Жидкометаллическое контактное устройство для быстроходных униполярных машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 146846
Класс 210, 6
21 1 64юг ссcр
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подаггсная арг1гггга ЛУ 92
Ю. В, Потапов
ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКОЕ КОНТАКТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ
БЫСТРОХОДНЫХ УНИПОЛЯРНЫХ МАШИН
Заявлено 23 января 1961 г. за № 694896/24-7 в Комитет по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Опубликовано н «Бюллетене изобретений» ¹ 9 9за 1962 г.
Предлагаемое жидкометаллическое контактное устройство предназначается для быстроходных униполярных машин с вертикальным валом и относится к известному типу таких контактных устройств, составлен-, ных из неподвижного кольцевого корытообразного в поперечном сечении контакта, частично заполненного жидким металлом, и кольцевого вращающегося контакта,,погруженного в этот металл.
Особенностью контактного устройства. составляющего предмет изобретения, является применение расположенной в полости неподвижного контакта системы отбойных стенок (перегородок), установленных в радиальных плоскостях на чути движения жидкого металла и снижающих скорость его перемещения.
Применением таких стенок обеспечивается надежный токосъем при высоких линейных скоростях вращающегося контакта.
Фиг. 1 и 2 изображают продольный и поперечный разрезы предлагаемого контактного устройства; на фиг. За — в в условно развернутом в плоскость неподвижном контакте, при виде со стороны оси машины, схематически показана работа отбойных стенок, снижающих скорость перемещения жидкого контактного металла.
Как видно из фиг. 1 и 2, в неподвижном контакте 1, служащем одним из полюсов внешней цепи генератора, выбран трапециевидный кольцевой паз, в который входит подобный ему по форме подвижный кольцевой контактный выступ 2, электрически соединенный с активной частью якоря и являющийся, по существу, контактным кольцом машины. Внутренний срез контактного выступа 2 под углом к оси генератора преследует цель использовать тангенциальные силы, возникающие при вращении якоря для выталкивания частиц контактного металла в активный зазор токосъема. № 146846
Наружная часть стенки неподвижного контакта 1 выполнена утолщенной с тем, чтобы в ней возможно было выбрать прямоугольный кольцевой паз, расположенный коаксиально по отношению к наружной поверхности подвижного контактного выступа 2.
Б радиальных направлениях, частично перекрывая прямоугольный паз, установлена система отбойных тормозных стенок — перегородок 3, препятствующих разгону частиц контактного металла по ходу вращения и образованию поверхностью жидкого металла параболоида вращения на наружной стенке под действием центробежных сил.
Количество тормозных стенок 3 зависит от конкретного диаметра контактного выступа 2. Корытообразный паз неподвижного контакта 1 заполняется металлом или сплавом 4 на высоту, равную половине высоты стенки 3.
Работа тормозных.-- отбойных стенок 3 поясняется фиг. 3а — в для трех возможных вариантов работы с линейной скоросью и образующей контактного выступа соответственно: а — меньшей, б — равной и в —большей критической скорости " .„.. 3a величину критической скорости принята скорость подвижного контакта, при которой жидкий металл поднимается на высоту, равную высоте тормозной стенки 3.
На фиг. 3 в показаны меры, обеспечивающие работу предлагаемого скоростного контактного устройства при скоростях выше критических путем установки направляющих стенок 5, способствующих сбросу жидкого металла в места активного жидкосъема, Количество направляющих стенок 5 повторяет число тормозных стенок 3.
Для поддержания контактного металла или сплава в расплавленном состоянии предлагается использовать потери на трение и джоул во тепло.
Пред м ет изобретения
Жидкометаллическое контактное устройство для быстроходных униполярных машин с вертикальным валом, составленное из неподвижного кольцевого корытообразного в поперечном сечении контакта, частично заполненного жидким металлом, и кольцевого вращающегося контакта, погруженного в этот металл, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения надежного токосъема при высоких линейных скоростях вращающегося контакта, в полости неподвижного контакта расположена система отбойных стенок (перегородок), установленных в радиальных плоскостях на пути движения жидкого металла и снижающих скорость с-„î перемещения, ¹ 146846
PL!2 1
flo R.я