Способ оценки склонности моторных топлив к лакои нагарообразованию
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтехимии , в частности к оценке склонности моторных топлив к лакои нагарообразованию. Ilejfb - повьшение точности оценки, сокращение времени и снижение трудоемкости испытания. Оценку ведут по массе отложений, образующихся на нагреваемом материале, путем подачи топлива в капельно-жидком состоянии в воздух камеры сгорания при атмос- i ферном давлении с последующим нагревом , испарением, воспламенением и горением капли топлива. Воздух подают в камеру сгорания нагретым до температуры заряда двигателя внутреннего сгорания, а каплю нагревают, испаряют , воспламеняют, сжигают во время ее свободного падения. С целью повышения надежности испытаний интервал времени подачи капель равен времени ее свободного падения. з.п. ф-лы, .7 ил. , 3 табл. ш (Л
„„SU„„14675
СО}03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 N 33/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4190222/31-04 (22) 10. 11. 86 (46) 23.03.89. Бюл. Р 11 (72) А.С.Сафонов и Ю.М.Пименов (53) 543.82(088.8) (56) Методы оценки эксплуатационных свойств реактивных топлив и смазочных материалов. Сборник статей под ред,Б.Д.Залога, 1966, с.5-17.
Химия и технология топлив и масел, 1960, Р 12, с.58 — 63. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ К ЛАКО- И НАГАРООБРАЗОВАНИЮ (57) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к оценке склонности моторных топлив к лака- и нагарообразованию. ЦеЛь — повьппение точности
Изобретение относится к методам испытания нефтепродуктов и может быть использовано для оценки лако- и нагарообразующей способности моторных топлив в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организаци. ях, занимающихся разработкой и приме-. нением моторных топлив °
Цель изобретения — разработка лабораторного способа, позволяющего с высокой точностью и достоверностью, моделируя температурные условия камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания (КС ДВС), оценивать пако- и на гарообразующую способность моторных . топлив с учетом Влияния различных физико-химических и эксплуатационных оценки, сокращение времени и снижение трудоемкости испытания. Оценку ведут
:по массе отложений, образующихся на нагреваемом материале, путем подачи топлива в капельно-жидком состоянии в воздух камеры сгорания при атмосферном давлении с последующим нагревом, испарением, воспламенением и горением капли топлива. Воздух подают в камеру сгорания нагретым до температуры заряда двигателя внутреннего сгорания, а каплю нагревают, испаряют, воспламеняют, сжигают во время ее свободного падения. С целью повышения надежности испытаний интервал времени подачи капель равен времени ее свободного падения. 1 э.п. ф-лы, .7 ил,, 3 табл.
2 факторов, сократив при этом время и снизив трудоемкость испытаний.
На фиг. 1 показана схема, реализующая предлагаемый способ. 3
Способ осуществляют следующим об- Ql разом. СР
Топливо из емкости 1 через дозатор Я, )
2 отдельными, свободно падающими каплями подают в кварцевую трубку 3 с . нагревателем 4, имеющим окно 5 для, наблюдения. В стакане 6, нагреваемом нагревателем 7, снабженным окном 8 для наблюдения, топливо попадает на пластину 9 из исследуемого материала.
Воздух внутри кварцевой трубки 3 нагревают до температуры рабочего заряда ДВС, и капля, пролетая в трубке, нагревается, испаряется, сзмовоспламеняется и начинает сгорать. В стаказ
14675 не 6 и на пластине 9 со=дают температуру выбранного элемента КС ДВС. На пластине 9 заканчивается горение капли топлива и, в случае неполнога сга—
/ рания, остаются отложения лака и/или нагара. Очередную каплю топлива подают с интервалом, равным времени свободного падения капли.
