Управляющее устройство гидравлическим аккумулятором энергии транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть иснользовано на машинах, использующих в комбинированной силовой установке гидравлический аккумулятор энергии. Цель
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 В 60 К 41/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А STOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
27
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4290735/31-11 (22) 27.07.87 (46) 23.03.89. Бюл. № 11 (71) Институт механики машин АН ГССР (72) Т. В. Хухуни и Г. И. Шаишмелашвили (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 743903, кл. В 60 К 41/28, 1980.
ÄÄSUÄÄ 1466965 А1 (54) УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
ГИДРАВЛИЧЕСКИМ АККУМУЛЯТОРОМ
ЭНЕРГИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на машинах, использующих в комбинированной силовой установке гидравлический аккумулятор энергии. Цель
1466965 изобретения — повышенис эффективности транспортного средства при разгоне и торможении путем использования энергии гидроаккумулятора. Устройство содержит обратимую регулируемую гидромашину 1 с приводом 2 от трансмиссии 3 транспортного средства 4, гидроаккумулятор 15, бак 7 для рабочей жидкости, два гидроцилиндра 18 и 35, снабженных золотниками и связанных при помощи двухплечих рычагов 20 и 41 с вспомогательными гидроцилиндрами
23 и 44 и педалями 21 и 42 тормоза и акселератора. При нажатии на педаль тормоза двуплечий рычаг, упираясь в шток поршня первого вспомогательного гидроци1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на машинах, содержащих в комбинированной силовой установке гидравлический аккумулятор энергии.
Цель изобретения — повышение эффективности транспортного средства при разгоне и торможении путем использования энергии гидроаккумулятора.
На фиг. показана схема устройства; на фиг. 2 — разрез А — -А на фиг. 1.
Устройство содержит обратимую регулируемую гидромашину 1 с приводом 2 от трансмиссии 3 транспортного средства 4.
С помощью трубопровода 5 через обратный клапан 6 гидромашина 1 соединена с баком 7 для рабочей жидкости, а трубопроводом 8 -- с отверстием 9, выполненным в корпусе двухпозиционного золотника 10.
Золотник 10 имеет егце два отверстия 11 и 2. Отверстие 11 соединено при помощи трубопровода 13 с баком 7 для рабочеи жидкости, а отверстие 12 трубопроводом 4 соединено с гидроаккумулятором 15.
В первом положении отверстие 12 закрыто пояском плунжера 16, а отверстия 9 и 11 открыты. Плунжер 16, имеющий посередине кольцевую проточку, жестко связан одной стороной с соосно расположенным штоком поршня 17 первого гидроцилиндра 18 и подпружинен второй стороной в осевом направлении пружиной !9 (для удержания в нейтральном положении) внутри корпуса золотника 10. Второй конец штока поршня 17 шарнирно связан с верхним концом двуплечего рычага 20, выполненного с возможностью взаимодействия своей средней частью с педалью 21 тормоза. Нижний конец двуплечего рычага 20 взаимодействует со штоком поршня 22 первого вспомогател ьного гидроцил и цдра 23.
В корпусе первого гндроцилиндра 18 выполнен канал, соединяющий отсекаемые поршнем 17 рабочие полости через перепускной клапан 24.
40 линдра, переместит поршень первого гидроцилиндра и жестко связанный с ним плунжер золотника вправо, что приведет к нагнетанию рабочей жидкости из гидромашины в гидроаккумулятор и одновременному торможению транспортного средства. При нажатии на педаль акселератора вправо переместятся поршень второго гидроцилиндра и жестко связанный с ним плунжер золотника, что приведет к нагнетанию жидкости из гидроаккумулятора в полость гидромашины, которая будет работать в режиме и развивать дополнительный крутящий момент на ведущих колесах транспортного средства, ускоряя его. 2 ил, 2
Полости первого гидроцилиндра 18 через перепускной клапан 24 и канал 25 соединены между собой. Надпоршневая полость перепускного клапана 24 подключена к трубопроводу 14, соединяющему двухпозиционный золотник 10 с гидроаккумулятором 15.
