Устройство управления трансмиссией транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии. Цель изобретения - облегчение управления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства. Устройство , снабжено пневмокамерой 2, шток которой кинематически связан с вилкой 12 выключения сцепления 1, а бесштоковая полость 62 соединена с источником воздуха 47, находящегося под давлением . Источник питания 52 связан через нормально замкнутый контакт 63 ,с обмоткой 65 реле 61 и через первый нормально разомкнутый контакт 55 и контакты пневмоэлектрического датчика 61 блокировки - с перекидным контактом переключатели 53, а в цепи ме жду первым нормально разомкнутым контактом 55 и пневмоэлектрическим датчиком 61 расположен контакт реле 61, перекидной контакт 66 которого через второй нормально разомкнутый контакт 64 соединен с источником питания 52., При подаче воздуха в по- . лость 44 пневмоцилинд а происходит перемещение поршня 42 и сжатие пруяины 57, что обеспечивает легкое и плавное включение делителя коробки передач, увеличивая срок ее службы. 5 ил о с S С 4 ast СХ) з 00 э© Фи.7

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 В 60 К 41/22

3Ж3 ": 31М г- ..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3868906/27-1 1 (22) 14.03.85 (46) 30.03.89. Бюп. N - 12 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.П.Недялков, Е.Д.Туртанов и В.Г.Выборнов (53) 629. 113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 1418100, кл. В 60 К 41/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИС СНЕН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии. Цель изобретения — облегчение управления п1,и повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства. Устройство снабжено пневмокамерой 2, шток кото„.Я0„„1468788 А1 рой кинематически связан с вилкой 12 выключения сцепления i а бесштоковая полость 62 соединена с источником воздуха 47, находящегося под давлением. Источник питания 52 связан через нормально замкнутый контакт 63 .с обмоткой 65 реле 61 и через первый нормально разомкнутый контакт 55 и контакты пневмозлектрического датчика 61 блокировки - с перекидным контактом переключателя 53, а в цепи между первым нормально разомкнутым контактом 55 и пневмоэлектрическим датчиком 61 расположен контакт реле

6i, перекидной контакт 66 которого через второй нормально разомкнутый контакт 64 соединен с источником питания 52. При подаче воздуха в по лость 44 пневмоцилиндра происходит перемещение поршня 42 н сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и плавное включение делителя коробки передач, увеличивая срок ее службы.

5 ил.

1468788

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортного средства, в частности сцеплением и передачей.

Цель изобретения — облегчение уп5 равления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства.

На фиг.1 изображена трансмиссия транспортного средства, общий вид; на фиг.2 — электропневматическая схема устройства управления трансмиссией 15 ,транспортного средства, на фиг.3принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.4 — схема переключения передач; на фиг.5 — рукоятка рычага переключения передач с пе- 2< реключат елем делителя.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства содержит сцепление 1 (фиг.1), привод выключения которого оснащен камерой 2 пневмоусилителя, механическую коробку

3 передач. Сцепление 1 установлено в картере 4, прикрепленному к корпусу, В

5 двигателя внутреннего сгорания, к маховику 6 которого через нажимной диск 7 прижат пружинами 8 ведомый диск 9. Ведомый диск 9 шпицами соединен с ведомым валом 10 сцепления . i. На шпицах ведомого вала 10 распо1 ложен фланец 11 крепления карданного вала (не показан), соединяющего сцепление 1 с коробкой 3 передач.

1Пток 12 (фиг.2) камеры 2 пневмоусилителя кинематически связан с вилкой 13 выключения сцепления 1. Вилка

13 имеет возможность взаимодействия с муфтой выключения сцепления 1, которая имеет возможность взаимодействия с упорным кольцом 14. К последнему прижаты отжимные рычаги 15, 1

В картере 16 коробки передач 3 установлен первичный вал 17, на котором выполнена ступица 18 синхронизатора

19 и установлена шестерня 20. В первичном вале 17 расположен подшипник 5

21, на который оперт вторичный вал

11. На вторичном вале 22 установлена шестерня 23. Шестерни 20 и 23 зацеплены с колесами 24 и 25 соответственно. Колеса 24 и 25 закреплены на промежуточном вале 26. На последнем закреплены колеса 27 и 28, зацепленнше с шестернями 29 и 30, установленными. на вторичном вале 22. На вале 22 установлена шестерня 31, зацепленная с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26. На ступице 32 установлена шестерня 33, имеющая возможность зацепления с перемещаемой по оси 34 шестерней 35, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26.

В корпусе 36 размещен рычаг 37 переключения передач и пневмоцилиндр

38. В корпусе пневмоцилиндра 38 и в корпусе 36 установлен шток 39 с вилкой 40, обеспечивающей перемещение муфты 41 синхронизатора 19. На штоке

39 установлен поршень 42. Поршень 42, корпус 38 и крышка 43 ограничивают полости 44 и 45. Полости 44 и 45 имеют возможность сообщения трубопроводом 46 (фиг.2) с источником 47 давления через электромагнитные клапаны

48 и 49. Полости 44 и 45 сообщены с атмосферой.

Обмотки 50 и 51 (фиг .3) имеют возможность сообщения с источником 52 питания, они соединены с переключателем 53. Педаль 54 сцепления 1 в конце своего перемещения имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 55. Переключатель 53 установлен на рычаге 37. Рычаг 37 имеет возможность кинематичес кой связи с муфтой 56, шестернями 33 и 35.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства снабжено пружиной 57, установленной между чашками 58 и 59, размещенными в расточке пневмоцилиндра 38. Такое конструктивное выполнение обеспечивает нейтральное положение муфты 41 и тем самым делителя коробки передач. В связи с этим не нужно держать ногу на педали 54 сцепления 1 при остановленном на передаче транспортном сред! стве, например перед светофором. В свою очередь, это обеспечивает снижение потерь в коробке передач 3, поскольку нет вращения ее шестерен на стоянке транспортного средства, например при эксплуатации в осенне-зимний период, когда двигатель длительное время работает для обогрева. Это обеспечит уменьшение расхода топлива.

