют по системе уравнений, включающих измеренные параметры . 1 ил. С (Л
СаОЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ К
РЕСПУБЛИК
„,Я0„„1465771 (51)4 G 01 P 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
:В»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
Я) ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
flPH ГННТ СССР
Й АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬС ГВУ (21) 3986446/24-10 (22) 09.12.85 (46) 15.03.89. Бюл. У 10 (71) Морской гидрофизический институт АН УССР (72) С.Г.Буйнов и В.А.Райский (53) 532.574(088.8) (56) Руководство по гидрологическим работам в океанах и морях, Л.: Гидрометеоиздат, 1977.
Авторское свидетельство СССР9 1026057, кл. G 01 P 5/00, 1980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ ПОЛЯ ТЕЧЕНИЯ .НА ХОДУ СУДНА (57) Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения вертикальной структуры ноля течения на ходу судна. Способ заключается в том, что измерительный кабель 2 буксируют по криволинейной траектории с нулевым углом рысканья, например, с помощью батиплана благодаря соответствующим управляющим сигналам, поступающим на элементы ориентации по кабелю с буксирующего судна 1. При этом через заданные промежутки времени в трех точках траектории измеряют глубину, углы крена, дифферента и составляющие вектора скорости обтекания концевого кабеля.
Горизонтальные составляющие реактора скорости течения, одна из которых параллельна, а другая перпендикулярна курсу судна, вычисляют по системе уравнений, включающих измеренные параметры. 1 ил. Vg
«»Вю
1465771
Ь р-1coos s1 - ++++ Ь и+ оз п+ т ,ь- 1
Чт
Э
3 (2) " Ча, h (Yï Yh
CCOS S4„ (Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения поля течения в водоемах.
Цель изобретения - увеличение пространственно-временного разрешения
5 измерений.
На чертеже показан принцип определения вертикальной структуры течения по ходу судна (приведены три последовательных положения п-1, п, n+1 судна 1, буксирующего в диаметральной
° плоскости судна измеритепьный кабель 2).
Судно t движется с постоянной скоl ростью. При этом с помощью управляемого устройства обеспечивается движение концевой части 3 кабеля по криволинейной траектории. В процессе движения осуществляется измерение глубины погружения, углов крена и дифферента концевой части кабеля, а также скоростей ее обтекания в плоскостях крена и дифферента. 25
at Ч,„„-(Y„-Y„„)ахти„
Тн dt cosd где V, 7 - величина нормальных сос- . е 40 тавляющих вектора скорости обтекания концевой части кабеля в плоскостях дифферента и крена на глубине Y в положениях п-1, и,, n+1 соответственно.
Определение вертикальной структуры поля течения может быть осуществлено, например, с помощью управляемого батиплана, оборудованного дат- 5О чиками глубины н скорости в направлениях продольной и поперечной осей.
Ватиплан обеспечивает буксировку кабеля по криволинейной траектории в диаметральной ппоскости судна с 55 нулевым углом рыскания. В выбранных
1 точках траектории через одинаковые интервалы времени производят измереНа чертеже приняты следующие обозначения: а - направление нормальной составляющей скорости обтекания концевой части кабеля в плоскости дифферента; V — собственная скорость судна; 1 - расстояние между концевой частью и точкой закрепления кабеля, Х и о — координаты и углы дифферента концевой части кабеля (в каждом из указанных трех положений); Ч т„среднее значение компоненты вектора горизонтальной скорости течения, параллельной курсу судна. При этом у значения углов крена концевой части кабеля; fit - интервал времени между измерениями в каждом из указанных положений; Ч1- — среднее значение компоненты вектора горизонтальной скорости течения, поперечный курсу судна (не показана).
Как следует из геометрических построений, при сохранении средних скоростей течения и судна в процессе измерений
1 з а .Я т ух
Чсэ (1) dt Ча „, -(Ypz -7„)s>n n,,соэ 0 p-i ния и, используя полученные данные, вычисляют горизонтальные составляющие вектора скорости течения в соответсТВНН с уравнениями (1-3) . Если скорость судна измерена в неподвижной системе координат, например, относительно дна, то и полученная по уравнениям (1-3) вертикальная структура течения соответствует той же неподвижной системе координат.
Формула из о бр ет ения
Способ определения вертикальной структуры поля течения на ходу судна, заключающийся в буксировании с постоянной скоростью измерительного кабеля, измерении глубины его погружения и наклона, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения ripoстранственно-временного разрешения, 3 1465771
4 буксировку кабеля осуществляют в ди- чения нормальных составляющих скоаметральной плоскости судна, а двн- Ростей ее обтекания в плоскостях крежение концевой части кабеля — по кри» на и дифферента, а компоненты вектоволинейной траектории, в трех точках Ра горизонтальной скорости течения, траектории через равные интервалы . параллельную Ч „и перпендикулярную
5 времени измеряют углы крена и диф- Ч-г курсу судна, определяют на осноферента концевой части, а также зна- вайии следующей системы уравнений:
)8 Да у1 Д Г с4, ф)
<х у. соз („
câ
ЧЬ " +ЧЬ-"оз л+ЧЬ .+ со «еь., Чт =
Ll t Ча Yp- q Yq) s + h 1 -у -2 Д -у + Д -y„„ в+
cos А.
dt ° V „(Y> „) sin d„
cos drl где
Составитель А. Кузенков
Редактор И. Касарда Техред Л.Олийнык - Корректор О. Кравцова
Заказ 938/44 Тираж 788 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
Чс - собственная скорость судна; 25
Y e )" - значения глубины, угла дифферента и крена концевой части кабеля;
V,Vg — величины нормальных сосок seKTopa OKo . ЗО рости ее обтекания в плоскостях дифферента и крена (в положениях п-1, и, п+1 соответственно);
bt — интервал времени между измерениями в каядом из указанных положений;
1 — расстояние между концевой частью и точкой закрепления кабеля.