Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к комбинированным система охлаждения и обогрева воздуха в салоне транспортного с)едства, в частности к устройствам регулирования температуры воздуха с использованием компрессионной холо дильной машины и отопителя. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит дифференциальный усилитель, выполненньй на транзисто- 23 1t pax 8-11, промежуточное реле 1 с контактами 1.1-1.3 (размыкактрми) и ,1.4-1.8 (замыканяцими). Через контакт .1,1 к входу дифференциального усилителя (база транзистора 8) подключен датчик 2 температуры, соединенный через контакт 1,4 с другим входом (база транзистора 9), к которому через контакт 1.3 подключен задатчик 3, соединенный через контакт 1.6 с первым входом дифференциального усилителя, выход которого (коллектор транзистора 11) соединен с обмоткой реле 4 регулятора с контактом 4.1, посредством которого и переключателя 5 режимов работы с контактами 5.1-5,4 с источником питания связаны приводы 6 и 7 соответственно отопителя и охладителя . Обмотка промежзгточного реле 4 подключена через переключатель 5 к источнику питания. Параллельно задатчику через контакт 1.8 подключен резистор 24. 1 ил. -I,-.-ИЛ Ml f WiTno RS I LfOUtZlias ifb.±J CO 4 O) 00 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 В 60 Н 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вмоюзндя
wT
Е иБЛ Q 7c.:,; ;А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4257281/27-11 (22) 05.06.87 (46) 30.03,89, Бюл. К- 12 (71) Запорожский автомобильный завод
"Коммунар" (72) Б.В.Чернявский и Г.В.Аверин (53) 629.048:628.8 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1411550, кл. F 25 В 29/00, 30.01.87. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к комбинированным система охлаждения и обогрева воздуха в салоне транспортного средства, в частности к устройствам регулирования температуры воздуха с использованием компрессионной холо» дильной машины и отопителя. Цель изобретения — повышение надежности.
Устройство содержит дифференциальный усилитель, выполненный на транзисто2д
„.Я0„„1468778 А 1 рах 8-11, промежуточное реле 1 С "кон- тактами 1.1-1.3 (размыкающими) и
1.4-1.8 (замыкающими). Через контакт
1,1 к входу дифференциального усилителя (база транзистора 8) подключен датчик 2 температуры, соединенный через контакт 1,4 с другим входом (база транзистора 9), к которому через контакт 1.3 подключен задатчик 3, соединенный через контакт 1.6 с первым входом дифференциального усилителя, выход которого (коллектор транзистора 11) соединен с обмоткой реле 4 регулятора с контактом 4.1, посредством которого и переключателя 5 режимов работы с контактами 5.1-5.4 с источником питания связаны приводы 6 и 7 I соответственно отопителя и охладителя. Обмотка промежуточного реле 4 подключена через переключатель 5 к источнику питания. Параллельно задат- чику через контакт 1.8 подключен резистор 24. 1 ил. ,:. Май
1468778
Изобретение относится к комбини; рованным системам охлаждения н обогрева воздуха в салоне транспортного средства, в частности к устройствам
5 регулирования температуры воздуха с использованием компрессионной.холодильной машины и отопителя.
Цель изобретения - повышение надежности. 10
На чертеже представлена принципиальная схема устройства для регулирования температуры в салоне транспортного средства.