Двуплечий рычаг 20 свободным концом взаимодействует со штоком поршня 22 первого вспомогательного гидроцилиндра 23, снабженного перепускным клапаном 26, подпоршневая полость которого соединена с трубопроводом 14. Полости первого вспомогательного гидроцилиндра 23 соединены между собой каналом 27, имеющим перепускной клапан 26 с пружиной 28. Пружина 29, упирающаяся в корпус 30 устройства. удерживает поршень 22 в начальном положении. Гидроаккумулятор 15 через обратный клапан 31 и труоопровод 32 соединеll с баком 7. Трубопроводом 33 гпдроаккумулятор соединен с надпоршневой олостью перепускного клапана 34, размещенного в корпусе второго гидроцилиндра 35, с подпоршневой полостью перепускного клапана 36 и с отверстием 37, выполненным в корпусе золотника 38, в первом положении закрытом пояском плунжера 39. Плунжер 39 жестко связан со штоком поршня 40 второго гидроцилиндра 35, причем шток поршня 40 шарнирно связан с двуплечим рычагом 41, выполненным с возможностью взаимодействия с педалью 42 акселератора и штоком поршня 43 второго вспомогательно о гидроцилиндра 44.
Поршни 17, 22, 40 и 43 гидроцилин kров имеют сквозные отверстия 45, снабженные клапаном 46 (фиг. 2). Полость золотника 38 трубопроводом 47 связана с трубопроводом 5. Пружина 48 удерживаег плунжер 39 в исходном положении.
При торможении транспортного сре ьства устройство работает следующим образом.
Если давление масла в гидроаккумуляторе таково, что перепускной клапан 24 открыт, а перепускной клапан 26 закрыт, 1466965 то при нажатии на педаль 21 тормоза двуплечий рычаг 20, упираясь олнич концом в шток поршня 22, перемещает поршень 17 вправо, при этом раоочая жидкость из правой полости гилроцилинлра 18 перетекает через открытый перепускной клапан 24 и канал 25 в левую полость. Связанный со штоком поршня 17 плунжер 16 золотника 10, сжимая пру жину 19, перемещается вправо. При этом закрывается отверстие 11 и открывается отверстие 2. Рабочая жидкость из обратимой гидроман)ины поступает пол давлением в гидроаккумулятор 15, и олновременно осу!цествляется торчожение транспортного средства. С возрастанием давления в гидроаккумуляторе начинает открываться перепускной клапан 26 и закрываться перепускной клапан 24, а также может происходить одновременное переме)цение поршней 17 и 22, т. е. торможение осуществляется как гидравлическим аккумулятором, так и непосредственно тормозами.
При повышении давления перепускной клапан 24 полностью закрывается, а перепускной клапан 26 открывается. Поршень
17 не может уже перемещаться вправо, и торможение осуществляется только тормозной системой. При отпускании педали 21 пружина 19 или 29 (или обе олновременно) возвращает поршень 17 или 22 в исходное положенис, так как клапан 46 нри этом открывается и масло через отверстия 45 перетекает из левой полости в правую.
При превышении давления выше установленногo абра-
При разгоне транспортного срелства волитель нажимает на педаль 42 акселератора. (!ри этом, если давление в гилроаккумуляторе 15 таково, что перепускной клапан 34 закрыт, а перепускнои клапан 36 открыт, перемещаются вправо поршень 40 и связанный с ним плунжер 39 лвухпозиционногo золотника 38. Открывается отверстис 37, и жидкость из гидроаккумулятора (5 по трубопроводам 33 и 47 пОл, давлением поступает в гидромяшину 1, которая работает в режиме гилромотора, и через привод 2 и трансмиссию 3 перелает момент на ведущие колеса, сообщая дополнительное ускорение транспортному средству. С уменынением давления в гидроа ккумул яторе открывается перепускной клапан 34 и закрывается перепускной клапан 36. Постепенно вступает в работу поршень 43, кинематически связанный с приволом дроссельной заслонки. При полностью открыточ перепускном клапане 34 и закрытом псрепускноч клапане 36 работает только порп!снь 43, обеспечивая поступлениес Tollë H BB в лвигатсл ь внутрен не!0 сгорания Tpa)iciiopTlioro средства. (Рор.!!у In нзо()рстснп» среднеи частьlo î11)H — " тор))ознои пе (алью, лругой с пела IBK) яксслсряTOP 3 li C E3000:)Н»! >1 0 KOH IJ i) (I H, В3)) И М» I(lli Tвующими с полнружиненными относитслы!о