Воздух, необходимый для процесса 10 сгорания, подают в установленном количестве блоком 10. Питание нагревателей 4 и 7 осуществляют источником
11, а управление температурным режи--. мом в кварцевой трубке 3, стакане 6 и на пластине 9 — блоком 12 автоматики. Склонность топлива к лака- и нагарообразованию на выбранном для опыта материале оценивают па приращению массы пластины 9. 20
На фиг."-4 показаны зависимости массы отложений на пластинах от материала пла=;.:-, температуры и коэффициента избытка воздуха.
Приняты следующие обозначения: m " -25 масса отложений на пластинах; Т, температура пластины 9 (выбранного элемента КС ДВС); Т z — температура воздуха в кварцевой трубке 3 (òåìïåpa ypa рабочего заряда ДВС); с(— коэффициент избытка воздуха.
Иасса топлива (топливо Л по ГОСТ
305-82}, взятага цля одного опыта, составляет 5 10 кг. Время одного испытания 20 мин. В качестве материала пластин выбраны алюминий, медь и стекло.
На фиг.2 представлены зависимости массы отложений .на пластинах из различного материала от температуры Т,.
При понижении температуры Т ат 400 до 250 С количество отложений на всех пластинах резко возрастает. Это объ.ясняется тем, чта чем ниже температура Т, тем менее завершенными ста" новятся термоакислительные превращения попавшего на пластины несгоревшего топлива; отложения типа нагара сменяются лакоподобными, имеющими большую массу. Различный наклон кривых к оси температур объясняется различной каталитической активностью материала пластин.
На фиг.3 зависимость массы.отло-. .жений на пластине из стекла от температуры Т при постоянной температу- ре Т имеет выраженный максимум при
1 о. температуре Т = 450 С. Это объясняется тем, что при температуре нюке
09
450 С капли топлива sa время свободного падения не успевают претерпеть глубоких термаокислительных превращений, в результате чего образуются жидкие продукты окисления, которые частично испаряются и частично стекают с пластины и уносятся с отработавшими газами. Аналогичное явление наблюдается в недостаточно прогретом двигателе или в двигателе с неотре" гулированнай системой охлаждения, часть несгоревшего топлива стекает в картер через зазор поршневое кольцостенка цилиндра, а часть выбрасывается с отработавшими rаэами.
На фиг.4 показана, чта при выбранных температурах Т, = 300 С и о
Т = 500 С максимум отложений на стеклянных пластинах наблюдается при
1,0. С ростом Ы до = 1,4 избыток ваэцуха г.ривадит к почти полному сгоранию топлива, При а меньше И =0,9 также происходит резкое снижение количества отложений, но уже по причине испарения и стекания с пластины несгоревшего топлива.
Сравнительные данные условий, режимов и разрешающей способности предлагаемого и известного способов приведены в табл.1.
Зависимость массы отложений образцов топлив разного химического состава ат температур газовой среды, поверхности канструкцианного материала, коэффициента избытка воздуха, конструкцианнаго материала приведена в табл.2.
Вид зависимостей массы отложений от различных факторов, показанных в табл,2, представлен на фиг,5-7.
На фиг.5 представлена зависимость массы отложений образцов топлив раз- ного химического састава от температуры газовой среды Т . 0 — топливо
Л-02-40 по ГОСТ 305-82; а - топливо
Л плюс 25% толуола. Температура поверхности конструкционного материала
300 С, коэффициент избытка воздуха
1,0," конструкционный материал — стекло.
На фиг,6 представлена зависимость массы отложений образцов топлив разного химического состава от коэффициента избытка воздуха Ы: 0 — топливо
Л-02-40 по ГОСТ 305-82; . 0- топливо
5 )4675
Л плюс 257 толуола. Температура газовой среды 500 С, температура поверхности конструкционного материала
300 С, конструкционный материал—
r, 5 стекло.
На фиг.7 представлена зависимость массы отложений образцов топлив разного химического состава на пластинах из различного конструкционного материала от температуры конструкционного материала Тэ — топливо Л-0240 по ГОСТ 305-82; --- — топливо Л плюс 25Х толуола. Температура газовой о среды 550 С, коэффициент избытка воз- 15 духа 1,0.