Устройство содержит дифференциаль- 15 ный усилитель, к входам которого посредством промежуточного реле 1 с контактами 1.1-1.3 (размыкающими) и
1.4-1.8 (замыкающими) подключены датчик 2 температуры воздуха, выполненный в виде термореэистора и расположенный в зоне канала теплообменника, и задатчик 3 температуры, выполненный в виде переменного резистора. К выходу дифференциального усилителя подключена обмотка реле 4 регулятора с контактом 4.1. Через контакт 4.1 и переключатель 5 режимов работы с контактами 5.1, 5.2 (размы.кающими) и 5.3, 5. 4 (замыкающими) к источнику питания подключены привод
6 охладителя (через контакты 4.1 и ,5.2) и привод 7 отопителя (через контакты 4. 1 и 5.4). Через контакт 5.3 связана с источником питания обмотка промежуточного реле 1. Дифференциаль35 ный усилитель выполнен на транзисторах 8-11,резисторах 12-,20,конденсаторе 21.Последовательно соединенные резисторы 12, 13 и 14, 15 связывают базы соответственно транзисторов.8
40 и 9 с положительным полюсом .источника питания, к которому подключены коллектор и эмиттер соответственно транзисторов 8 и 10 и через резистор
16 коллектор транзистора 9. Соединен- <5 ные между собой эмиттеры транзисторов 8 и 9 связаны через резистор 17 с отрицательным полюсом источника питания, к которому подключены эмиттер транзистора 11 и через резисторы 18 50 и 19 базы соответственно транзисторов
9 и 11. Коллектор транзистора 10 через резистор 20 подключен к базе транзистора 11, коллектор которого является выходом дифференциального 55 усилителя, к которому подключена обмотка реле. 4 и диоды 22 и 23 защиты.
Один вывод датчика 2 подключен к одному из входов дифференциального усилителя (база транзистора Я) через контакт 1. 1, к другому входу (база транзистора 9) — через контакт 1.5.
Второй вывод датчика соединен с отрицательным полюсом источника питания. Задатчик 3 подключен одним выводом к первому входу дифференциального усилителя через контакт 1.6, другим выводом ко второму входу — через контакт 1.3. Причем первым выводом эадатчик 3 связан через контакт 1 ° 2 с положительным полюсом источника питания, а вторым выводом через контакт
1.7 — с отрицательным полюсом. Параллельно задатчику 3 через контакт 1.8 подключен резистор 24. Параллельно резистору 15 через контакт 1.4 под- ключен резистор 25. Питание к дифференциальному усилителю подключено через диоды 26,27 и контакты 5.1 и 5.3, с которыми связан положительный полюс источника питания через диоды 28-30, переключатель 31 режимов вентилятора с контактами 31.1-31.3 и предохранитель 32. В цепи привода 33 вентилятора включены резисторы 34, 35. В схеме предусмотрены светодиоды 3638 сигнализации, подключенные через резисторы 39-42 к контактам переключателя 5.
Устройство работает следующим образом.
В летнее время переключатель 5 переводят в положение, соответствующее включение холодильной компрес.— сионной машины (охладителя). При этом замыкают его контакты 5.2 и 5. 1, подключая электромагнитную муфту привода охладителя к контакту 4.1 и диоды
28-30 к цепям питания дифференциального усилителя.
При работе двигателя транспортного средства для включения устройства переводят переключатель 31 в одно из трех положений, каждому из которых соответствует определенная скорость вращения привода 33 вентилятора, т.е. определенный поток воздуха через теплообменник.
Пусть переключатель 31 переведен в третье положение, тогда напряжение источника питания через предохранитель 32, контакты 31. 1 переключателя
31 поступает на привод 33 вентилятора, одновременно через диод 30 и контакты 5.1 переключателя 5 - на резистор 30 и светодиод 36, сигнализи78
3 14687 рующий о включении холодильной машины, а через диод 27 — к цепям катания дифференциального усилителя. 1
Пусть диапазон регулирования тем5 пературы устройства находится в прео делах 4-20,5 С. В летнее время температура воздуха в салоне транспортного средства будет выше желаемой, установленной задатчиком 3.
Повышение температуры в салоне транспортного средства вызывает уменьшение сопротивления терморезистора, что создает отрицательный потенциал базы транзистора 8. Последний закры- 15 вается, а транзисторы 9" 11 открываются. Обмотка реле 4 оказывается под напряжением. Реле срабатывает и его контакты 4. 1 замыкаются, подключая привод охладителя, электромагнитную муфту компрессора к источнику питания. Посредством муфты двигатель транспортного средства приводит во вращение компрессор охладителя. Одновременно под напряжением оказывают- 25 ся резистор 40 и последовательно соединенный с ним светодиод 36, сигнализирующий о включении муфты.
Кондиционер начинает работать и воздух, проходящий через теплообмен- 30 ник по циклу салон - теплообменник— салон, постепенно охлаждается.
Когда его температура станет ниже установленной, сопротивление терморезистора увеличится, потенциал базы транзистора 8 станет положительным.