Ii0PII) CЯ УCTPO IICTBB Ill TOKЯ >I H I)0 P HI H(й В<. НOмогатсльных ги ipollHлинлров, причсч B корпусе всех четырех гилроцилинлров выполнен ы ка нал ы, с I3R3 hl Bil K) III H(> чсрсз нсрспускные K1BIIHI ы раоочне но,iocTH, образоВЯННЫС HOP!IIHH)IH, HРИ Э!ОМ ЛВХ".>ПозпниопIlbIH 30, !Отннк li<. pB0! 0 и ц)оци. 1 инлр(1, ИМЕЮ!ЦИИ TPH I H;IPO,IH)lilH, СОСЛИНСH H(. ÐBOH п)лролинисй с баком лля ра(и) !с и ?KH»кости, Вгорой гилро,)инисй - с напорной чягистралью ГJIë )0)IàlHè Hû, трстьс и ги.)роли-! шей — с гилрояккучулятором, с на,нгорн)HeBoé частью нсрсп <скноп) клапана нсрвогo гнлроци IHH.Tpi) и с но (норнн!(Вой частью псрспускного клапана первого Вснo >!ОГi)TP..I ЫIОГО H 1РОЦ)1. I H Н (Pd, I)P И>)Е >1 В II<> PВО >1 НО. 1ОЖ(>il IIH 11ЕР ВЯ Я И ВТОР Я Я I H. I PO, l Hнии iOeтинень! >)сжлу сооой, Tpcòüÿ 1 H,)pÎ1иния нсрекрыпг;I пояском Hi)i HiK(ря )вуx
НО 31111 liO)i НОГО 3031 01 н И К)1, ВО BTOpO)1 1!О, 10женин вторая Нлролиния соелинсня с трсTheÉ, нс рвая закрыта пояском 11 lх нж(. р;)
ЛВ > ХПОЗИЦИОН))ОГО 30,10TH!IÊ(), ЛВ > ХП03ИЦИОННЫ и 30 IOTH H К ВТОРОГО ГН TPOH Ii, !И Н,ЛРЯ, И М(>К)щий лве ги,)!)Олинии. (Ос:IHH(> нсрной гилролинисй со сливной ))я!.и 1 pi).)ьK) ги l ромашины и Ic ðeз обр ITHBIII клапан с ()i)K0)1 лля ряоочсй ж;< )кости, второй I Hлроли55
Управляющее устройство п!дравличсским аккуму.)ятором энергии транспортного средства солержащес корпус, обратимую п!лро"0 машину, связанную при помощи приво lil с трансмиссией и ведущими колесами транспортного cp(лсT 3Я, бак для рабочей жи 1 кОсти, Ги:(рОякк м >л ятор, 3010тни ки, Нс ла Ih тормоза и нслял ь акселератора, (g от.)инаюи ((с» теч, ITo, с целью повын!ения эффективности тра!Гснортного срелства при разгоне и торможении путем использования энергии гнлроаккумуляторя, OHO снаб?кено лву))Я лгуплсчими рычагами, лвуМЯ I>С ПО >)ОГЯT<> !ЬH Ы. >!И ГИЛРОII H. I H НЛPЯ >! II, 20 имекнцими поршни сo штокачи, и лв) мя и!лроцилинлрачи с лвухнозиционными 30лот)1 и ка м и, В корпуса х кОтор ы. ; pÿ3 ì(>H(ell ы
Г1,1унж phl, H)ICIOII(ие КО, IhllC ÂÛ2 нрОТО )КИ В срслнсй их части, олной стороной жестко
СВяЗЯННЫЕ С СООСНО раСПОЛОжс ННЫМИ IHTO качи 110piH!I(I H,(роци,1инлров и второй стороной полпруж н!снныс внутри KOpllhc» B осевоч направл HHH, нричсм своболныс конLib! штоков поршней HI;IpHHpHo сс)ели нсны
КОН ЦЯ М И )В > НГ)Е>Н!. > Р Ь)Ч Я ОВ, Bhl 11O, i li(H30 ных с B03)10?!(HO(1 ьк) Вза!1 >1О.цсй< ГВиЯ <. ВОси!
466965
Составитель А. Вар<яков
Ре:<актор О. !Орковецкая 1екред И. Вере« Корректор М. Пожо
Заказ I I04/l5 Тираж 527 !!однисное
ВНИИГ1И Гос<д<>рстве>«<ого комитета ио изобретениям и открытиям ири KHT ССГ.Р
I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наг>., д. 4!5
Пр<>изводствешк>-издательский комбинат «Г!атент>ь г. Ужгород, ул. Гагарина, l01 нией с подпорш невой частью перепускного клапана второго гидроцилиндра, с надпоршневой частью перепускного клапана второго вспомогательного гидроцилиндра и с гидроаккумулятором, гидролиния которого через обратный клапан соединена с баком для рабочей жидкости, причем в первом положении вторая гидролиния закрыта пояском плунжера двухпозиционного золотника, первая гидролиния соединена с баком для рабочей жидкости и со сливной магистралью гидромашины, во втором положении первая и вторая гидролинии соединены между собой.