Устройство снабжено реле 60 и датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление .в пневмоприводе усилителя сцепления 1. Бесштоковая полость 62 пневмокамеры 2 соединена с источниз 146878 ком 47 воздуха и полостью датчика 61.

Устройство снабжено выключателями: нормально замкнутым 63 и нормально разомкнутым 64, имеющими возможность взаимодействия со штоком 39 пневмоцилиндра 37.

Источник 52 питания соединен через нормально замкнутый выключатель 63 с обмоткой 65 реле 60. Обмотка,65 ре- 1g ле 60 соединена с переключателем 53 через последовательно соединенные нормально разомкнутый контакт 55, имеющий возможность взаимодействия с педалью 54 сцепления 1 в конце ее перемещения, и датчик 61 блокировки, реагирующий на давление в камере 2 пневмоусилителя привода выключения сцепления 1, с переключателем 53. Переключатель 53 соединен через контакт 20

66 реле 60 и нормально разомкнутый выключатель 64 с источником 52 питания. Переключатель 53 соединен также с датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление в камере 2 пневмо- 25 усилителя привода выключения сцепления 1.

С источником 52 питания через нормально замкнутый выключатель 63 соединена индикаторная лампа 67. Нор- 3р мально замкнутый выключатель 63 имеет возможность размыкания в конце хо да штока 39, обеспечивающего при этом замыкание нормально разомкнутого выключателя 64.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства функционирует следующим образом.

8 а

Ток в обмотке 50 вызовет перемещение якоря электромагнитного клапана 48 и связанного с ним клапана, что обеспечит подачу воздуха иэ источника 47 в полость 44 пневмоцилиндра 37.

В результате происходит перемещение поршня 42 со штоком 39, что вызывает перемещение вилки 40 и муфты 41. Тем самым обеспечивается соединение первичного вала 47 и шестерни 23, т.е. включение высшего диапазона делителя коробки передач.

Перемещение штока 39 в конце его хода обеспечит размыкание выключателя 63. Обмотка 65 реле 60 тем самым обесточена, что обеспечивает возврат контакта 66 в исходное положение. Отсутствие тока в цепи: источник тока

52, нормально замкнутый выключатель

63 и индикаторная лампа 67 приводит к тому, что лампа 67 гаснет, а это указывает на то, что включился высший диапазон делителя. Поскольку контакт 66 реле 60 замыкает цепь: источник 52 тока, выключатель 64, замкнутый при перемещении штока 39 в конце его хода, и обмотка 50, то соединены источник 47 и полость 44 пневмоцилиндра 37.

При подаче воздуха в полость 44 пневмоцилиндра 37 происходит перемещение поршня 42 и сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и мягкое включение делителю коробки передач, существенно увеличивает срок ее службы.

Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я

При нейтральном положении делителя замкнута цепь: источник 52, вы40 ключатель 53 и лампа 67, что обеспечивает ее свечение; замкнута и цепы источник 52, выключатель 63 и обмотка 65 реле 60, что обеспечивает переброс контакта 66 .реле 60. Для включе- 45 ния делителя на один из диапазонов В или Н (фиг.4) нужно выключить сцепление 1. Воздух из источника 47 поступает в бештоковую полость 62 камеры 2 пневмоусилителя привода выключе- 50 ния сцепления 1 при нажатии на педаль

54, в койце перемещения которой происходит замыкание нормально разомкнутого контакта 55. Тем самым замыкается цепь: источник 52; нормально SS замкнутый выключатель 63 контакт 55; датчик 61 блокировки, обмотка 50, и включается высший диапазон делителя.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства, содержащее привод сцепления и привод коробки передач, включающий в себя делитель со . штоком, управляемым пневмоцилиндром, полости которого через электромагнитные клапаны сообщены с источником воздуха, находящегося под давлением, переключатель, контакты которого подключены к обмоткам электромагнитных клапанов, первый нормально раэмокнутый контакт, установленный с возможностью взаимодействия с приводом сцепления, реле, пневмоэлектрический датчик блокировки и установленные с возможностью взаимодействия со штоком пневмоцилиндра нормально замкнутый контакт, который соединен с источником питания, и второй нормально ра5 1468788

6 зомкнутый контакт, который соединен точник питания связан через нормальс контактом реле, о т л и ч а ю щ е- но замкнутый контакт с обмоткой реле е с я тем, что, с целью упрощения и через первый нормально разомкнутый управления при повышении срока служ- контакт и контакты пневмоэлектричесбы коробки передач путем надежной

5 кого датчика блокировки с перекидным и безотказной работы, устройство уп- контактом переключателя, а в цепи равления трансмиссией транспортного между первым нормально разомкнутым средства снабжено пневмокамерой, шток контактом и пневмоэлектрическим даткоторой кинематически связан с вилкой 10 чиком расположены контакты реле, певыключения сцепления, а бесштоковая рекидной контакт которого через втополость соединена с источником воз- рой нормально разомкнутый контакт содуха, находящегося под давлением, ис- единен с источником питания.

1468788

63 87М б1

Фиг.5

Составитель А.Барыков

Техред М.Дидык Корректор М.Самборская

Редактор М.Келемеш

Заказ 1306/18 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101