Он откроется, а транзисторы 9-11 за,кроются. Обмотка реле 4 обесточится.)
Вследствие чего контакты 4. 1 разомкнутся,муфта отключится, светодиод
36 погаснет, сигнализируя об отключении последней. Кондиционер перестанет работать. Воздух в салоне транспортного средства постепенно нагреется. Когда температура станет выше установленной, цикл повторится. 45
В зимнее время переключатель 5 переводят в положение, соответствующее включению отопителя. При этом замыкаются его контакты 5.3 и 5.4, подключая привод 7 отопителя (например, 5О кран) к контакту 4.1 реле 4, диоды
27.— 29 к диодУ 26, обмотке промежуточного реле 1, резистору 41.
При работающем двигателе транспортного средства для включения устройства переводят переключатель 31
, a одно из трех положений, например в третье. В этом случае напряжение источника питания через предохранитель 32, контакты 31. 1-31.3 поступает на привод 33 вентилятора, одновременно через диод 30 и контакты
5 3 переключателя 5 — на резистор 41 и светодиод 37, сигнализирующий о включении отопителя, а через диод
26 — на цепи питания дифференциального усилителя и непосрецственно на обмотку промежуточного реле 1 и он срабатывает. При этом контакты 1.4-1.8
I .i замыкаются. Резистор 24 подключается параллельно задатчику 3, что необходимо для изменения величины его сопротивления с целью совмещения конца диапазона регулирования температуры при работе кондиционера с началом диапазона регулирования температуры при работе отопителя. Задатчик 3 подключается к первому входу дифференциального усилителя (база транзистора 8) и к отрицательному полюсу источника питания, а датчик 2 — к второму входу балансного усилителя (база транзистора 9), резистор 25 подключается параллельно резистору
i5 что необходимо для установки верхнего предела диапазона регулирования, Пусть диапазон регулирования усто ройства лежит в пределах 20,5-65 С.
Температура воздуха в салоне соизмерима с наружной температурой, наприо мер равняется -5 С. Пониженная температура воздуха вызовет значительное увеличение сопротивления датчика
2, что приведет х появлению на базе транзистора 9 положительного потенциала. Он откроется, откроются соотвественно транзисторы 10 и 11. Обмотка реле 4 оказывается под напряжением. Реле срабатывает, Контакты 4.1 замыкаются, подключая привод 7 отопителя к источнику питания. Кран открывается и вода из системы охлаждения двигателя транспортного средства поступает в теплообменник отопитепя и нагревает его. Одновременно поц напряжением оказываются резчстор 39 и светодиод 36, сигнализирующий о включении привода отопителя. Воздух, проходящий через теплообменник в салон транспортного средства, нагревается.
При достижении температуры возду-. ха равной установленной задатчиком
3, сопротивление терморезистора уменьшится, что создает на базе транзистора 9 отрицательный потенциал, закрывающий его и соответственно транзисторы 10 и 11. Обмотка реле 4 обестоСоставитель Э.Кондратенко
Техред N.Дидык
Корректор В, Гирняк
Редактор М.Келемеш
Заказ 1306/18 Тираж 527 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101
5 1468778 6 чивается. Контакты 4. 1 размыкаются; пературы, подключенный через один иэ разрывая цепь питания привода 7 ото- размыкающих контактов переключателя пителя и светодиода 36, сигнализиру- режима к одному из входов дифференющего об отключении последнего. Кран циального усилителя,а через один из перекрывает подачу горячей воды и в замыкающих контактов — к соединенному
5 теплообменник, Воздух, поступающий в через второй размыкающий контакт с салон, постепенно остывает. Когда его задатчиком температуры, другому вхотемпература станет выше установлен-, ду дифференциального усилителя, свяной, цикл повторится. занного выходом с приводами-отопителя и охладителя, о т л и ч а ю щ еФ о р м у л а и з о б р е т е н и я е с я тем, что, с целью повышения надежности, задатчик температуры подУстройство для регулирования тем- ключен через второй замыкающий конпературы воздуха в салоне транспорт- 1 такт переключателя режимов к первому ного средства, содержащее датчик тем- входу дифференциального усилителя,