Результаты повторных испытаний . топлива Л-0,2-40 по ГОСТ 305-82 приведены в табл. 3.
Среднее значение 194,75 10
195 10 г.
Дисперсия воспроизводимости т (M 1 M cP) 2 ) 0-8
6« 9 — э г.
Ы=08- — =20
58
28 равны для
Ы= ) 0- — =1 )
217
195
l 24
Π= 1,2 ——
25
35 о 23 9
350 С )0 = 2 31 400 С вЂ” 2 = 4 5
40 44 ношения равны 250 С вЂ” — = 1 7
1 Е
300 С - — 10 = 3 1 350 С вЂ” — = 4,01
3) )6
45 400 С вЂ” —, т. е. в среднем 2,9, о 4
31 ношения равны: 250 С вЂ” — = 1,9;
17
300 С вЂ” — = 2,5; 350 С вЂ” — = 2,8;
20 „11
400 С вЂ” 0 . е. в ср днем 2 4 о — 2
55, .
Среднее значение по всем указанным отношениям составляет 2,4.
В известном способе при количестве добавленного в авиабензин Б-70, равСреднее квадратичное отклонение — 5.10 г.
Выбор для сравнительных испытаний образцов топлив Л-0,2-40 и топлива Л плюс 251 толуола объясняется следую/ щим °
Выбор топлива с добавкой толуола, имеющего заведомо высокую лаконагарообразующую способность, связан с тем, что лаконагарообразующая способность штатных дизельных топлив по
ГОСТ 305-82 в условиях рабочего процесса быстроходных дизелей имеет примерно один и тот же уровень.
Анализ полученных экспериментальных данных (фиг.5-7) для топлив Л по ГОСТ 305-82 и Л плюс 25Х толуола, а также сравнение этих данных с дан-. ными по известному способу свидетельствуют о высокой чувствительнос-. ти предлагаемого способа.
Даже несмотря на то, что топливо
Л по ГОСТ 305-82 и авиабензин Б-70 несопоставимы, так как в составе бен;.зина Б-70 не содержится ароматических ! углеводородов, а в дизельном топливе Л их содержание составляет порядка 207 и, следовательно, изменение склонности к лаконагарообраэованию при добавлении в эти топлива дополнительного количества ароматики бур дет различно (для дизтоплива Л должно быть ниже), а значит, и приращение количества отложений должно быть
09
6 различным, чувс тви тель нос ть пр едлагаемого способа выше, чем известного. Это следует иэ анализа данных табл. 2 и фиг. 5: отношение массы отложений, полученных на топливе Л с добавлением 25Х толуола, к массе отложений, полученных на топливе Л без толуола, при различных температурах газовой среды Т составляют: 400 С вЂ” — = 2 6 450 С вЂ” — = о 23 о 45
9 26
1,8; 500 С " — = 1,9; 550 С вЂ” — *
О 22
= 2,5, т.е. в среднем 2,2. При этом следует учесть, что материал пласти" ны, на которой образуются отложения,стекло.
Иэ анализа данных табл.2 и фиг.6 следует: соответствующие отношения
22 — ),5; 1 = 1,4 — — = 3,1, т.е. в среднем 1,9. Иатериал пластины -, сте кло.
Из анализа данных табл.2 и фиг.7 следует: соответствующие отношения для пластины иэ меди равны 250ОС— 1 4 300 С вЂ” — = 2 3
l 21 о 50
84 21 т.е. в среднем 2,6.
Для пластины из алюминия эти соотДля пластины из стекла эти соот.1467509 ном нулю, вес нагара, образовавшегося на алюминиевом нагарнике, равен при- . мерно 5 мг, при добавлении в авиабензин Б-70 25Х толуола вес нагарника
5 равен примерно 13 мг. Таким образом, отношение равно 2,6.
Из приведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Нагарообраэующая способность авиабензина Е-70 при добавлении 257 толуола, оценненная при испытании на автомобильном бензиновом двигателе ЗИЛ-120 в течение 1 ч по известному епособу, уве" личилась по сравнению с бензином Б-70 5 без толуола в 2,6 раза.
Нагарообразующая способность дизельного топлива Л-0,2-40 по ГОСТ
305 82 при добавлении 257. толуола, оцененная по пре пагаемому способу в течение 20 мин с расходом топлива
5 .10 З кг. увеличилась по сравнению с топливом Л без толуола в 2,4 раза.
Сравнение данных по чувствительно- 25 сти известного способа с предлагаемым способом, полученных на разных моторных топливах исходная лакона" гарообраэующая способность бензина
Б-70 (значительно ниже, чем диз-топлива Л), в условиях, которые существенно различаются, в течение разного времени испытания, при расходе на испытание разного количества топлива, показывает полное совпадение результатов (2,6 против 2,4). Подобный результат — случайное совпадение, которое говорит,в.пользу предлагаемого способа, Формула изобретения
1. Способ оценки склонности моторных топлив к лако- и нагарообраэованию, определяемый по массе отложений, образующихся на нагреваемом материале, путем подачи топлива в капельно-. жидком состоянии в воздух камеры сгорания при атмосферном давлении с последующим нагревом, испарением, воспламенением и горением капли топлива, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки, сокращения времени и снижения трудоемкости испытания, воздух подают в камеру сгорания нагретым до температуры заряда двигателя внутреннего сгорания, а каплю нагревают, испаряют, воспламеняют, сжигают во время ее свободного падения.
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности испытаний, интервал времени подачи капель равен времени ее свободного падения.!
I о
I !
1.1467509
Й Щ, Йе м Р Х Ж
f o l0 иео
Ф 6 Ц оеи
ы и !
Ж I М
o)u о е е Р Р
Ж E Р
Е I
8am о
I е
6».- е
uue o
ОО 1: м — о
1
1
1
I
1
I
1 о
1 1 г е I
Е !» Х I
6 и 1-! > киоска е î оооi
g Е 4 !
13
1467509
Постоянные факторы
Масса отложений, 10 r
Варьируемый фактор
Температура газовой
Температура поверхности конКоэффициент избытка воздуха
Топливо
Л-02-40 по ГОСТ
305-82
Конструкционный матеТопливо
Л плюс
25Х толуола
PHYSI среды, 0С струкционного материала, С
Температура газовой среды, С
300
Стекло 9
23
26
17
1,0
84
21
l0
Алюми- 26 ний
1,0
550
121
23
44
Медь
550
1,0
0
Стекло 17
4
31
l6
3!
ll
1,0
550
500
Стекло 28
58
217
l 24
300
500.
Температура поверхности конструкционного материала, 0С
250
Коэффициент избытка воздуха
0,8
1,0
1,2
1,4
1 I
Таблица 2
Опыт
ТемпеТемпеМасса отложений на плас тине, N.10 г
1 2 300 500 200
1,2 300 500 192
1,2 300 ;500 197
1,2 300 500 190
2
Коэффжциент из бытка воздуха ратура пластины
1467509
Таблица 3 ратура воздуха
ТЯ,ОС
m,г
60 ьа
zso яоа но .жо r,.с
Tg -5 50 С = сом 8
Фиг. Я
0 ав ъа г,г и с
Ту-" ЛОО С =СРМЙ; Tg=5gg С sC0ltSt
ФФГ. 4
1467509
l7lу Мй
ego МО ад 6И т,, с
T, ° 40И ° сои t
@ и
ФИ Мд Яр С
Фик5
1467509
Р 1Д
t00
1,0
Фиг.б
2 О Лаа Ыа 4ОО Гэ С
Фиг.7
Составитель Н.Богданова
Редактор Н.Тупица Техред И.Верес- Корректор С.Черни
Заказ 1 192/43 Тираж 788 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета,по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,10!